Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Киевской Руси эпохи Ярослава Мудрого






Древнерусское искусство

 

Древнерусское искусство своими корнями уходит во времена когда народ еще не знал христианства, уже тогда существовала богатая художественная культура свидетельствующая о замечательной талантливости наших далеких предков и ставшей живой традицией искусства последующих столетий.

В 1Х-Х веках происходит объединение восточнославянских племен что привело к образованию мощного государства го главе которого стоял князь. Поэтому усложняются общественные связи, характер религиозных отношений.Язычество в центре проблем которого стояла природа теперь не отвечает потребностям классового общества.

В 988 году Киевская Русь приняла христианство из Византии, и вместе с искусством Византии основные категории общественного сознания и форму их художественного выражения..

Развитие Древнерусского искусства можно поделить на периоды:

Х1-начало Х11 века – Киевская Русь эпохи Ярослава Мудрого

Вторая половина Х11 –Х111век – эпоха раздробленности

Х1У –ХУ1 века – Московское государство

ХУ1 –ХУ11 века – искусство России

 

ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ ЭПОХИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

 

Византия в Х веке оставалась единственной наследницей античности, была носителем высокой культуры книги (миниатюры), станковой и монументальной живописи, каменного (храмового)строительства. В относительно краткий период расцвета Киевской Руси древнерусские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры, поэтому памятники Киевского государства Х1 века обнаруживали такой высокий уровень развития.

С принятием христианства в Киеве начинает развиваться каменное строительство: крепости, храмы, дворцы. Только по историческим сведениям, сохранившимся фрагментам или реставрациям нам известны такие каменные постройки: Золотые ворота в Киеве(1037), Десятинная церковь (по описаниям имела 25! куполов мозаичное убранство стен, цветного кафеля полы, резные капители), двухэтажный княжеский дворец(площадью более 200 кв.м.).В летописях есть упоминание о деревянных храмах: 5-ти купольная церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева (1020-26гг, зодчий Милонег).

Древнерусские зодчие использовали тип византийского крестово-купольного храма сложенного из чередующихся рядов камней (позже и без них)

И плоского кирпича –плинфы на растворе цемянки.Но быстро появляются своеобразные национальные черты: многоглавие, ступенчатое расположение сводов и полукружий закомар, паперти – галереи с трех сторон храма. В эпоху Ярослава Мудрого храмовое (культовое) зодчество становится основным, но характерно что церкви имели не только культовое,

но и общественное назначение.

До наших дней сохранилось главное произведении зодчества Х1 века – Софийский собор в Киеве (заложен 1037г)Это грандиозное 13-ти купольное сооружение Опорами для куполов служили 12 мощных крестообразных столбов.Широкое пространство пронизано светом, который струится из 12 окон центрального барабана.Величественное многоглавие постепенно нарастающее к центру куполов производило неизгладимое впечатление..Первоначально собор имел классические «византийские»формы, в ходе многочисленных реставраций купола приобрели современную форму.Храм не был побелен и поэтому кирпичная кладка на основе розовой плинфы и цемянки придавала строению нарядность.На фасадах были выложены орнаменты из кирпичей поставленных на ребро и «утопленых» в кладку здания. Храм был религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевского государства.Здесь происходили церемонии «посажения князя на престол»прием послов, велось летописание, размещались библиотека и иконописные мастерские.

Интерьер собора почти не затронули позднейшие пределки. Дальние углы храма по-прежнему тонут в полумраке, а подкупольное пространство залито ярким светом льющимся в проемы светового барабана главного купола. Интерьер собора богато украшен мозаиками и фресками.До наших дней сохранилось 260 кв.м. мозаик. Система росписей и выбор сюжетов соответствовал идейному замыслу христианского вероучения.. В центральном куполе –Христос Вседержитель, на столбах, арках и парусах – изображение апостолов, евангелистов и основных сцен христианского вероучения, в алтаре – Оранта (Молящаяся Богоматерь) – сочетание синего цвета ее одеяния и золотого фона является основным принципом колористического решения убранства всего собора.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа против центрального алтаря. На стенах лестничных башен сохранились фрески с изображением сцен охоты, акробатов, скоморохов и т.п. Среди росписей изображены и животные: гепард, лев, медведь, верблюд и т.п. Значительное место в живописном убранстве собора занимают орнаменты растительного характера с изображением местных растений и цветов. Очень интересно что

типы лиц святых - как представителей востока так и славянской внешности -это говорит о том что образы создавались не только приглашенными но и местными мастерами.

Во второй половине Х1 века вырабатывается определенный тип храма Этот тип храма 3-нефный, опорами для купола являются крестовообразные столбы.Сложная ритмика многоглавных покрытий продолжается в волнообразных движениях сводов и закомар. Такого типа постройки: Успенский собор Киево-Печерского монастыря(1073-1076), собор Михайловского монастыря (1108)

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом был построен методом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плинфы.Впервые в практике русого каменного строительства купол собора был позолочен, поэтому сам храм получил название Златоверхий. Великолепны мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. (1108г) исполнены уже полностью русскими мастерами (предположительно Алимпием), русское начало явственно проступает не только в облике лиц, но в подробностях одежды святых воинов и самого отношения к образу как идеалу национальной красоты. Художники пытались раскрыть духовный мир своих персонажей- они ведут между собой непринужденную беседу, их жесты выразительны, а каждое лицо наделено индивидуальными чертами.

Начале Х1 века строится центральная церковь Киево-Печерской Лавры – Успенья Богородицы (1073-1076гг) в росписях которой принимал участие знаменитый лаврский иконописец АЛИМПИЙ. Михайловский собор Выдубецкого монастыря (1088г) строил русский зодчий Петро МИЛОНОГ

Киевская Русь была великим европейским государством,

каменное строительство велось во многих городах. Знаменит пятикупольный Черниговский Спасский собор (так называемая Преображенская кафедра) построенный в 1037г.- очевидно был покрытый великолепной резьбой, судя по остаткам капителей. В Новгороде строится знаменитый пятикупольный Софийский собор.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.