Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение нового материала.

Как вы думаете, зачем необходимо измерять атмосферное давление?

 

Можно ли ля измерения атмосферное давление применить формулудля вычисления давления столба жидкости р = pgh?

Правильно, рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости нельзя. Для такого расчета надо знать высоту атмосферы и плотность воздуха. Но определенной границы у атмосферы нет, а плотность воздуха на разной высоте различна. Однако измерить атмосферное давление можно с помощью опыта, предложенного в XVII в. итальянским ученым Эванджелиста Торричелли, учеником Галилея. (Слайд №4)

Имя Торричелли навсегда вошла в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

До середины 17 века считалось неопровержимым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что природа не терпит пустоты.

Однако при сооружении фонтанов во Флоренции (1678, г герцог Тосканский) обнаружилось, что засасываемая вода не желает подниматься выше 10, 3 м. (Слайд №5)

 

Недоумевающие строители обратились за помощью Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, но все же предложил разобраться в этом своему ученику Торричелли. Поиски причин упрямства воды и опыта с более тяжелой жидкости – ртутью, проведенные в 1643 году Торричелли, привели к открытию атмосферного давления (Слайд № 6).

Далее рассказ об опыте Торричелли, подготовленный учеником:

Ученик: «Стеклянную трубку, длиной 1 м, запаянную с одного конца, наполняют доверху ртутью. Затем, плотно закрыв отверстие пальцем, трубочку поворачивают и опускают в чашу с ртутью. После этого палец убирают. Ртуть из трубки начинает выливаться, но не вся!

Осмысливая результаты эксперимента, Торричелли делает 2 вывода:

· в пространстве над ртутью в трубке нет воздуха (позже его назовут «торричеллиевой пустотой»)

· ртуть не выливается из трубки обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность ртути в сосуде.

Зная высоту столба и плотность жидкости, можно определить величину давления атмосферы. Таким образом, из опыта Торричелли родилась метеорология».

В конце 1646 г молва об удивительных опытах Торричелли докатилось до французского города Руана, где в то время жил французский физик Блез Паскаль. Паскаль повторяет опыты Торричелли не только с ртутью, но и с маслом и с водой, красным вином, для чего потребовалось бочки вместо чашек и трубки длиной 15 м. Эти эффектные опыты проводилось прямо на улицах Руаны, радуя жителей.

Паскаль осмелился верить, что в трубке Торричелли действительно есть пустота. И ищет этому доказательство. Для этого он инициирует опыты у подножья и на вершины горы Пюи – де Дом. (Слайд №8)

Эксперимент был проведен в 1648 г. и было доказано, что при подъеме давление уменьшается.

Если к трубке Торричелли прикрепить шкалу – то получится ртутный барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Но такой прибор неудобен. Существует прибор-барометр – анероид (безжидкостный). (Слайд №9, 10)

На каждые 12 м подъема давление уменьшается на 1 мм. Но на больших высотах это закономерность нарушается. (Слайд № 11)

  1. Закрепление материала:

1) Решение задачи с помощью учителя. Слайд. 12

2).Класс делится на 3 группы:

2 группы получают задание на карточке (решить задачу аналогичную решенную преподавателем). Слайд с решением остается на доске. 3 группа получает практическое задание.

Зад.1 группе: «Каково показание барометра на вершине Московской телевизионной башни высотой 540 м, если внизу башни барометр показывает давление 100641 Па?»

Решение: 540: 12= 45

Па

Па

Ответ: p=94642, 5 Па

Зад. 2 группе: «У подножия горы барометр показывает 98 642 Па, а на вершине 90 317 Па. Определите высоту горы»

Решение: 98 642 – 90 317=8 325

8 325: 133, 3=62, 45

М

Ответ: h= 749 м.

Зад.3 группе: «Измерить давление на 1 этаже училища, на 4 этаже и рассчитать приблизительно высоту одного этажа здания учебного корпуса училища».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слайд 8 | Урок пятый




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.