Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я презентация. 12. 1Христианство в XIII веке.






12. 1 Христианство в XIII веке.

В XIII веке папство достигло величайшей победы - политического господства римско-католической церкви в странах Западной Европы

 

12.1. 2 Папа Иннокентий III

Папа Иннокентий III родился в 1160 году, учился в Париже и стал папой в возрасте тридцати семи лет. Он был больше юристом, чем богословом. В отношении энергии и беззастенчивости в выборе средств для достижения своих целей он превзошел всех своих предшественников. При Иннокентии III господство римско-католической церкви стало неоспоримым фактом во всех странах Западной Европы. Рука папы Иннокентия III простиралась даже до пределов Англии и Испании.

1) Он организатор трех последних крестовых походов: один из которых детский

2) Его эпоха также ознаменована ярой борьбой с еретиками-катарами (альбигойцами) и вальденсами. Для этой борьбы повсюду привлекалась светская власть, и методы этой борьбы носили даже иногда военный характер, как, например, известные " альбигойские войны" (1209-1229 гг.).

3) В дни папы Иннокентия III состоялся известный в истории христианства четвертый Экуменический Латеранский синод (1215), в котором приняли участие более 2000 делегатов. Этот синод был настоящей демонстрацией папского могущества. На этом синоде было принято, в основном, три решения: 1) о введении инквизиции, как основного средства борьбы с еретиками; 2) об организации пятого крестового похода и 3) было санкционировано учение о пресуществлении.

4) Он и его последователи стояли у истоков формирования монашеских орденов, которые впоследствии сыграли определённую роль в истории церкви.

12.2. 3 Учреждение инквизиции (1232 г.)

Кто не знает слова " инквизиция" и кто не возмущался ужасом ее, достигшей своей кульминационной точки в так называемой " аутодафе", то есть в сожжении " еретиков" и отступников от католической церкви на кострах, популярной особенно в Испании и Португалии. Но не все знают, что инквизиция является детищем тринадцатого века. Какова же история инквизиции? В 1232 году папа Григорий IX учреждает особые " инквизиционные трибуналы", то есть суды, которые должны были заниматься отыскиванием и осуждением " еретиков", то есть отступников от учения католической церкви. Эти трибуналы были отданы в руки доминиканцев, и с этого времени история ордена доминиканцев, основанного для благой цели и давшего множество глубоко мыслящих богословов, стала историей церковного террора и преступлений против человечности. Путь ордена доминиканцев полон крови и горящих костров, на которых сжигались лучшие представители христианства.

Достаточно просто сказать, что глава испанской инквизиции Фома Торквемада ещё в пятнадцатом веке осудил более десяти тысяч " еретиков" на сожжение. Печально, что именно монахи ордена доминиканцев так запятнали себя ужасами инквизиции. И невольно взор от этой мрачной картины направляется на самое светлое явление в христианстве тринадцатого века - на жизнь и деятельность Франциска Ассизского и ордена францисканцев, в которых жил поистине дух апостолов Христовых. Францисканцы были истинными ангелами утешения среди слез и крови инквизиции.

 

12.3. 4 Влияние крестовых походов на христианство 13 века.

Борьба с исламом шла в тринадцатом веке двумя путями: путем меча и огня, то есть путем крестовых походов, и путем миссионерской деятельности среди них. Мы уже говорили, что папа Иннокентий III был организатором трех крестовых походов - четвертого, детского и пятого. После Иннокентия III были организованы еще два крестовых похода - шестой и седьмой, окончившиеся также поражением христиан. Эти поражения сильно подрывали духовный авторитет папства.

" Если папа истинный служитель Христа, - рассуждали народы, - то почему же крестоносцы его терпят такие поражения? "

Каково же было влияние крестовых походов на христианство тринадцатого века? Крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, рассказывали небывалые вещи о жизни на Востоке: об удивительном богатстве и высоком культурном уровне восточных народов, подчеркивая при этом, что все это достигнуто ими и без веры во Христа. Участники крестовых походов, возвращавшиеся домой, приносили с собой не только ценные познания в математике, чем так богат арабский мир, но и в астрологии, алхимии и оккультных науках, которые, будучи наследием гностицизма, так процветали на Востоке. Таинственные методы лечения больных, применявшиеся арабскими врачами, пересаживались на европейскую почву и порождали рост целителей-знахарей.

Но самое печальное, что привозилось в страны Европы участниками крестовых походов, это бесчисленные реликвии, которые порождали суеверие в народе и которые становились предметами поклонения тысяч и даже миллионов христиан. Эти реликвии из восточных стран выставлялись напоказ, и при этом рассказывалось, какие чудеса они творили. Церковь поощряла почитание этих реликвий, и таким образом в католической церкви появился настоящий культ реликвий.

Интересно… 5 Участники крестовых походов привозили, например, кусочки старого дерева и выдавали их за части креста Господня. Не удивительно, что цены на эти кусочки дерева достигали сказочных размеров. Люди ничего не жалели, лишь бы приобрести такую святыню, как частицу креста Господня. Если бы собрать вместе все эти частицы креста Господня, то получилась бы целая гора из них.

Вот результат семи крестовых походов: гроб Господень, для освобождения которого организовывались эти походы, остался за мусульманами. Тысячи людей отдали свою жизнь напрасно, и в христианстве тринадцатого века стали все чаще появляться вопросы: неужели Магомет оказался сильнее Христа? Несмотря на весь свой внешний блеск, папство в моральном отношении тускнело с каждым днем все больше. К голосу папы прислушивались все меньше и меньше.

НО… самым сильным ударом по авторитету папства следует, возможно, считать появлявшиеся в разных религиозных кругах взгляды на папу как на антихриста. Такие взгляды распространялись, между прочим, так называемыми " апостольскими братьями", - последователями ремесленника Гергарда Сегорелла из Пармы, который в 1300 году окончил свою жизнь на костре. " Папа-антихрист" - большего поношения на папство трудно было придумать, и такое мнение о папах возникло именно в тринадцатом веке, в веке величайшего могущества папства.

 

13. 6 Христианство в XIV веке.

В истории христианства четырнадцатый век начинается с большого события в римско-католической церкви.

 

13.1. 7 Культ папы Бонифация VIII

В 1300 году Бонифаций VIII объявляет " Священный год", и бесчисленные толпы паломников направляются в Рим, молятся у гробниц апостолов, молятся в соборе Петра на Латеранском холме и получают от папы отпущение грехов. Этот юбилейный год, праздновавшийся вначале через каждые сто лет, стал позднее праздноваться каждые двадцать пять лет, принося папскому престолу несметные доходы. Эти юбилейные годы являлись также демонстрацией папского могущества перед лицом всего мира. Папа Бонифаций VIII, введя празднование " Священного" или " Юбилейного" года, почувствовал себя на высоте высшей славы и небывалого величия. Он стал поощрять культ своей собственной личности. У его ног лежала разбитая Германская империя, а князья ее были поглощены междоусобной борьбой. Остальные государства были для него ничто. Но, во Франции, незаметно для папы, набирал силы король Филипп VI, получивший в истории название " Красивого", и вскоре между королем и папой началась борьба не на жизнь, а на смерть. Причиной этой борьбы было то, что папа решил обложить французское духовенство налогом в свою пользу, а король Филипп запретил вывоз золота и серебра из Франции, создав для папы самые большие финансовые затруднения. Разгневанный папа провозгласил в своей энциклике от 1302 года папскую власть превыше всякой власти на земле и угрожал всем, кто проявит непослушание папе, вечной погибелью. Ни один папа до Бонифация VIII не дерзал так говорить. Король Филипп заявил, что он не намерен подчиняться папе, и над ним повисла папская булла, то есть папское проклятие. Филипп созвал Национальное собрание с представительством от всех сословий Франции, и это собрание единодушно поддержало короля и осудило папу. Словом, целый народ объявил непослушание папе Бонифацию. В страхе папа спасается в отдаленном замке Агнани. Но его обнаружили и арестовали, причем один знатный итальянец сильно ударил его по щеке. Вскоре Бонифаций VIII был освобожден, но, вернувшись в Рим, снова был арестован и умер под арестом в болезненном психическом состоянии.

Со смертью Бонифация VIII надежды папства на абсолютное мировое господство рухнули раз и навсегда. Ни один из последующих пап не мог ни для себя, ни для католической церкви требовать того, чего требовал Бонифаций. Его преемник Венедикт XI поспешил выразить французскому королю свою готовность в исполнении всех желаний.

 

13.2. 8 Эпидемия чумы в Европе

Ко всем этим трудностям церкви прибавились еще и народные бедствия. Собор Петра на Латеранском холме сгорел в огне грандиозного пожара. Во всей Европе вспыхнула эпидемия чумы - этой " черной смерти", и в короткий срок от нее погибло две трети населения Европы. Люди считали эпидемию чумы судом Божиим. Всюду появились проповедники, проповедовавшие скорый конец мира, пока они не умолкали в пламени костров " аутодафе". Ко всем этим бедствиям прибавились еще гонения на евреев, которых в чем только не обвиняли. Слухи о связи Римского папы с диаволом усиливались.

 

13.3. 9 Джон Виклиф

Четырнадцатый век в истории христианства является эпохой предшественника Реформации - Джона Виклифа - проповедника чистого Евангелия.

Он родился в небольшом поселке Спресвелл на юге Англии, ныне больше не существующем. Он принадлежал к числу тех людей, которые не могут назвать точного времени своего рождения. По некоторым неточным данным, он родился около 1320 года; начальное образование получил в школе, неподалеку от места своего рождения. Но потом мы находим его в знаменитом английском университете в Оксфорде. РОЛИК Возможно, ему было около двадцати пяти лет, когда он стал студентом этого университета. В то время Оксфордский университет славился лучшими профессорами в мире. Живой ум Джона Виклифа интересовался всем: и естествознанием, и философией, и математикой, и историей, и законоведением. Но ревностнее всего он занимался богословием. Окончив университет, он стал преподавателем одного из колледжей его, а затем и ректором.

В мае 1361 года Джон Виклиф становится священником одного прихода в Линкольншире, но продолжает жить в Оксфорде. Занимаясь богословием, он больше всего отдавался изучению Библии и вскоре стал одним из лучших знатоков Библии своего времени. В декабре 1365 года его назначают ректором богословского колледжа в Кентербери. Тогда же он получает звание доктора богословия и читает лекции по систематическому богословию. В 1368 году после семилетнего служения он оставляет свой приход в Линкольншире и становится ректором колледжа в Букингемшире, недалеко от Оксфорда. Это позволило ему поддерживать связь с Оксфордским университетом. Через шесть лет после этого назначения он получает королевский приход Люттеруорт в Лейстершире и остается в нем до своей смерти. В это время – в 1374 - 1375 годах - Виклиф и появляется на арене тогдашнего христианства как реформатор.

В одной из своих проповедей Виклиф сказал, что изучение Библии показало ему, как далеко ушли католическая церковь и папство от духа апостольского христианства и как жизненно необходима коренная духовная реформация в ней. Все громче начал звучать голос Виклифа о противоречии всей веры и практики католической церкви учению Христа и апостолов.

Джон Виклиф оставил человечеству богатейшее духовное наследие, заключенное во многих томах его богословских сочинений. Основной тезис Виклифа: " Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"

Орудием для духовной борьбы Виклиф избрал свои знаменитые тезисы. Один из основных его тезисов гласил: " Церковь должна быть бедной, каковой она и была в апостольские дни". Со своими тезисами - этими поистине евангельскими лозунгами - Виклиф начал выступать в Лондоне. Все церкви, в которых он проповедовал, были переполнены знатными и простыми лондонцами. Весь Лондон пришел в движение. Пришли в движение и враги Виклифа. Папа слал проклятия Оксфордскому университету и епископу Англии, что они просмотрели появление столь опасного " еретика" в своей среде. Напуганный проклятиями папы, епископ Лондонский Вильям Кортеней призвал 19 февраля 1377 года Виклифа к себе, чтобы потребовать от него отчета в распространяемом им учении. Друзья Виклифа сопровождали смелого проповедника в Лондон. Громадная толпа народа собралась в церкви, где должны были выслушивать Виклифа. Но еще до начала процесса начался ожесточенный спор между епископом и друзьями Виклифа. Покровитель Виклифа, герцог Ланкастер, заявил, что он сумеет расправиться с духовенством Англии, если оно дерзнет причинить хотя бы малейший вред Джону Виклифу. До процесса не дошло, и собрание разошлось. Виклиф, невредимый, покинул Лондон, сопровождаемый своими друзьями и защитниками. Но в сердцах большинства английского духовенства кипела ненависть и злоба против великого вестника евангельских истин. Какой только клеветой не обливали враги этого героя евангельской веры! Тезис Виклифа - " Церковь должна быть бедной, как в дни апостолов" встревожил и духовенство Рима. Папа Григорий XI послал 22 мая 1377 года пять булл, направленных против Виклифа, архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, королю Эдуарду III, канцлеру и Оксфордскому университету.

К буллам были приложены 18 тезисов Виклифа, которые объявлялись еретическими и опасными для государства и церкви. Вот эти папские буллы против Виклифа и зажгли, главным образом, пожар реформации в Англии. Поощряемый своими друзьями и покровителями, Виклиф развернул во всю ширь свою реформаторскую деятельность. Он прежде всего направил свои тезисы в английский парламент, а затем в виде листовок распространил их в народе, снабдив их комментариями. Духовный суд во дворце архиепископа

В марте 1378 года Виклифа снова призвали на духовный суд, на сей раз в Ламбетский дворец архиепископа. Еще не закончилось предварительное следствие, как большая толпа народа приступила к освобождению подсудимого. Испуганные епископы ограничились запрещением Виклифу распространять свои тезисы. Отлученный папой от церкви, Виклиф продолжает распространение своих евангельских убеждений. Чтобы быть понятым народом, он начинает писать вместо латинского на английском языке. В это время он написал свое главное произведение: " Об истинности Священного Писания". Чем шире развертывалась его евангельская деятельность, тем больше он углублялся в страницы Библии, ища в них незыблемого фундамента для своего вероучения. На основании Библии, его тезисы провозглашали: " Церковь - это совокупность всех верующих"; " Глава Церкви - Христос". Истинное богословие для Виклифа - это знание Библии. В богословах он хотел видеть " пророков" своего времени, подобных пророкам Ветхого Завета.

-" Монашество не имеет права на существование"

Он говорил и писал, что монашество, на основании Библии, не имеет права на существование и является пристанищем самых пагубных пороков. Его тезисы, направленные против монашества, были настолько действенными, что почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд. " Библия должна быть книгой всенародной"

Виклиф, как ревностный исследователь Библии, горел желанием сделать ее всенародной книгой, и с этой целью взялся за перевод ее на английский язык. Это было величайшим делом его жизни. Лично сам он перевел Новый Завет. Его друг Николай Хирфорд сделал перевод Ветхого Завета. Перевод Библии на английский язык был сделан с Вульгаты, то есть с латинской Библии. Таким образом, Библия стала достоянием английского народа. С появлением Библии на английском языке всех последователей Виклифа стали называть в Англии " библейскими людьми".

-" Проповеди Евангелия - первое место"

Виклиф считал проповедь Евангелия своей основной обязанностью. Он произнес великое множество проповедей, был решительным противником церковной иерархии, не находя в Библии ни малейшего основания для нее. Он был сторонником " пресвитерской" системы, то есть считал, что, на основании Евангелия, в каждой церкви должен быть только простой и бедный пастырь - пресвитер, задача которого - проповедовать Евангелие и пасти овец Христовых.

- " Лолларды"

Еще папа Григорий XI дал Виклифу в своих буллах, проклинающих великого предшественника Реформации и его тезисы, кличку " лолларда", что означает " сеятель плевел". И это историческое прозвище " лолларды" оставалось за всеми последователями Виклифа и на дальнейшие времена стало их почетнейшим именем.

- Евангельский взгляд на причастие

Летом 1381 года Виклиф выпускает свои знаменитые 12 тезисов относительно причастия (хлебопреломления), высказывая в них чисто евангельский взгляд на эту заповедь Христа, чем вызывает новую бурю негодования среди английского духовенства. Но Виклиф не дрогнул и перед этой бурей. Все смелее и решительнее несет он свои тезисы в народ и все больше приобретает себе друзей и последователей. Один из современников Виклифа писал - " Каждый второй человек в Англии - лоллард".

 

13.5. 10 На суде у служителей папы

Оксфорд был центром лоллардов. Профессора Оксфордского университета были друзьями и единомышленниками Виклифа. Духовенство потребовало, чтобы они отреклись от своих взглядов. Проповедникам Евангелия, " бедным пастырям", которых Виклиф посылал с проповедью, стали запрещать проповедовать. И, наконец, 18 ноября 1382 года сам Виклиф, разбитый перед этим параличом, снова предстал в Оксфорде на суд служителей папы. Король и парламент были на его стороне. Поэтому дело ограничилось только допросом о его убеждениях. Его не отлучили и не лишили права священствовать. Он благополучно вернулся на свое служение в Люттеруорт и отсюда продолжал рассылать свои тезисы и сочинения во все концы Англии.

28 декабря 1384 года его, во время служения в церкви, постиг второй удар, и 31 декабря великого борца за евангельскую истину не стало. Но и прах его не должен был найти покоя в могиле. Как известно, движение " лоллардов" в Англии породило движение " гуситов" в Чехии. Ян Гус впитал в себя тезисы Джона Виклифа. Естественно, что на Констанцском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было приказано сжечь книги Виклифа, а останки его вырыть из могилы и предать также сожжению. Лишь через двенадцать лет этот приговор в отношении его останков был приведен в исполнение: они были вырыты из могилы, находившейся во дворе Мариинской церкви в Люттеруорте, сожжены, и пепел был брошен в реку Свист, протекающую через Люттеруорт.

Интерено… Отзыв Яна Гуса о Виклифе: 10а «Джон Виклиф принадлежит к числу самых светлых личностей в истории христианства»

Его жизнь была настолько чиста, его учение было настолько близко к учению Евангелия, что один из его приверженцев назвал его даже " пятым евангелистом", а Ян Гус так любил его, что выразил однажды пожелание, чтобы его душа могла проводить вечность с душой Джона Виклифа.

 

14. 11 Христианство в XV веке.

14.1. 12 Вселенский Собор в Пизе (1409 г.). История трех пап

Прежде чем приступить к важнейшим событиям в христианстве пятнадцатого века, мы должны сказать несколько слов о Соборе в городе Пизе. Этот собор был созван с очень благородной целью: он должен был положить конец печальному положению в католической церкви. Но Собор в Пизе, собравшийся в 1409 году, привел к еще большему расколу в церкви: вместо двух пап стало три. Как же это произошло? Собор начал свою работу с того, что отстранил как римского папу Григория XII, так и авиньонского - Бенедикта XIII и избрал папой грека Александра V. Но ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не подчинились решению Собора и остались на своих папских местах, а вновь избранный папа Александр V не получил всеобщего признания. Вот история появления трех пап.

 

14.2. 13 Ян Гус

Самой яркой личностью в христианстве пятнадцатого века, вне сомнения, является чешский реформатор Ян Гус, и мы должны уделить ему не меньше внимание, чем внимание, которое мы уделяли английскому реформатору Джону Виклифу. Надо сказать, что еще задолго до Яна Гуса семена Евангелия сеялись в сердца чешского народа. В отличие от римско-католической церкви в других странах, где ее богослужения совершались на латинском языке, в Чехии богослужения проходили на чешском языке.

В конце четырнадцатого века, благодаря браку чешской принцессы Анны с английским королем Ричардом II, между Чехией и Англией установились тесные связи.

Многие чехи отправлялись в Англию, чтобы учиться в знаменитом Оксфордском университете, и, возвращаясь на родину, приносили с собой учение и сочинения Виклифа. РОЛИК

Ян Гус родился в деревне Гусинец 6 июля 1369 года. Он посвятил себя служению церкви и стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге.

У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский). Горя великой жаждой к знанию, Иероним посетил многие страны, в том числе и Англию, где познакомился с сочинениями Джона Виклифа и познакомил с ними также и своего друга Гуса. Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал объяснять его в своих проповедях. На его проповеди стекалось множество народа, и вскоре он приобрел громадное влияние в своей стране. Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава, посещала Вифлеемскую церковь, где проповедовал Гус. Большим влиянием пользовался Ян Гус как профессор Пражского университета.

Ему сочувствовал королевский двор, даже архиепископ Пражский д-р Сбинко симпатизировал вначале и назначил его синодальным проповедником. Это назначение дало проповеднику Вифлеемской церкви возможность иметь среди своих слушателей даже чешское духовенство и резко обличать его в грехах и пороках публично, не исключая самих прелатов церкви.

Интересно: Насколько Ян Гус вначале пользовался большим духовным авторитетом даже у князей церкви, видно из того, что архиепископ пригласил его в следственную комиссию, назначенную для расследования " чудес", творившихся якобы в церкви города Вилснака и привлекавших в этот город множество паломников. Гус высказал свое мнение об этих чудесах, как о подложных, результатом чего было запрещение архиепископом паломничества в Вилснак.

Интересно… Один из чешских историков Франц Палацкий следующими словами характеризует Яна Гуса: 13а " Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твердость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения, как на высшую цель человеческой жизни".

 

Чем больше росла популярность Яна Гуса в народе, тем больше возрастала ненависть, зависть и вражда по отношению к нему. Духовенство злобствовало против него за его обличения и призывы к покаянию. Пока он бичевал только пороки мирян, его духовное начальство терпело. Но когда стрелы бичевания он направил и в сторону духовенства, а особенно к князьям церкви, показывая им на их грехи и пороки и призывая их к жизни самоотречения и целомудрия, - они не могли уже терпеть, и даже его высокий покровитель, архиепископ Пражский д-р Сбинко, превратился в его жестокого врага. Сбинко обвинил Гуса перед папой в Риме, испросил у него полномочия начать поход против " ереси" Виклифа в Чехии и получил его. Началась усиленная борьба против учения английского реформатора, проповедуемого Яном Гусом в Чехии. В результате - двести томов сочинений Виклифа были собраны вместе и публично сожжены перед дворцом архиепископа в Праге. Архиепископ запретил Гусу проповедовать, но он продолжал проповедовать в Вифлеемской церкви. Количество его приверженцев росло и росло.

 

Наконец, от критики безнравственной, нехристианской жизни духовенства Гус переходит к критике самого учения католической церкви. Он выступает решительно против продажи индульгенций, то есть отпущения грехов за деньги. Он доказывает, что у Церкви только один глава - Христос, и поэтому второго главы в лице папы не может быть

Проповедь Яна Гуса против отпущения грехов за деньги вызвала гнев папы, который предал его проклятию, объявленному со всех церковных кафедр. Интердикт папы был наложен и на город Прагу. Все церковные колокола должны были замолчать, все богослужения были прекращены, не совершались ни бракосочетания, ни крещения, ни причастия - до тех пор, пока Прага не отречется от Гуса и не откажет ему в прибежище в своих стенах.

После папского интердикта даже король Венцлав не осмеливался защищать Гуса. И для Гуса остался только один покровитель - Христос. Он удалился в замок одного рыцаря. Здесь он писал свои многочисленные сочинения и посылал ободряющие письма своей любимой Вифлеемской общине. В этих посланиях Гус выражал свою готовность умереть за истину.

 

Время, в которое проповедовал Ян Гус, было особенно тяжелое. Три папы именем Христовым проклинали друг друга. Народ стонал от неурядиц и беспорядков в церкви. Отовсюду шли требования реформ. Все громче раздавались голоса о необходимости созыва Собора для ликвидации церковных беспорядков. Последний Собор в Пизе в 1409 году не только не улучшил положение в церкви, но даже, как это мы видели, ухудшил его.

 

14.3. 14 Констанцский собор

И вот созывается новый Собор в городе Констанце в Германии. Во главе светской знати на Констанцский Собор явился сам германский император Сигизмунд. Явились на этот Собор и представители всех государств Европы. На Соборе присутствовали папа Иоанн XXIII, четыре патриарха, 30 кардиналов, 33 архиепископа, сотни епископов, прелатов, докторов богословия. В общем и целом в город Констанц прибыло в дни Собора около 60 тысяч человек. Надо только удивляться, как этот маленький, тихий городок вместил в себя такое количество пришельцев.

 

14.4. 15 Позорный суд над Яном Гусом

На этом Соборе в Констанце, продолжавшемся четыре года, состоялся и позорный суд над Яном Гусом. Император Сигизмунд послал Гусу приглашение явиться на Собор, пообещав ему свою защиту. И вот 11 октября 1414 года Гус покинул родную Чехию и направился в сопровождении многих чешских рыцарей в Констанц. Он знал, что идет на верную смерть. 3 ноября он прибыл в Констанц и поселился в частной квартире. Целый месяц он прожил в полном покое, никуда не выходя из своего жилища. Но враги его действовали: усердно расклеивали на стенах домов листовки, в которых объявляли его еретиком. И вот 28 ноября в жилище Гуса неожиданно явились посланцы кардиналов и объявили ему, что он арестован. Его переправили в доминиканский монастырь, расположенный на острове озера, и бросили в отвратительную монастырскую тюрьму.

Интересно… Заболев в этой смрадной клоаке, он писал своим друзьям: 15а " Меня мучит зубная боль, кровохаркание, болит голова и причиняют страдания камни печени..., но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценность страданий Христа..."

Враги Гуса ликовали. До июня 1415 года томился он в своей темнице. После многих допросов в папской комиссии он должен был, наконец, предстать на открытый суд Собора. 5, 7 и 8 июня - три дня - Гус провел на Соборе. Гус заявил на Соборе, что он готов отказаться от своих убеждений, если ему будет доказано, что они не основаны на Священном Писании. Но князья церкви, собравшиеся на Собор, не пожелали разбора взглядов Гуса на основании Писания. Они просто требовали от него отречения. Когда Гус отказался это сделать, на Соборе поднялся невероятный шум, ругань, смех, издевательства. Видя и слыша все это, Гус решил замолчать, вспомнив Христа на суде синедриона. Пришлось прервать заседание Собора и назначить следующее на 7 июня. И 7 и 8 июня от Гуса требовали одного и того же - отречения. Гус снова заявил, что он не сделает этого, пока Собор не докажет ему его заблуждений на основании Слова Божьего. Изможденного длинными и бесплодными допросами Гуса опять отправили в темницу. Судьба его была решена. Даже император Сигизмунд, обещавший ему свою защиту, заявил на Соборе, что он считает Гуса величайшим еретиком, и если он не отречется от своих заблуждений - его надо сжечь. Гуса снова оставили на целый месяц в покое. Но в тюрьму к нему приходили и кардиналы, и епископы, стараясь " кнутом и пряником" понудить его к отречению. Гус оставался непреклонным: он был готов лучше отдать жизнь свою, чем отступить от божественных истин Писания. Готовность Яна Гуса

Письма Гуса, которые он писал в эти последние дни своей жизни, дышат простой детской верой в своего Искупителя и мужественной готовностью к любому страданию за Христа. Одно из его последних писем заканчивается словами: " Написано в оковах в ожидании смерти на костре".

 

14.5. 16 Несломленный воин Христа

Наконец наступил день его казни - 6 июля 1415 года, который вместе с тем был и днем его рождения. В Констанцском соборе, где присутствовали все участники Собора, папский судья зачитал Гусу приговор, который гласил: лишить его как неисправимого еретика звания священника и передать в руки светской власти для наказания. Этот приговор означал для Гуса приговор к смерти. Гуса вывели из Собора и повели на место казни. Его сопровождала большая толпа народа. Недалеко от города, на лугу, был воздвигнут костер. Гус пал на колени и стал молиться. Наконец его подняли на груду дров, привязали к столбу и, прежде чем зажечь костер, обратились к нему в последний раз с предложением об отречении. Одно слово " отрекаюсь" - и он был бы свободен. Гус ответил, что он готов свое учение засвидетельствовать смертью. Костер зажгли, и из его пламени раздалось пение Гуса: " О, Иисус, будь милостив ко мне". Вскоре голос Гуса замолк. Его пепел был брошен в реку Рейн, чтобы чехи не сделали его прах предметом поклонения.

 

14.6. 17 Гуситские войны

В то же время в Чехии загорелся грандиозный пожар, именуемый в истории " гуситскими войнами", которые продолжались целых 20лет, приводя в ужас и императора, и духовенство церкви в Германии. Эти войны были местью чешского народа за смерть своего великого соотечественника - Яна Гуса. Напрасно папы организовывали крестовые походы против гуситов. Все они были победоносно отражены.

За гуситскими войнами последовали мирные переговоры между воюющими сторонами на Базельском Соборе, продолжавшемся с 1431 по 1449 год. На этом Соборе гуситы одержали только одну победу. Они добились сохранения чаши для мирян в причастии.

 

15. 18 Христианство в XVI веке.

15.1. 19 16-й век - век Реформации, век рождения протестантизма

В начавшейся борьбе за чистоту евангельского учения, исходившей от немецких, швейцарских и французских церковных деятелей, Рим не захотел уступить, желая сохранить свое прежнее господствующее положение. В результате протестанты вышли из папской церкви и основали свою протестантскую церковь. Основную роль в великом движении Реформации играл д-р Мартин Лютер.

15.2. 20 Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.) РОЛИК

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в немецком городке Эислебене. Он происходил из крестьян Тюрингенской земли. Отец его был горняком и, ведя весьма строгий образ жизни, держал и детей своих, как говорится, в ежовых рукавицах. Своего сына Мартина - будущего реформатора - он воспитывал особенно строго и часто наказывал его. Но в религиозном отношении в семье Лютера царила атмосфера равнодушия. Отец хотел, чтобы Мартин стал юристом, и он направил его для учебы в город Эйзенах, где проживали родственники его матери. Мартин обладал приятным голосом и пел во дворах богатых людей, чтобы этим зарабатывать свой хлеб насущный. Очаровав своим пением сердце знатной женщины Котты, он попадает в ее благочестивый дом, где в самой христианской атмосфере живет несколько лет, пока не наступило для него время поступить в 1501 году в прославленный в то время и бывший центром гуманизма Эрфуртский университет. С великим рвением изучал он здесь древние языки и философию. Вынеся из благочестивого дома Котты большую богобоязненность, Мартин Лютер ежедневно прилежно молился и посещал церковь. Одновременно он подолгу засиживался в городской библиотеке, поглощая книгу за книгой. Однажды в этой библиотеке он нашел латинскую Библию и принялся за её изучение. Как ему хотелось обладать такой Книгой! Но в то время это почти было несбыточной мечтой. Изучение этой латинской Библии дало много ему, как будущему переводчику Вульгаты (латинской Библии) на немецкий язык.

В 1505 году Лютер получает звание " магистра", что дает ему право самому преподавать. Исполняя желание отца, он отдает себя изучению юридической науки и своими необыкновенными способностями приводит в удивление весь университет.

 

15.3. 21 Богоискание Лютера-студента

Но знание не давало покоя и мира душе блестящего студента. Были дни, когда он сомневался в своем спасении. Он стремился к максимальной праведности, чтобы умилостивить святого Бога, а Христа, как любящего Спасителя, он не знал еще. Мучения его души всё возрастали. Однажды, на обратном пути из родительского дома, его застала сильнейшая гроза. В страхе и ужасе он воскликнул: " Помоги мне, святая Анна, и я стану монахом" (святая Анна считалась покровительницей горняков). И еще одно событие того времени потрясло его сердце: это была неожиданная насильственная смерть его близкого друга. Мартин собрал своих товарищей, чтобы провести с ними последний вечер. К концу вечера он изумил их своим решением уйти в монастырь. Сопровождаемый плачущими друзьями, он направился в Августинский монастырь, чтобы благочестивыми упражнениями и добрыми делами спасать свою душу. Он истязал себя постами и бессонными ночами, чтобы быть угодным Богу монахом. Но мира для души своей он не обрел.

 

15.4. 22 Значение путешествия Лютера в Рим

Для будущего реформатора имело чрезвычайно важное значение его путешествие в 1510 году в Рим по делам своего монастыря. То, что он встретил в Риме, сокрушило его веру в папство. Подъезжая к Риму, Лютер пал на колени и воскликнул: 23 " Приветствую тебя, святой Рим! " А покидал он его с самыми неблагоприятными впечатлениями. Ни малейшей святости он не нашел там, и ему принадлежат слова: 24 " Если существует ад, то Рим воздвигнут на нем". Для получения прощения своих грехов Лютер на коленях поднялся до самой вершины так называемой " Пилатовой лестницы". Но радости прощения этот " подвиг" ему не принес.

Вернувшись из Рима, Лютер начал решительно, следуя примеру Иоанна Крестителя, проповедовать о Христе как Агнце Божием, взявшим на Себя грех мира, и призывал своих слушателей к вере в эту великую и драгоценную истину. Проповеди его производили необычайное действие, и из маленькой монастырской церквушки он перешел в просторную дворцовую церковь. Слава Лютера как проповедника росла. Но несмотря на это, он оставался глубоко смиренным рабом Христа.

 

 

15.5. 25 Причина написания 95 тезисов

У ворот города Виттенберга появился доминиканский монах Иоганн Тецель и начал продавать так называемые " индульгенции", то есть папское отпущение грехов. Папой в это время был Лев X. Ему требовалось много денег. Он заканчивал постройку грандиозного собора Петра в Риме, для чего скупал, где только мог, драгоценные произведения искусства и предметы роскоши. Папа не жалел денег на редчайшие рукописи древних римских и греческих писателей. А где же взять деньги на все это? И вот придумывается система индульгенций - продажа прощения грехов за деньги. Тецель кощунственно заявлял, что он продажей индульгенций спас больше душ, чем апостол Петр своими проповедями. Купившие индульгенции жители Виттенберга приходили к Лютеру и сообщали ему, как легко теперь стало освобождаться от тяжести своих грехов - были бы только деньги. Лютер с возмущением говорил приходящим к нему людям, что они обмануты, что ни один грех не прощается Богом за деньги, что для этого нужно сокрушение и покаяние и оставление грехов. Люди шли снова к Тецелю и передавали ему слова своего священника Лютера. Тецель начал грозить Лютеру сожжением за его ересь и непризнание папского прощения.

 

15.6. 26 31 октября 1517 г. - признан " Днем Реформации"

31 октября 1517 года Лютер прибил эти тезисы к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. Колесница Реформации тронулась в путь. Лютер не только прибил свои тезисы на таком видном месте, как главный вход в дворцовую церковь, но он послал копии их майнцскому архиепископу Альбрехту с очень смиренной просьбой: уделить им хоть небольшое внимание. Трудно сказать, прочитал ли внимательно эти тезисы молодой архиепископ - аристократ из рода Гогенцоллернов; известно только одно, что он направил их дальше в папскую канцелярию в Риме. Не сразу получился эффект от этих тезисов Лютера. Известны слова одного монаха, который, в связи с этими тезисами, сказал Лютеру: " Ты выразил в них истину, милый брат, но это ничего не даст. Иди в свою келью и скажи Богу: будь милостив ко мне! ". Но все получилось иначе. Словно лесной пожар, распространялась весть о тезисах Мартина Лютера. Днем и ночью работали гутенберговские печатные станки по размножению тезисов, их переводили на немецкий язык, их переписывали и передавали из рук в руки. Словом, колесница Реформации тронулась в путь, разнося идеи тезисов во все концы Европы. Где только не читались тезисы Лютера: в монастырях и в княжеских дворцах, в поселках горняков и домах горожан. Кто только был грамотен, тот тянулся к тезисам. И их не только читали, но и обсуждали.

 

15.7. 27 Тезисы Мартина Лютера

Что же писал Мартин Лютер в своих тезисах? Приведем слова некоторых из них. 28 " Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: " Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием". " Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви". " Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива". " Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов". " Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от индульгенций". " Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции". " Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией". Вот содержание лишь нескольких тезисов, и может казаться, что речь в них идет, в основном, об индульгенциях, то есть продаже прощения грехов за деньги. Но в них сокрыто немало взрывчатого вещества, от которого могло пострадать все здание папства. В тезисах Мартина Лютера поставлена под сомнение власть папы отпускать и прощать грехи, и в них же вся продажа индульгенции раскрыта как гнусная прибыльная торговля.

 

Лютер питал надежду, что папа поймет позор торговли прощением грехов и возмутится действиями бессовестных продавцов индульгенций. Он совсем не думает стать реформатором церкви и еще менее уходить из нее. Противодействие врагов его идеям побуждало его проверять их все больше и тщательнее с Библией в руках, и чем больше он исследовал Священное Писание, тем все больше вся система папства представала пред ним как чисто человеческий вымысел. И кумир миллионов зашатался перед его внутренним взором.

 

15.8. 29 Противники М. Лютера

Серьезного противника Лютер приобрел себе в лице Иоганна Экка - профессора университета в Ингольштадте, который поносил его как еретика и возмутителя, презирающего папу и распространяющего яд Гуса. Начал действовать и сам папа. Он послал Лютеру приглашение явиться в Рим. От этого опасного путешествия, результатом которого была бы верная смерть Лютера, удержал его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, при дворе которого проповедником состоял друг Лютера - Спалатин. Фридрих просто запретил Лютеру поездку в Рим. Тогда папа, не пожелавший вступить в конфликт с Фридрихом, поручил своему представителю в Аугсбурге, кардиналу Кайетану, пригласить к себе Лютера и предложить ему отречься от своих идей, изложенных в тезисах. Лютер явился пред лицом кардинала и в ответ на его требование сказал, что он не может отречься от своих убеждений, потому что они основаны на Священном Писании, которое и самим папой не может быть порвано.

Экк решил нанести удар по учению Лютера. На диспуте в Лейпциге, дискуссия развернулась вокруг главнейшего церковного вопроса того времени - вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов. Лютер доказывал, что папа является главой церкви только по человеческому установлению, а Священное Писание не знает папского господства в церкви. Экк задал Лютеру прямой вопрос: " Значит, ты считаешь, что церковные соборы могут ошибаться? ". Лютер ответил контрвопросом: " А как вы докажете, что собор не может ошибаться? ". Тогда Экк воскликнул: " Если ты так думаешь о соборах, то ты для меня мытарь и язычник! "

Это было решающим словом Лейпцигского диспута. Лютер дерзнул высказать сомнение в непогрешимости соборов. Значит, он такой же " еретик", как Виклиф, как Гус. Из монаха, протестующего против продажи индульгенций, получился протестант всей системы папской церкви.

После Лейпцигского диспута Лютер написал три важнейшие сочинения: 30

1) " Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния",

2) " О вавилонском пленении церкви"

3) " О свободе христианина".

В этих сочинениях Лютера главным является не полемика с католической церковью, а новые христианские положения. В них содержатся призывы к созданию новой церкви. Они являются целой программой для Реформации и обновления церкви. Открыто и смело излагает Лютер в этих книгах свое понятие о церкви и государстве, о папе и духовенстве, о христианской жизни и христианских обычаях, о таинствах и богослужении.

 

15.9. 31 1520 год - год высшего подъема идей Реформации

Эти книги сделали в необычайно короткий срок Мартина Лютера самым популярным человеком своего времени. Они привели в движение целое поколение, и вся Германия была охвачена желанием, вместе с Лютером, приступить к строительству новой церкви.

Но не спал и Рим. В Виттенберг приходит папская булла с отлучением Лютера от церкви и с угрозой наложения интердикта на город. Но папа опоздал: Лютер не только не боится его, но готов провозгласить папу антихристом. 10 декабря 1520 года он бросает, в присутствии профессоров, студентов и граждан города Виттенберга, папскую буллу в костер. Связь с Римом порвана окончательно.

 

 

15.10. 32 Рейхстаг в Вормсе (1521 г.)

Германский император Максимилиан умер, и на престоле оказался его преемник - молодой Карл V, тогдашний король Испании. Он, как ярый приверженец папы, был готов железной рукой взяться за истребление " еретиков" и на назначенном в 1521 году рейхстаге в Вормсе добиться осуждения и ссылки Лютера. Но его железные руки связывал все тот же благосклонный к Лютеру курфюрст Фридрих, отказавшийся в пользу него, Карла, от избрания на императорский престол. Фридрих сказал Карлу, что в Германии нет обычая осуждать человека, не выслушав его. Тогда Карл объявил о своей готовности предоставить Лютеру возможность выступить на рейхстаге в свое оправдание. Он пригласил Лютера в Вормс, пообещав ему охрану на пути туда и назад. Несмотря на предупреждения друзей не доверяться императору и напоминания ему вероломства императора Сигизмунда в отношении Яна Гуса, Лютер все же решил направиться в Вормс. Прощаясь со своим лучшим другом и соратником Филиппом, Меланхтоном, Лютер сказал ему: 33 " Если я буду умерщвлен моими врагами и не вернусь больше - ты продолжай наше дело и будь непоколебим в истине. Лишь бы только ты остался в живых, ведь ты более ученый воин, чем я." Путешествие Лютера в Вормс было настоящим триумфальным шествием. Все хотели его видеть. Многие кричали ему: " Вернитесь назад! Вас сожгут! " Лютер отвечал: 34 " Пусть враги зажгут огонь на протяжении всего пути от Виттенберга до Вормса, я все равно пойду, чтобы засвидетельствовать там о нашем Господе Иисусе Христе! "

16 апреля 1521 года Лютер прибыл в Вормс. Войдя через два дня в зал заседания рейхстага, происходившего в резиденции епископа, Лютер увидел блестящее собрание: на престоле сидел сам император Карл, рядом с ним по одну сторону эрц-герцог Фердинанд, по другую - папский нунций, далее - курфюрсты, герцоги, архиепископы и епископы, посланцы городов, князья и графы. Было решено сразу же заняться делом Лютера. Ему было предложено ответить только на два вопроса. Указывая на стол, где лежали все сочинения, написанные Лютером, ему был задан первый вопрос: признает ли он их за свои сочинения? Лютер ответил одним словом: " да". И тут же последовал второй вопрос: согласен ли он отречься от всего, что написал? Он попросил один день на размышление, и не потому, что начал колебаться, а для того, чтобы обдумать ответ, который он даст всему этому высокому собранию. На следующий день Лютер снова предстал перед судом рейхстага. Ему был задан тот же вопрос: готов ли он отречься от своего учения? Отвечая на этот вопрос, Лютер сказал, что им написано три рода книг: в одних он затрагивает вопросы христианской жизни и добрых дел. Эти книги по душе даже его противникам. В других он касается папства и пороков церкви. Они, естественно, не нравятся врагам его, но отречься от них он не может, так как в них содержится только правда. Третий род его книг направлен против отдельных лиц, и он признает, что они написаны несколько остро и ядовито, но и от них он отречься не может. Свою краткую речь в Вормсе Лютер закончил историческими словами: 35 " Здесь я стою, и не могу иначе. Помоги мне Господь! Аминь! " В конце апреля 1521 года, под императорской охраной (Карл V сдержал свое слово), Лютер направился в обратный путь в Виттенберг, а через месяц, в угоду папе, рейхстаг в Вормсе объявил его вне закона, что означало: никто не имел права его кормить, поить, давать ему у себя ночлег, - наоборот, каждый обязан был взять его, связать и передать в суд. Книги его были осуждены к уничтожению.

И тут снова появляется благосклонный к нему курфюрст Фридрих. На пути в Виттенберг Лютера неожиданно окружает отряд вооруженных всадников, они силою забирают его в плен и уводят в неизвестном направлении. Все это было сделано по приказу курфюрста. Лютера помещают в глухом, скрытом в горах Тюрингии замке Вартбург. Только особо доверенные лица знают о его местопребывании. Он переодет в " рыцаря Георга" и известен в тесном кругу только как таковой. А в народе идет слух о его убийстве.

Девять месяцев пробыл Лютер в своем убежище в Вартбурге. Самым драгоценным плодом его пребывания здесь был перевод Библии на немецкий язык, который был начат именно в замке Вартбург и закончен в 1534 году. Он начал перевод Библии с Нового Завета, и в сентябре 1521 года уже вышло из печати первое издание Нового Завета на немецком языке. Из всех многочисленных трудов Мартина Лютера его перевод Библии на немецкий язык является трудом поистине титаническим.

 

15.11. 36 С 1522 года Реформация шла несколькими духовными течениями

На сцене церковной жизни появляются Ульрих Цвингли и Жан Кальвин со своими соратниками, и возникает мощное анабаптистское движение. Реформация распадается на три отдельных, вполне определившихся течения: лютеранство, кальвинизм и анабаптизм. Мартин Лютер не был единственным реформатором в шестнадцатом веке. В Швейцарии появились еще два реформатора, имена которых пользуются не меньшей известностью, чем имя Мартина Лютера. Это Ульрих Цвингли, центром деятельности которого был город Цюрих, и Жан Кальвин, деятельность которого протекала в Женеве. Оба швейцарских реформатора - и Цвингли, и Кальвин - вели свою деятельность независимо друг от друга. Не зависели они и от Мартина Лютера.

 

15.12. 37 Ульрих Цвингли - швейцарский Реформатор (г. Цюрих)

Цвингли был сыном богатого крестьянина. Он родился в 1484 году в горной деревушке Вильдгаузене и получил хорошее образование. Он пришел к своим духовным воззрениям тогда, когда Мартин Лютер еще никому не был известен. Как страстный почитатель знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, Цвингли задался целью обновления христианства на гуманистических началах. Он хочет вначале только одного: поднять церковь на более высокий нравственный уровень, не думая ни о какой реформе учения церкви.

- Реформаторская деятельность Цвингли

В 1516 году он был священником одного католического прихода в Гларусе; но через четыре года был призван на служение в Цюрих. В это время в Швейцарии появился францисканский монах Самсон со своими индульгенциями, и Цвингли, подобно Мартину Лютеру, обрушился на него в своих проповедях. Эта борьба Цвингли с продажей папских индульгенций привела его к реформаторской деятельности. За борьбой с индульгенциями последовала его борьба с другими непорядками церкви. В результате городской Совет города Цюриха, в поддержку Цвингли, издает приказ, чтобы впредь все проповедники читали в церквах только чистое Евангелие, за что так ратовал Цвингли. В 1523 году в Цюрихе, как и в Виттенберге, начинается штурм икон и всяких изображений в храмах, но Цвингли, в принципе соглашаясь с правильностью такой борьбы с " идолами", не одобрял ничего того, что носило характер восстания и насилия. Он был против алтарей, крестов и даже органов - все это должно было, по его мнению, исчезнуть из церковного обихода, но только спокойно и без шума - под руководством Совета города. Так и совершилось. Постепенно вся церковная жизнь в Цюрихе совершенно изменилась.

В своих главных сочинениях - " Кратком введении в христианство" и в " Комментарии к истинной и ложной религии" - Цвингли дал всем своим реформам богословское обоснование, а Совет города Цюриха точно и планомерно проводил их в жизнь. Реформы, которые предлагал Цвингли для проведения в жизнь, были всегда глубоко продуманными. Он шаг за шагом сносил до основания все старое и воздвигал на расчищенном месте новое здание церковной жизни, закладывая в него камень за камнем.

Фундаментом для реформ служило для Цвингли исключительно Священное Писание. Евангелие было в центре всех его мыслей и планов, и на основании его он строил новое здание Церкви.

- Соединение в одно целое государства и церкви

Учение об оправдании верою занимало и в догматике Цвингли, как и у Лютера, центральное место. Но что было характерно для реформации Цвингли, так это его учение об обязанности власти заботиться о порядке и благополучии в церкви. Дерзновенной рукой Цвингли соединяет в одно целое государство и церковь. Правда, власть он видит пока перед собой только в лице Совета города Цюриха. И этот Совет предоставляет себя в полное распоряжение реформации Цвингли. Вся жизнь в городе - общественная и личная - принимает совершенно своеобразный вид. Всякого рода увеселения либо регулируются, либо запрещаются. Запрещаются театральные зрелища, не носящие серьезного нравственного характера. Ограничиваются танцы. Люди привлекаются к ответственности за бранные слова и особенно за сквернословие. И надо сказать, что в результате всего этого мораль населения города Цюриха была значительно поднята.

- Личное участие Цвингли во всех его реформах

Сам Цвингли был душой всех своих реформ. Он ходил по улицам города, наблюдая за поведением граждан; он посещал мастерские, чтобы видеть труд работающих в них. Он принимал участие в заботе о бедных, интересовался положением в школах. В его собственном доме дверь была всегда открыта для всех, и почти ежедневно в своем доме он сажал гостей, знакомых и незнакомых, за трапезу.

Реформация не долго была уделом одного только города Цюриха. Идеи Цвингли проникли и в другие швейцарские города, как-то: Берн, Базель, Констанц, Шафгаузен и в другие места. Идеи Цвингли перекинулись даже в Южную Германию. И здесь католицизм старался ставить преграды, но, как это ни удивительно, дело никогда не доходило до религиозной войны. Цвингли ни разу не испытал вооруженной схватки с противниками своего учения. Но вскоре, после начала своей деятельности, он встретился с совершенно другими идеями и взглядами внутри своего реформированного города. Кто же они - эти инакомыслящие? Это швейцарские анабаптисты, называвшие себя " братьями во Христе".

 

- 38 Крестьянская война в Германии (1525 г.)

В 1525 году вспыхнула крестьянская война почти по всей Германии. Эта война заключалась в восстании крестьян против феодальной аристократии, против помещиков.

Видную роль в истории этой войны играл анабаптистский проповедник Фома Мюнцер, который своими проповедями вдохновлял крестьян на восстание. Вскоре восстание крестьян приняло грандиозные размеры и вылилось в настоящую " Крестьянскую войну". В битве под Франкенгаузеном крестьяне потерпели полное поражение, а позиция, которую Лютер занял в Крестьянской войне, нанесла тяжелый удар как престижу Реформации, так и популярности самого реформатора. Фома Мюнцер был казнен, и с ним тысячи других.

Мартин Лютер, с самого же начала восстания крестьян старавшийся тушить разгорающийся пожар, в конце концов встал на сторону помещиков и написал известное свое воззвание: " Против разбойничьих банд крестьян". В этом воззвании Лютера находятся далеко не христианские призывы к расправе с восставшими крестьянами, и напрасно делались многократные попытки оправдать Лютера. Язык в его воззвании далек от Духа Христова, и, кроме того, это воззвание свидетельствует, как его автор был далек от понимания социального вопроса.

 

15.13. 39 Анабаптисты

Перейдем теперь к вопросу об анабаптистах. Самой мрачной главой в истории Реформации являются преследования анабаптистов, дошедшие до пролития их крови. Центральным вопросом, разделявшим анабаптистов с последователями Лютера и Цвингли, был вопрос крещения. Анабаптисты совершали крещение только над сознательно верующими. И Лютер и Цвингли смотрели на них как на явных " еретиков" и требовали для них сурового наказания. Вскоре начались первые суды над ними. Руководители швейцарских анабаптистов - Гребель, Блаурок и Мантц - приговариваются к тюремному заключению, а через год Феликса Мантца топят в реке Лиммат в Цюрихе.

- В январе 1528 года появляется императорский эдикт, утвержденный на рейхстаге в Шпейере: все анабаптисты должны караться смертью. Для анабаптистов наступило время мученичества за свою веру. Начались бесчисленные судебные процессы, тюрьмы, ссылки, казни путем обезглавливания, сожжения, утопления. Государство смотрело на них как на смутьянов, католики как на еретиков, реформаты как на безумных фанатиков.

Но никакие страдания не могли остановить анабаптистского движения. Из Швейцарии оно проникло в южную Германию, Богемию, Австрию и Моравию. В одной только Моравии виднейшей анабаптист Губмайер крестил по вере около шести тысяч душ. Это движение перешагнуло и в Голландию, где анабаптистов возглавил бывший католический священник Менно Симоне, по имени которого голландские анабаптисты стали называться меннонитами, которые существуют и в настоящее время.

Анабаптисты, будучи едиными с вождями Реформации в учении об оправдании верою, кардинально расходились с ними в вопросе о крещении, проповедуя крещение только сознательно верующих во Христа как личного Спасителя и решительно отвергая крещение младенцев. Анабаптисты проповедовали также всеобщее священство, самостоятельность каждой поместной церкви, а также (что для них характерно) отказ от присяги и военной службы.

 

15.14. 40Жан Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)

Цвингли пал в бою под Каппелем в 1531 году, во время войны между католическими и реформированными городами северной Швейцарии. После смерти Цвингли дело Реформации в Швейцарии оказалось в критическом положении. Поднявший голову католицизм грозил затушить огонь на жертвенниках молодых реформаторских церквей Швейцарии. И вот, в это критическое для швейцарской реформации время, появляется Жан Кальвин. Опишем его появление.

В 1535 году в Женеве служил необычайно влиятельный проповедник - Вильгельм Фарель. Его влияние было столь велико, что все население города вышло из католической церкви и стало исповедовать евангельскую веру. Цель Фареля была создать реформированную Женеву по примеру Цвингли, который создал реформированный Цюрих. Но установить в Женеве цюрихский порядок было делом нелегким, и Фарель призвал на помощь Жана Кальвина. Кальвин родился в 1509 году в Нойоне во Франции, изучал законоведение и богословие, был видным гуманистом и вынужден был в конце концов бежать из Парижа, потому что своим учением он возбудил недовольство католической церкви. Он имел железную волю и необычайную энергию.

 

15.15. 41 Вероучение Кальвина

В 1536 году Кальвин прибыл в Женеву. Он был уже богословом с законченным образованием и сразу же приступил к составлению катехизиса, то есть вероучения, которое было названо " Инструкцией и исповеданием веры". Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении. В чем заключается это учение? В том, что всеведущий Бог определил ко спасению всех тех, о которых Он знал, что они примут верою спасение, совершенное Христом на Голгофе. А тех, о которых Бог знал, что они отвергнут спасение и останутся в неверии, Он предоставил ими самими заслуженной гибели. Таково учение Кальвина о предопределении, но среди последователей нашлись такие кальвинисты-экстремисты, которые стали учить, что Бог одних предопределил ко спасению, а других назначил к вечной погибели. Но это учение не Кальвина, а его радикальных последователей, проповедовавших так называемое двойное предопределение - предопределение ко спасению и предопределение к погибели. Надо сказать, что учение Кальвина не является его учением. За тысячу лет до него проповедовал учение о предопределении Августин.

- Строгость Кальвина

Посмотрим теперь на жизнь в городе Женеве. Между Женевой и Цюрихом много общего. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.