Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадр из фильма. В роли Пиросмани Отар Мегвинетухуцеси






Первые опыты с засветкой были проделаны на " Ленфильме" оператором Владимиром Чумаком методом дополнительного экспонирования, он накладывал нейтральный или окрашенный тон на уже отснятый материал. Затем эту идею подхватил Дмитрий Долинин. На " Мосфильме" одним из первых вопросами засветки занялся Паша Лебешев, в это время уже ярко заявивший о себе как оператор-экспериментатор. Таким образом, мы продолжали изобретать все новые и новые " велосипеды", и лишь потом узнавали о подобных работах из статей в американских журналах.

 

Не могу не рассказать, как мы побывали в деревне Мирзаани, где родился Пиросмани. Нам нужно было снять несколько проходов актера на фоне родных мест художника. Во время перерыва мы сели отдохнуть под деревенским навесом на скамейку у стола и через некоторое время заметили, как в нашу сторону неторопливо шли две стройные женщины в черном. Они несли на плетеных деревянных подносах дымящиеся кахетинские хинкали. Подошли, поздоровались, поставили на навеки вбитый в землю стол подносы и ушли. Кто-то уже нес вино, овощи, фрукты. Из всех домов высокие пожилые женщины и стройные девушки продолжали нести дымящиеся подносы, грациозно подплывали к столу, ставили хинкали и уходили. Живописная пластика этого удивительного зрелища кахетинского гостеприимства навсегда останется в моей памяти, как какой-то священный замедленный танец древнего религиозного обряда.

 

" Мельница на окраине города"

Первая наша встреча с режиссером Резо Эсадзе произошла на фильме " Мельница на окраине города". Этот фильм был любопытен атмосферой прошлого, воссозданного на экране. На окраине Тбилиси сохранилась мельница, вокруг которой " собираются" воспоминания. Конечно, в действительности такой мельницы мы не нашли, и для строительства декорации на натуре был выбран возвышенный участок на фоне панорамы города.

На первый взгляд, фильм кажется камерным. Но когда проникаешь в его мир, пространственные рамки постепенно раздвигаются, возникает многослойность – каждый кадр вмещает в себя большой объем информации.

Итак, люди приходят на мельницу – кто помолоть кукурузу, кто пшеницу и каждый ждет мельника. Что-то вроде " В ожидании Годо" Сэмуэла Беккета, где время также топчется на месте, ничего не происходит, все чего-то ждут. На этом основана драматургическая напряженность: люди знакомятся у мельницы, рассказывают друг другу о своей жизни.

В начале действия в отношениях между персонажами присутствует отчужденность, напряжение, а потом они даже не замечают, как становятся необходимыми друг другу. События развиваются в неторопливом ритме. Оказывается, что мельник уже пришел, входная дверь открыта – нужно только войти в нее. Но люди не спешат. Становится понятным, что привела их сюда не мельница, а потребность в общении, нахождении общего языка. Это картина о нарушении человеческих отношений, целостности, потери связи между людьми. В композиционных решениях фильма нет акцентов: каждая деталь, мелочь – все работает в кадре. Акцентирование – обман. Существует единая материя, и все в ней важно. Часть – это тоже целое. Мы раскладываем целое на части, чтобы затем собрать заново в ином качестве, внутренне переосмыслив его.

Приступая к работе, прежде всего необходимо определить, в какой изобразительной стилистике, в какой форме будет решаться фильм. Форма уже во многом определяет содержание и тесно связана с оптическим пространством, его структурой, пластикой.

Особое внимание в фильме было уделено декорации мельницы. Никакой бутафории – все было сделано из настоящих, подлинных материалов. Для большей достоверности деревянные части декорации собирались из старых дверей, окон, заборов, " выжженных" солнцем и омытых дождями. Мы придумали создать напротив мельницы заброшенную оранжерею на железных столбах, покрытых ржавчиной. Внутри на старых деревянных полках стояли заплесневелые глиняные горшки с кактусами и прочими растениями. Оранжерея давала нам возможность строить разные по характеру и фактурам композиции.

Работали мы в ограниченном пространстве. Снимать приходилось в любую погоду – сроки, как всегда, были лимитированы. Поэтому весь игровой участок декорации в 250 квадратных метров мы покрыли белыми затенителями на специальных конструкциях. Таким образом, имея искусственное освещение, мы создавали на этом пятачке тот мир, который нам был нужен, и не зависели от погоды.

В этой картине важное место занимали подробности и детали. Должен сказать, что в нашем кино мир малых форм почти забыт. Толстой говорил, что " без подробностей нет искусства". Вспомним фламандцев, которые тщательно выписывали каждый уголок в своих картинах, или художников Востока, которые исходили из того, что зритель будет рассматривать их произведения с близкого расстояния.

При работе с малочувствительной цветной негативной пленкой (ДС-5) возникла проблема глубины резкости. Я всегда старался при съемке избегать нерезкости не только первоплановых деталей, но и фона. Нерезкость ведет к потере линейных контуров, материальности изображения, его объема и " веса". Существуют определенные соотношения между фигурой и фоном. Предмет и фон не являются однородной средой. Камера, в отличие от глаза, не способна обобщать – у нее отсутствует воображение.

Резкость по всему полю кадра была необходима, чтобы придать изображению композиционную непрерывность и цельность (вспомним классическую живопись). Я случайно обнаружил на студии зональные линзы (28) и отважился использовать их для съемки в этом фильме. Эти оптические насадки составлены из половин положительных линз с различными диоптриями. Сумма приемов – линзы, светофильтры, трансфокатор – должны были создать на экране новое оптическое пространство. Первое, что я себе сказал на этот раз: " Сохраняй чувство меры! Это новый прием – не сделай его самоцелью. Избегай натуралистических деталей, которые лишают изображение тайны! ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.