Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ процесса взаимодействия по Р. Бейлсу






Форма № 1

Аналитический отчет о работе психологической службы

1. Анализ состояния психологической службы (структура, состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).

2. Обобщенный анализ направлений диагностической деятельности центра.

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого психологами.

4. Анализ результатов мониторинга ведения курсов направленных на развитие личност­ной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой психологами центра.

6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникнове­ния, задачи и методы их решения.

7. Анализ имеющейся документации и технического обеспечения, оборудования кабинета психологической службы.


РАЗДЕЛ 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПРОСА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Методика № 1. Анализ процесса взаимодействия по Л.Бейлсу

Анализ процесса взаимодействия по Р. Бейлсу

Диагностическая цель. Исследовать межличностное взаимодействие во всей полноте.

Наблюдение ведется не только за невербальным, но и за вербальным поведением. Прежде всего, необходимо сформулировать исследовательские интересы и выбрать адекватную социальную ситуацию. Рекомендуется вести наблюдение либо за одним человеком в разных социальных ситуациях, либо за разными группами (парами). Наблюдение следует вести не менее получаса, но для анализа можно выбрать небольшой, длительностью от 5 до 15 минут, фрагмент. Рекомендуется анализировать взаимодействие в конце получасового периода наблюдения, поскольку к этому моменту участники привыкнут к наблюдению, их поведение станет более естественным.

Другой, предпочтительный критерий отбора временного отрезка для анализа — информативность, содержательность взаимодействия. Это могут быть: вспыхнувший конфликт, внезапная интрига или тема, личностно значимая для всех участников.

 

Бланк наблюдения

 

Тип действия Содержание действия Исп. 1 Исп. 2
Позитивные реакции   Ориентация на эмоции   F     Демонстрирует солидарность, повышает статус партнера, оказывает помощь и поддержку, вознаграждает    
E   Разряжает напряжение, шутит, смеется, выражает удовлетворение    
D   Соглашается, выражает пассивное принятие и понимание, идет на уступки    
Ориентация на задачу C   Делает предложение, дает указания, предоставляет другим автономию    
B   Высказывает мнения, дает оценки, анализирует, выражает чувства и желания    
A   Ориентирует, информирует, повторяет, разъясняет, подтверждает    
Негативные реакции Ориентация на задачу A   Просит дать информацию, ориентировать, повторить и подтвердить    
B   Просит высказать мнения, дать оценки, проанализировать, выразить чувства и желания    
C   Просит предложить направление и. возможные способы действий    
Ориентация на эмоции   D   Не соглашается, выражает пассивное неприятие и свое формальное отношение, воздерживается от помощи    
E   Демонстрирует напряжение и просит о помощи, устраняется от взаимодействия    
F   Демонстрирует антагонизм, понижая статус партнера, демонстрирует самозащиту, самоутверждается    

 

Анализ межличностных интеракций включает четыре этапа. На первом ведется наблюдение за содержанием взаимодействия и за обсуждаемыми темами. Выделяются единицы взаимодействия, например жесты или реплики, и относятся к одной из категорий по схеме Бейлса (см. бланк). На этом этапе наблюдения можно фиксировать на бланке, в столбце, соответствующем данному испытуемому.

На втором этапе необходимо наблюдать за процессом взаимодействия и за его течением. Выделяются последовательности действий, например, упрек — оправдание и ответное нападение — уход от оправдания и смена темы. Необходимо выделить стратегии поведения коммуникаторов, используя единицы анализа разного уровня (от жеста или слова до целостного действия, обмена репликами или рассказа). Выделяются регулярность, повторение сочетаний коммуникативных действий.

На третьем этапе проводится беседа с человеком (парой, группой), за которым велось наблюдение. Выясняется, что происходило во взаимодействии с его точки зрения, какой смысл имели те или иные коммуникативные действия.

На четвертом этапе составляется отчет. Необходимо связать вместе записи («факты»), гипотезы, интерпретации и выводы.

Проблемы взаимодействия закодированы латинскими буквами: А — ориентация, В — оценка, D — принятие решения, Е — управление напряжением, F — интеграция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.