Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.






Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента:

· эндоморфному типу соответствует висцеротонический темперамент,

· мезоморфному типу — соматотонический,

· эктоморфному — церебротонический.

Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность, могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Выделенные Павловым типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента:

· сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;

· сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;

· сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

· слабый тип — меланхолик.

Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей.

Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Леонгард выделил типов акцентуаций: гипертимный, дистимиый, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный

Личко описывает 11 возможных типов акцентуаций характера: лабильный, циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный, гипертимный, астено-невротический, неустойчивый.

У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно называют социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям:

· по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня,

· по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Типология К.Г. Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются:

· мыслительный тип,

· эмоциональный тип,

· сенсорный тип,

· интуитивный тип.

Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным. Юнг подробно описывает каждый из восьми возможных типов личности.

Менее известна типология Э. Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системы жизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности:

· теоретический,

· экономический,

· эстетический,

· социальный,

· политический,

· религиозный.

К социально-психологическим типологиям, на наш взгляд, могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Б. С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Классическим примером создания опросников на основе выде­ления типов, является опросник ММРI. Авторами этого опросника являются аме­риканские психологи С. Хатуэй и Дж. Маккинли. Им удалось наиболее последо­вательно применить типологический подход к описаниям личности. В рамках это­го подхода ими разработан многопрофильный личностный тест, известный как Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI). В классическом виде используется 13 шкал ММРI, содержащих 566 вопросов. В ММРI имеются три оценочные шкалы. Они предназначены для выявления уста­новок испытуемого по отношению к тестированию. Остальные десять шкал явля­ются базовыми для осуществления диагностики.

В содержательном отношении близким к ММРI является опросник X. Смишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. В основу опросника X. Смишека положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на группу основных и группу дополнительных черт. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адапта­цию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных соци­альных условиях могут разрушить структуру личности. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не явля­ются патологическими. Всего Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций, в основном соответствующих систематике психопатий в психиатрии.

В советской психологии типологический подход к описанию личности челове­ка был использован А. Е. Личко с сотрудниками при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагно­стики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Выделено 11 типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, ла­бильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Данный опросник получил широкое распространение при исследовании психических характеристик личности подростка с целью оценки их соответствия общепринятой норме.

Идиографический подход (от греч. idiwois — особое отличие, индивидуальные признаки, особенности, grafos — запись, рисунок, изображение) ориентирован на наблюдение, фиксацию и описание уникальных, единичных явлений и событий. Достаточно вспомнить такие исследования, как работу А.Р.Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», монографию З.Фрейда «Леонардо да Винчи». Также примерами могут служить понимающая психология В. Дильтея и Э. Шпрангера.

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход (от греч. nomos — закон, tetmos — установление) — исследовательский подход, направленный на установление обобщений, общих законов развития, существования и взаимодействия объектов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.