Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок образовательных услуг: особенности функционирования






Рынок образовательных услуг представляет крупную многоотраслевую народнохозяйственную среду, где создаётся значимый элемент национального богатства – образование. Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.

На рынке образовательных услуг обращается товар особого рода – образовательная услуга.

Образовательная услуга – это:

– целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности;

– совокупность знаний, умений, навыков и определённого объёма информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков;

– целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретённых навыков;

– результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации;

– система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства.

Таким образом, образование – это и процесс, и ценность, и результат, и система.

Образовательным услугам свойственны признаки, характерные для всех услуг, но проявляющиеся особым образом:

1) услуги неосязаемы. Неосязаемость образовательных услуг означает, что их невозможно демонстрировать, изучить до покупки. Полезность услуг оценивается потребителем в ходе или после их производства, что значительно усложняет потребительский выбор;

2) услуги неотделимы от производителя. Образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава. Неотделимость услуг от своего источника обусловливает непостоянство их качества;

3) для услуг характерна несохраняемость, то есть процессы производства и потребления услуг не совпадают во времени и в пространстве. Образовательную услугу невозможно произвести впрок, следовательно, в системе образования достичь полного совпадения спроса и предложения практически невозможно. Для образовательных услуг данная черта несколько смягчается, поскольку учебная информация может быть сохранена с помощью учебных пособий и иной методической литературы;

4) образовательные услуги невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, умения, навыки, но это результат работы человека, а не сами эти действия, то есть образовательные услуги не могут перераспределяться или перепродаваться покупателем. Таким образом, ограничены возможности рынка по распределению образовательных услуг.

Образовательные услуги имеют особые признаки, отличающие их от других услуг:

1) высокая стоимость. Во всём мире образовательные услуги относятся к дорогостоящим товарам;

2) временной лаг между получением образования и получением выгод от него. Потребитель ожидает отдачу от приобретения образовательной услуги как материального (в виде более высокой заработной платы), так и морального характера;

3) оценка образовательных услуг на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация);

4) зависимость предоставления образовательных услуг от места их оказания и места проживания потребителя, поскольку часто они не совпадают. Таким образом, рынок образовательных услуг носит локальный характер;

5)образовательная услуга предполагает передачу не только знаний, навыков, но и духовных ценностей, стоимость которых невозможно оценить;

6) необходимость государственного контроля над качеством их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию, выдается диплом установленного образца по определённой специальности с присвоением квалификации.

Возможность функционирования системы образования в условиях рынка определяется следующими факторами:

– локальность предоставления услуги;

– конкурсная основа зачисления в вуз (не каждый может стать студентом);

– плата за обучение также является своеобразным ограничителем.

На рынке образовательных услуг существуют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1) потребление образовательной услуги одним индивидом не исключает её потребление другими и не влечёт за собой снижение её полезности для других лиц, что отвечает свойствам общественного блага;

2) образовательная услуга обладает значительным положительным внешним эффектом, поскольку вносит вклад в создание человеческого капитала, тем самым создавая предпосылки для инновационного развития экономики;

3) рынок образовательных услуг характеризуется несовершенством информации. Информационная асимметрия обусловлена особыми характеристиками образовательной услуги – неосязаемостью и непостоянством качества. Эффективное функционирование рынка зависит от того, насколько полно информированы все его участники о свойствах товаров, условиях их производства и потребления, а также о состоянии рынка;

4) для рынка образовательных услуг свойственно несовершенство конкуренции. На рынке образовательных услуг наблюдается сочетание монопольной и олигопольной конкуренции. В основе формирования монополии лежит прежде всего локальный характер рынков образовательных услуг. В то же время можно наблюдать усиление конкуренции между отдельными локальными монополиями – проявляются признаки олигопольной конкуренции.

Таким образом, существует объективная необходимость сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов функционирования системы образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.