Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно – методический блок.






Методические указания для выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Экономическая безопасность Российской Федерации» для магистрантов 1-2 курса (дневного и вечернего отделений) направления «Менеджмент», магистерской программы «Государственное управление во внешнеполитической деятельности» (ДА МИД России, ФМЭ)

 

Методические указания и раздаточный материал

(для проведения деловой игры и выполнения контрольной (курсовой) работы по учебной дисциплине «Экономическая безопасность Российской Федерации» для магистрантов 1- 2-го курса (дневного и вечернего отделений) направления «Менеджмент», магистерская программа «Государственное управление во внешнеполитической деятельности» (ДА МИД РФ, ФМЭ).

 

1. Деловая игра – «Прогнозное моделирование проектировок пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации на 2014 год» - выполняется и проводится в рамках учебного плана с оформлением результатов в виде контрольной (курсовой) работы объемом 35-50 страниц машинописного текста (с приложениями).

2. Цель деловой игры – освоение методов структурного моделирования, экспертных оценок, экстраполяции тенденций и экономического анализа показателей развития экономики страны с обеспечением основ экономической безопасности Российской Федерации.

3. Методическая основа – курс лекций и список литературы, прилагаемый к учебной

программе, основные данные статистических информационных органов

(отечественных и зарубежных), тексты и количественные оценки (ориентировки)

действующих Федеральных законов, Концепций и Доктрин безопасности,

материалы международных финансовых организаций.

4. Структура работы по разделам деловой игры включает в себя следующие

разделы:

· Анализ состояния и общая характеристика социально-экономического положения Российской Федерации на современном этапе.

· Оценка тенденций социально-экономического развития (по выбранным странам сравнения) с расчетом и методологическим обоснованием пороговых значений индикаторов экономической безопасности Российской Федерации на 2014 год.

· Укрупненный расчет альтернатив социально-экономического развития страны («устойчивого развития»), экономической безопасности и политической стабильности страны на ближайшие три года.

· Выводы и рекомендации (сводная аналитическая записка – контрольная курсовая работа).

 

 

Задачи национальной безопасности и основные показатели экономической «безопасности через развитие» до 2020 года определяются утвержденной «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента России №537 от 12 мая 2009 г.) и прогнозными данными Министерств экономического блока Правительства России.

Основные Вызовы национальной безопасности России внутреннего характера сосредоточены в возможности потери принадлежащих русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а так же исторических национальных пространств и место развития. Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой умышленного разрушения. Тем не менее, следуя своему демократическому выбору, все последние годы Россия двигалась к новым формам демократического устройства государства. Это был путь огромных лишений, потерь и трагедий, но, тем не менее, общими усилиями нации ей удалось создать предпосылки собственного демократического развития. В стране созданы основы рыночной экономики и гражданского общества, в основном созданы институты реальной демократии. Этап переходного периода, как периода смены базовых принципов функционирования общества, государства и экономики, сопровождавшийся процессом " первичного накопления капитала" и безудержной либерализацией всех сфер национального бытия - закончен. Настала пора трансформировать накопленные ресурсы в само национальное развитие, основанное на масштабном развитии российской науки, экономики и всей социальной сферы национального бытия как основы любого позитивного развития, и формирования свободного общества свободных людей. Очевидно, что выйти из переходного состояния Россия может только через принятие стратегических решений, принимаемых на основе ее новой национальной стратегии. Стратегия развития и безопасности России есть целенаправленная деятельность государства и нации по формированию благоприятной внутренней и внешней среды собственного бытия.

Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечивается путём достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: национальная оборона, государственная и общественная безопасность; и так же важно: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство. Следует особо отметить: обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность.

Главное содержание приоритета внешней политики заключается в создании благоприятных условий для устойчивого развития страны и обеспечения национальной безопасности. Это означает, что на долгосрочную перспективу мы будем стремиться выстраивать международные отношения на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества государств, опоры на международное право, обеспечения надежной и равной безопасности. Правовой основой стратегии национальной безопасности и развития России является Конституция Российской Федерации.

Утвержденная Указом Президента РФ (№537 от 12 мая 2009 г.) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.
Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как " Группа восьми", " Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.
Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе, глубина и содержание которых будут определяться готовностью альянса к учету законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности.
Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России. Успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются

· в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

· в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

  • в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в экономической сфере являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

Общие положения и порядок выполнения работы по разделам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.