Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуго Гроций и обоснование естественного права






При последних вспышках XVI в. и в первые десятилетия XVII в. — формируется и укрепляет позиции теория естественного права в работах итальянца Альберико Джентиле (1552—1611), в частности в его произведении " De iure belli" (" 0 праве войны", 1558), и особенно у голландца Гуго Греция (Гуго де Гроот, 1583—1645) в написанном им трактате " О праве войны и мира " (1625, переиздан в расширенном виде в 1646 году).

Гуманистическая закваска Греция еще дает о себе знать, но он уже на пути, ведущем к современному рационализму, хотя проходит он его не до конца.

Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, которые совпадают между, собой. " Естественное право", ре гулирующее человеческое сообщество, имеет этот рационально-естественный фундамент. Он есть " голос здравого смысла, в соответствии или в противовес с которым неизбежно утверждается или порицается все с точки зрения морали, и, как следствие, устанавливается или запрещается Богом, Творцом природы". Но примечательно, что онтологическая основа естественного права, по Гроцию, имеет следствием I своим то, что и сам Бог, поскольку на этом праве все держится, не [может его изменить. Это означает, что естественное право отражает рационализм самого Бога, создателя мира, и что, как таковой, Бог не может ничего изменить, не впадая в противоречия с собой, что немыслимо.

Естественное право отличается от " гражданского права", зависящего от решений людей, и гражданской власти. Оно имеет в качестве цели соображения полезности и поддержания согласия среди граждан. К сфере естественных прав принадлежат жизнь, достоинство и собственность личности.

Международное право основывается на идентичности природы людей; на этом основании могут заключаться международные договоры |между людьми различных конфессий, так как принадлежность к различным верам не влияет на человеческую природу.

Наказание для нарушителей прав должно иметь не карательные цели, а корректирующие: наказывют не за ошибку, но для того, чтобы делать ошибок в будущем. И наказание должно быть пропорционально срокам, серьезности преступления и той пользе, которую может извлечь из него сам преступник.

Возобновляя идеи флорентийского гуманизма, но в форме более рационализированной, Гроций поддерживает естественную религию, общую для всех времен и потому лежащую в основе всех положительных религий. Эта естественная религия основывается на четырех утверждениях: 1) Бог существует и Он единственный, 2) Бог величайший по сравнению со всеми вещами видимыми и постигаемыми, 3) Бог всеведущ, 4) Бог — Творец всего.

Некоторые переводчики Гроция увидели в его работе триумф нового научно-рационалистического мышления. Но, согласно L.Malusa, " Гроции гораздо более связан с классически средневековым и схоластиким понятием естественного права, чем с современным". Действительно, даже при натурализации Закона Божьего в работе " О праве войны и мира" с акцентом на юридическом моменте (в условиях озабоченности войнами) естественный закон остается всегда, как и для св. Фомы, законом божественным, критерием объективным и вечным". Поэтому рационализм Гроция выступает " в качестве интеллектуализма в противовес волюнтаризму (типа оккамовского, или протестантского), но никак не в качестве утверждения о непричастности (= автономии) человеческого разума по отношению к божественному управлению миром".

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Дата Исторические события Философия Литература и искусство Наука и техника
  161-80. Император Марк Аврелий (до 169 г. правил вместе с Луцием Вером). 180-92. Император Коммод. 193. Начало правления династии Северов (были у власти до 235г.). 155. Тертуллиан родился в Карфагене. 165. Мученическая смерть св. Юстина. 185. Родился Ориген, христианин. 198-211. Александр Афродисийский в Афинах.    
  202. Септимий Север начинает преследовать христиан. 212. Каракалла издает указ о даровании римского гражданства свободному населению всех провинций. 235. Начало правления т.н.Солдатских императоров(до 305г.). 203. Умер Иреней Лионский (" Против ереси"). 203-31. Ориген возглавляет катахетическую школу в Александрии. 204. Родился Плотин. 215. Умер Климент Александрийский. 220. Умер Секст Эмпирик. Умер Тертуллиан. 234. Родился Порфирий Тирский. 244. Плотин основал свою школу в Риме.    
  257-8. Им.Валериан: гонения на христиан. 284-305. Император Диоклетиан. 250. Родился Ямвлих. 253. Умер Ориген. 253-69. " Эннеады" Плотина. 263-8. Порфирий в школе Плотина. 270. Умер Плотин. 265.Родился Евсевий Кесарийский.  
  303-11. Им.Диоклетиан: гонения на христиан. 306-37. Константин I Великий. 313. Им. Константин: Медиоланский (Миланский) эдикт. 325. Первый Вселенский собор в Никее (Никейский собор). 330. Перенесение столицы империи из Рима в Константинополь (Византий). 301. Порфирий издает " Эннеады" Плотина. 305. Умер Порфирий. 330. Родился Василий Нисский. Родился Григорий Назианзин. 335. Родился Григорий Нисский. 324. Евсевий: " Церковная история". 340. Умер Евсевий Кесарийский. 347. Родился св.Иероним.  
  361-3. Император Юлиан Отступник. 365. Алеманны вторглись в Галлию. 379. Остготы в Паннонии и вестготы в Македонии. 380. Им. Феодосии I: Фессалоникийский эдикт. 381. Второй Вселенский собор в Константинополе (Константинопольский собор). 395. Разделение Римской империи, между Аркадием (Восточная империя) и Гонорием (Западная империя). 354. Родился св.Августин. 379. Умер Василий Нисский. 384. Св.Августин в Риме. 384-6. Св.Августин в Милане. 390. Умер Григорий Назианзин. 390-406. По заказу папы Дамасия св.Иероним переводит Библию на латинский язык (Vulgata). 394. Умер Григорий Нисский. 396. Св.Августин, епископ Гиппона. 397. Св.Августин: " Исповедь" 370.-415. Синесий из Кирены. 397. Умер св.Амвросий.  
  402. Равенна, столица Западной империи. 410. Разграбление Рима вестготами. 430. Вандалы осаждают Гиппон. 431. Эфесский собор. 412. Прокл родился в Константинополе. 419. Св.Августин: " О Троице". 427. Св.Августин: " О граде Божьем". 430. Умер св.Августин. 400-430. Церковь Сайта Мария Маджоре и церковь Сайта Сабина (Рим). 417. Павел Орозий: " История". 420. Умер св.Иероним. 430. Марциан Капелла: " О свадьбе Филологии и Меркурия". Мавзолей Галлы Плакидии (Равенна).  
  451. Халкедонский собор. 455. Разграбление Рима вандалами. 476. Конец Западной Римской империи. 493-526. Теодорих, король Италии. 494. Папа Геласий: различие между властью духовной и властью светской. 496. Обращение Клодовея, короля франков, и его народа в христианство. 480. Родился Боэций. 485. Умер Прокл. 480. Родился Бенедикт Нурсийский. 480. Родился Кассиодор.  
  526. Умер Теодорих. 527. Юстиниан, император Восточной Римской империи. 529. Юстиниан закрывает философскую школу в Афинах. 529-33. Кодекс Юстиниана. 535-53. Война Восточной Римской империи с остготами. 524. Умер Боэций. Церковь Сайт Аполлинаре Нуово (Равенна). 529. Основание монастыря Монте-Кассино Бенедиктом Нурсийским. 547. Умер св.Бенедикт. Освящение церкви Сан Витале (Равенна). Мавзолей Теодориха (Равенна). 530. Купол Собора св. Софии (Константинополь).
  554. Им. Юстиниан: " Прагматическая санкция". 565. Умер Юстиниан. 568. Лангобарды в Италии. 570. Родился Магомет (Мухаммед). 590-604. Римский папа Григорий I Великий. 560-636. Исидор Севильский. 597. Августин (Кентерберийский) обращает англо-саксов в христианство. 549. Церковь Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна). 550-4. Прокопий Кесарийский: " История". 570. Умер Кассиодор.  
  622. Хиджра (магометанская эра): переселение Магомета в Медину. 632. Умер Магомет. 634-50. Арабы завоевывают Египет, Сирию, Месопотамию, Иран. 643. Эдикт Ротари.   Начало церковного пения. Распространение в Китае фарфора.
  661-750. Халифат Омейядов (Дамасский халифат). 689-741. Карл Мартелл, король франков (с714г.). 674 -735. Беда Достопочтенный. 653. Редакция Корана. 673. Пожар в Византии.
  711-19. Арабы завоевывают Испанию. 712-44. Лиутпранд, король лангобардов. 732. Битва при Пуатье. 730. Родился Алквин (Алкуин) Йоркский..    
  750. Начало династии Абассидов. 754 -56. Образование Папского государства. 756-74. Дезидерий, король лангобардов. 768. Карл Великий, король франков. 774. Конец Лангобардского королевства.     790. Евклид переведен на арабский.
  800. Карл Великий коронован в Риме императорской короной папой ЛьвомIII. 814. Умер Карл Великий. 827. Арабы в Сицилии. 842. Клятва в Страсбурге. 843. Верденский договор. 804. Умер Алквин Йоркский. 847. Родился Скот Эриугена.   Арабы принимают индийские цифры. 820. Аль-Хорезми: " Трактат". 830. Птолемей переведен на арабский (" Альмагест"). 849. " Метафизика" Аристотеля переведена на арабский.
  867. Фоцианская схизма. 877. Капитолярий Кьерси. 887. Низложение Карла Лысого. 880. Умер Скот Эриугена.    
  911. Нормманы во Франции. 936. Оттон I, германский король.   910. В Клюни основан монастырь (Аббатство Клюни).  
  962-73. Оттон I, император. 973-83. Оттон II, император. 983-1002. Оттон III, император. 987-96. Гуго Канет, король Франции. 980.Родился Авиценна. 980. Витражи Реймского собора. 995-1050. Гвидо д'Ареццо.  
    1021-70. Авицеброн. 1033. Родился св.Ансельм (Кентерберийский). 1037. Умер Авиценна. 1023. Гвидо д'Ареццо: семь нот. 1010. Медицинская школа Салерно. 1041. Наборная печать в Китае.
  1054. Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). 1059. Латеранский собор в Риме. 1061-91. Норманны в Сицилии. 1073-85. Папа Григорий VII. 1075. Григорий VII: " Диктат папы". 1077. Свидание в Каноссе. 1096-99. I Крестовый поход. 1050-1120. Иоанн Росцелин. 1058-1111. Аль-Газали. 1070-1121. Гильом из Шампо. 1076-7. Св.Ансельм: " Монологион", " Прослогион". 1079. Родился Абеляр. 1090-1150. Аделард Бадский. 1091. Родился св.Бернар (Клервоский). 1094. Собор Сан Марко (Венеция). 1099-1106. Вильельмо (мастер Виллегельмус): рельефы на фасаде Собора в Модене. Дистилляция алкоголя из вина. 1084. Школа правоведения в Болонье. 1088. Ирнерий в Болонье.
  1122. Вормсский конкордат. 1130. Рожер II, король Сицилии. 1147-49. II Крестовый поход. 1101-41. Гуго Сен-Викторский. 1109. Умер св.Ансельм. 1110. Родился Иоанн Солсберийский. 1114 -24. Преподавание Бернара Шартрского. 1120-54. Преподавание Гильома из Конша. 1126. Родился Аверроэс. 1135. Родился Моисей Маймонид. 1114 -87. Герард Кремонский. 1120. Церковь Сан Дзено Маджоре (Верона). Ножной ткацкий станок. 1130. Родился Иоахим Флорский (Джоаккино да Фьоре). Открытие фосфорной и азотной кислоты. 1132. Церковь Сан Никола (Бари). Вращающийся штурвал. 1138. Начало строительства Собора Чефалу. Ветряные мельницы (Европа). Ножной ткацкий станок Открытие фосфорной и азотной кислоты. Вращающийся штурвал.
  1152-90. Фридрих I, император. 1176. Битва при Леньяно. 1183. Мир в Констанце. 1189-92. III Крестовый поход. 1194. Родился Фридрих II. 1198-1216. Иннокентий III, папа римский. 1153. Умер св.Бернар. 1154. Умер Жильбер Порретанский. Умер Тьерри Шартрский. 1160. Умер Петр Ломбардский. 1173. Умер Рихард Сен-Викторский. 1175-1253. Роберт Гроссетест. 1180. Умер Иоанн Солсберийский. 1185-1243. Александр из Гэльса. 1198. Умер Аверроэс. 1163-96. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). 1170-1221. Св.Доминик де Гузман. 1178. Бенедетто Антелами: " Снятие с креста" (Собор в Парме). 1182-1226. Св. Франциск Ассизский. 1194. Начало строительства Кафедрального собора в Шартре.  
  1202-04. IV Крестовый поход. 1204. Начало Латинской империи. 1209-29. Крестовые походы против альбигойцев. 1214. Битва при Бунине. 1215. Англия: " Великая хартия". 1220. Фридрих II, император. 1231. Фридрих II: " Мельфийские конституции". 1248. VI Крестовый поход. 1204. Умер Моисей Маймонид. 1206. Родился св.Альберт Великий. 1214. Родился Роджер Бэкон. 1218. Родился св.Бонавентура из Боньяреи (Тоскана). 1221. Родился св.Фома Ахвинский. 1235-1315. Раймонд Луллий. 1240. Родился Сигер Брабантский. 1248-52. Св.Фома в Кельне. 1202. Умер Джоаккино да Фьоре. 1212. Начало строительства Реймского собора. 1240-1302. Чимабуэ. 1202. Леонардо Пизанский: " Книга абака" (трактат об арифметике и алгебре); абак - счетная доска. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. 1215. Законы Парижского уни верситета. 1222. Университет в Падуе. 1223. Леонардо Пизанский: " Практическое знание геометрии". 1224. Университет в Неаполе.
  1250. Умер Фридрих II. 1261. Конец Латинской империи. 1266. Битва при Бенеанто. 1268. Битва при Тальякоццо. 1282. " Сицилийская вечерня". 1291. Образование Швейцарского союза. 1293. Флоренция: " Установления справедливости". 1294-1303. Бонифаций VIII, папа римский. 1297. " Закрытие Большого совета" (Венеция). 1248-57. Св.Бонавентура преподает в Париже. 1252-59. Св.Фома преподает в Париже. 1258-64. Св.Фома: " Сумма против язычников". 1260. Родился Майстер Экхарт. 1266. Св.Фома начинает писать " Сумму теологии". 1274. Умер св. Фома. Умер св.Бонавентура. 1277. Стефан Тампье против авверроистов. 1280. Умер св.Альберт Великий. Родился Уильям Оккам. 1284. Родился Сигер Брабантский. 1292. Умер Роджер Бэкон. 1296-1366. Генрих Сузо (Зойзе). 1252. Начало строительства церкви Сайта Кроче (Флоренция). 1265. Родился Данте Алигьери. 1265-69. Никколо Пизано: рельефы кафедры Сиенского собора. 1266. Родился Джотто. 1278. Церковь Сайта Мария Новелла (Флоренция). 1280. Чимабуэ: фрески в церкви Сан Франческо в Ассизи. 1284-96. Джованни Пизано: отделка Собора в Сиене. 1296. Начало строительства церкви Сайта Мария дель Фьоре (Флоренция). Распространение очков. Механические часы.
  1300. Первый юбилей. 1301. Начало Оттоманской империи. 1302. Кальтабелоттский договор. 1309-77. " Авиньонское пленение" пап. 1314-47. Людовик Баварский, император. 1337. Начало Столетней войны. 1347-54. Кола ди Риенцо. 1348. Чума в Европе. 1300-61. Иоганн Таулер. 1308. Умер Дуне Скот. 1320-84. Джон Уиклиф. 1324. Марсилий Падуанский: " Защитник мира". 1327. Умер Майстер Экхарт. 1328-58. Преподавание Жана Буридана. 1349. Умер Уильям Оккам. 1302. Джованни Пизано: кафедра Собора в Сиене. 1304. Родился Франческо Петрарка. 1305. Джотто: фрески в капелле дель Арена в Падуе 1311. Дуччо да Буониньсенья: " Маэста" (Сиена). 1313. Родился Джованни Боккаччо. 1315. Симоне Мартини: " Маэста" (Сиена). 1321. Умер Данте. 1330. Собор в Орвьето. 1334-37. Джотто: роспись. 1337. Умер Джотто. 1344. Умер Симоне Мартини. 1347-80. Св.Катерина Сиенская. 1348-54. Д. Боккаччо: " Декамерон". 1314. Первые публичные часы во Франции. 1320. Пороховые пушки. 1341-45. Флоренция: Старый мост. 1347. Университет в Праге. Развитие доменных печей.
  1356. " Золотая булла" (Карла IV). 1378-1417. " Великая схизма". 1369-1415. Ян Гус. 1382. Умер Никола Оресм. 1374. Умер Ф. Петрарка. 1375. Умер Д. Боккаччо. 1386. Начало строительства Собора в Милане. 1387. Джефри Чосер: " Кентерберийские рассказы". 1354-56. Мост в Вероне. 1364. Университет в Кракове. 1365. Университет в Вене. 1389. Бумажная фабрика в Нюрнберге.
  1402-12. Экспансия Венеции на материк.   1403-24. Гиберти (1378-1455): Двери баптистерия Собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Англия: индустрия хлопка.
  1410. Поляки разбивают Тевтонский орден (Битва при Грюнвальде). 1414-18. Констанцский собор. 1415. Битва при Азенкуре. Ян Гус сожжен на костре. Восстание в Богемии. 1416-58. Альфонс V - король Арагона, Сицилии и Неаполя.   1406. Салютати (р.1331-1406): " Эпистолярий". 1416. Донателло (1386-1446): " Святой Георгий". 1408. Генуя: основание Банка св.Георгия.
      1420-36. Брунеллески (1377-1446): Купол Собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). 1425. Лёвен (Брабант): основание Университета.
  1431. Казнь Жанны ДΆ ρ κ. 1434-64. Флоренция: Козимо Медичи. 1437-49. Малая Западная схизма. 1431. Лоренцо Валла (1407-57): " О наслаждении". 1437-41. Алберти (1404-72): " 0 семье". 1426-28. Мазаччо (1401-29): Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (Флоренция). 1430-79. Антонелло да Мессина. 1436-44. Беато Анжелико (1387-1455): Фрески в Сан Марко (Флоренция). 1431. Открытие Азорских островов.
  1449-92. Флоренция: Лоренцо Великолепный., 1440. Николай Кузанский (1401-64): " Об ученом невежестве". 1440-45. Николай Кузанский: " О конъенктурах". 1444. Смерть Бруни (р.1370). 1447. Донателло: монументы в Падуе. 1445. Открытие островов Зеленого Мыса.
  1450. Франческо Сфорца, герцог Миланский. 1451-81. Мехмед II, турецкий султан. 1453. Взятие Константинополя турками. 1455-85. Англия: война Алой и Белой розы. 1453. Николай Кузанский: " О видении Бога". 1458. Николай Кузанский: " О берилле". 1450. Пьеро делла Франческа: " Бичевание Христа". 1450-1516. Босх. 1459. Смерть Браччолини (р.1380). 1455. Гутенберг печатает " Библию".
  1462-1505. Россия: Иван Великий (третий). 1463-68. Фичино (1433-99): перевод Платона. 1464. Пьеро делла Франческа: Фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо.  
  1478. Флоренция: заговор сумасшедших. 1479. Испания: Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (Объединение Арагона- и Кастильи в Испанское королевство). 1474. Фичино: " Христианская религия". 1471-74. Мантенья (1431-1506): Росписи " Камеры дельи Спози" в замке Сан Джорджо в Падуе. - 1471-1528. Дюрер. 1475-78. Полициано (1454-94): " Записки о заговоре Пацци". 1477-1510. Джорджоне 1478. Ботичелли (1444-1510): " Весна". 1470. Ломбардия: канал Мартесана. 1477. Упсала: основание университета.
  1485. Англия: Генрих VII (ум.1509). Начало династии Тюдоров. 1482. Фичино: " Платоновская теология". 1486. Пико делла Мирандола (1463-94): " 0 человеческом достоинстве" и " Девятьсот тезисов". 1480. Полициано: " Сказание об Орфее". 1482. Леонардо (1452-1519): " Св.Иероним". 1483. Леонардо: " Мадонна в скалах". 1486. Ботичелли: " Рождение Венеры". 1482. Открытие устья р.Конго.

Библиография

Глава первая

Тексты La Sacra Bibbia, CEL-UECI, Roma 1974*. — I manoscritti del Mar Morto, a cura di F. Michelini Tocci, Laterza, Bari 1967; / manoscritti di Qumran, a cura di L. Moraldi, Utet, Torino 1971; Apocrifi del Nuovo Testamento, a cura di L. Moraldi, 2 voli., Utet, Torino 1971; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento, a cura di G. Erbetta, 4 voll., Marietti, Torino 1966—81.

Литература AA. VV., Introduzione alla Bibbia. Con antologia esegetica, 5 voll., Marietti, Torino 1960 ss.; AA.VV., Introduzione al Nuovo Testamento, 5 voll., a cura di A. George e P. Grelot, Boria, Roma 1981.

J.A. Soggin, Introduzione all Antico Testamento, 2 voll., Paideia, Brescia 1968—69; В. Coreani, Introduzione al Nuovo Testamento, Claudiana, Torino 1972.

Глава вторая

A. Pincherle, Introduzione al cristianesimo antico, Laterza, Bari 1978; M. Simonetti, La letteratura cristiana antica greca e latina, Sansoni/Accademia, Firenze 1969; W. Jaeger, Cristianesimo primitivo e Paideia greca. La Nuova Italia, Firenze 1974; H.A. Wolfson, La filosofì a dei Padri della Cbiesa, Paideia, Brescia 1978. Inoltre: E. Hoffmann, Platonismo e filosofì a cristiana. II Mulino, Bologna 1967; C.M. Cochrane, Cristianesimo e cultura classica, D Mulino, Bologna 1969; J. Kelly, Il pensiero cristiano delle origini. II Mulino, Bologna 1972;

G. Prestige, Dio nel pensiero dei Padri, II Mulino, Bologna 1969; J. Danielou, Messaggioevangelico e cultura ellenistica, II Mulino, Bologna 1975; G. Mondesert, Guida alia lettura deiPadri della Cbiesa, Jaca Book, Milano 1981; G. Bosio, Iniziazione ai Padri, 2 voll., SEI, Torino1963—64; R. Barr, Breve patrologia, Queriniana, Brescia 1982; В. Altaner, Patrologia, Marietti, Torino 1981; J. Quasten, Patrologia, vol. I.: / primi due secoli (II—III), voi. II: IPadri greci (secoli IV—V), vol. III. I Padri latini (secoli IV— V), Marietti, Torino 1980. GrandeAntologia Filosofica, voll. III—IV—V: Il pensiero cristiano, Marzorati, Milano 1954 (va dalleorigini fino a tutto il Medioevo).

Тексты / Padri Apostolici, a cura di A. Quacquarelli, Citta Nuova, Roma 1976.

Filone di Alessandria: La creazione del mondo. Le allegorie delle Leggi (prefazione, traduzione e note della prima opera di G. Calvetti, della seconda di R.Bigatti; introduzione generale di G. Reale), Rusconi, Milano 1978; L'erede delle cose divine, (prefazione traduzione e note di R. Radice, introduzione di G. Reale), Rusconi, Milano 1981; La tetralogia di Caino, I giganti, L'immutabilità di Dio (traduzione di C. Mazzarelli, a cura e con introduzione di R. Radice), Rusconi, Milano 1984.

Testi gnostici cristiani, a cura di M. Simonetti, Laterza, Bari 1970.

S. Giustino, LeApologie, a cura di I. Giordani, Citta Nuova, Roma 1962, a cura di L. Reboli, Messaggero, Padova 1983; Taziano, Discorco ai Greci, a cura di M. Fermi, Roma 1924; Irenco di Lione, Contro le eresie e gli altri scritti, a cura di E. Bellini, Jaca Book, Milano 1979. Clemente Alessandrino, Protreptico, a cura di A. Pieri, Edizioni Paoline, Roma 1967; Idem, C'е salvezza per il ricco?, a cura di A. Pieri, Edizioni Paoline, Roma 1965; Idem, Il Protrettico. Il Pedagogo, a cura di M.G. Bianco, Utet, Torino 1971.

Origene, I principi, a cura di M. Simonetti, Utet, Torino 1979; Idem, Contro Gelso, a cura di A. Colonna, Utet, Torino 1971; Idem, Commento al Vangelo di Giovanni, a cura di E. Corsini, Utet, Torino 1968; Idem, Omelie sulla Genesi e sull'Esodo, a cura di G. Gentili, Edizioni Paoline, Roma 1976; Idem, Disputa con Eraclide, a cura di G. Gentili, Edizioni Paoline, Roma 1970.

I Padri Cappadoci: Basilio di Cesarea, Opere asceticbe, a cura di U. Neri, Utet, Torino 1980; S. Gregorio Nisseno, La vita di Mose, a cura di C. Bigatti, Edizioni Paoline, Roma 1966. Presso Citta Nuova Editrice sono usciti: Gregorio di Nissa, L'anima e la resurrezione, a cura di S. Lillà, Roma 1981; Idem, La grande catecbesi, a cura di M. Naldini, Roma 1982; Idem, L'uomo, a cura di B. Salmona, Roma 1982; Gregorio Nazianzeno, La passione di Cristo, a cura di F.Trisoglio, Roma 1979.

DionigiAreopagita, Tutte le opere, traduzioni di Ρ. Scazzoso, introduzione, prefazioni, parafrazi e note di E. Bellini, Rusconi, Milano 1981.

Massimo il Confessore, La mistagogì a ed altri scritti, a cura di R. Cantarella, Firenze 1931; Idem, Capitoli sulla carità, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Studium, Roma 1963; Idem, Umanità e divinità di Cristo, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Citta Nuova, Roma 1979; Idem, Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull' incarnazione, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Jaca Book, Milano 1980.

Литература A. Maddalene, Filone Alessandrino, Mursia, Milano 1970; H. Jonas, Lo gnosticismo, SEI, Torino 1973; B. Mondin, Filone e Clemente. Saggio sulle origini della filosofia religiosa, Torino 1968; una vera e propria monografia su Origene e l'introd. di G. Gentili alla Disputa con Eraclide, cit.; AA.VV., Arcbe e Telos. L'antropologia di Origene e di Cregorio di Nissa. Analisi storico-religiosa. Atti del Colloquio 1979, Vita e Pensiero, Milano 1981; H.U. von Balthasar, Liturgia cosmica. L'immagine dell universo in Massimo il Confessore, A.V.E., Roma 1976.

Глава третья

Тексты Tertulliano, Apologetico, a cura di E. Paratore (trad, di E. Buonaiuti, testo latino a frote), Laterza, Bari 1972; Idem, Opere scelte, a cura di C. Moreschini, Utet, Torino 1974; Idem, La corona, a cura di P.A. Gramaglia, Edizioni Paoline, Roma 1980; Idem, La testimonianza dell' anima, a cura di P.A. Gramaglia, Edizioni Paoline, Roma 1982 (questi due ultimi volumi sono forniti di introduzione e commenti cosi ampi da coxtiture vere e proprie monografie); Arnobio, Adversus nationes (contro i pagani), a cura di R. Laurenti, SEI, Torino 1962; Lattanzio, La morte dei persecutori, a cura di P. Calliari, Edizioni Paolini, Roma 1960; Lattanzio, Divinae Institutiones. De opificio Dei. De ira Dei, a cura di U. Boelle, Sansoni, Firenze 1973.

vol. I: Le confessioni, a cura di C. Carena, Roma 1969; vol. III, 1—2: Dialogbi (III, 1: La controversia accademica, La felicita, L'ordine, I soliloqui, L'immortalità dell anima; III, 2: La grandezza dell'anima, II libero arbitrio, La musica, II maestro), a cura di D. Gentili, Roma 1970—76; vol. IV: La Trinità, a cura di G. Beschin, Roma 1973; voll. XXI—XXII—XXIII: Le Lettere, a cura di L. Carrozzi, Roma 1969—74; voll. XXV—XXVIII: Esposizioni sui Salmi, a cura di V. Tarulli ed altri, Roma 1967—77. Presso le Edizioni Paoline si vedano, tra le altre opere: Confessioni, a cura di A. Landi, Roma 1979; La citta di Dio, a cura di C. Borgogno, Roma 1979; De Trinitate, a cura di C. Borgogno, Roma 1977.

Delle Confessioni, l'opera piu letta di S. Agostino, esistono diverse altre traduzioni: a cura di O. Tescari, SEI, Torino 1962; a cura di A. Marzullo, Zanichelli, Bologna 1968; a cura di M. Pellegrino e C. Carena, Einaudi, Torino 1966. (La traduzione della Quaestio de ideis riportate e di S. Vanni Povighi, inedita).

Литература A. Pincherle, Sant' Agostino, Laterza, Bari 1939; A. Masnovo, S. Agostino e S. Tommaso. Concordanze e sviluppi, Vita e Pensiero, Milano 1950*; M. Pellegrino, Le " Confessioni di Sant'Agostino, Studium, Roma 1956 (ristampa 1972); A. Guzzo, Agostino e Tommaso, Edizioni di Filosofia, Totino 1958; P. Brezzi, Analisi ed interpretazione del " De civitate Dei'' di S. Agostino, Edizioni Agostiniane, Tolentino 1960; S. Cotta, La citta politica di S. Agostino, Edizioni di Comunità, Milano 1960; M.F. Sciacca, Interpretazione del concetto di storia in S. Agostino, Edizioni Agostiniane, Tolentino 1960; C. Boyer, Sant' Agostino filosofo, Patron, Bologna 1965; A, Trape, S. Agostino, Fossano 1976; E.Samek Lodovici, Dio e mondo. Relazione, causa, spazio in S. Agostino, Studium, Roma 1979. E. Samek Lodovici, Agostino, in Questioni di storiografia filosofì ca, cit, pp. 445—501.

Глава четвертая

M. Grabmann, Stona del metodo scolastico, 2 voll., La Nouva Italia, Firenze 1980; E. Gilson, La filocofia del Medioevo. Dalle origini patristicbe alla fine del XIV secolo, La Nuova Italia, Firenze 1973; G. Vasoli, La filosofia medioevale, Feltrinelli, Milano 1982; AA. VV., La filosofì a della natura nel Medioevo, Vita e Pensiero, Milano 1966; E.J. Dijksterhuis, Il meccanicismo e l'immagine del mondo, Feltrinelli, Milano 1971; E. Garin, Studi sul platonismo medioevale, Le Monnier, Firenze 1958; B. Faes De Mottoni, Il platonismo medioevale, Loescher, Torino 1979. Per la logica: Logica romana e logica medioevale, cap. IV di W.C. Kneale, Storia della logica, Einaudi, Torino 1972, pp. 211—340; J.M. Bochenski, La logica formale, vol. I: Dai Presocratici a Leibniz, Einaudi, Torino 1972, pp. 181—329; R. Bianche, La logica e la sua storia, Ubaldini, Roma 1973. E. Gilson, Lo spirito della filosofia medioevale, Morcelliana, Brescia 1964; W. Ullmann, Individuo e società nel Medioevo, Laterza, Roma-Bari 1974; F. Bottì n, La antinomie semanticbe nella logica medioevale, Antenore, Padova 1976; G. Falco, La polemica sul Medioevo, Guoda, Napoli 1978; P. Zunthor, Leggere il Medioevo, Il Mulino, Bologna 1980.

Тексты Boezio, Trattato sulla divisione, a cura di L. Pozzi, Liviana, Padova 1969; Boezio, La consolazione della filosofia. Gli opuscoli teologici, a cura di L. Obertello, Rusconi, Milano 1979.

Глава пятая

AA.VV, Nascita dell'Europa ed Europa carolingia: un'equazione da verificare, Centro Italiano di Studi sull'Alto Medioevo, Spoleto 1981; a cura di G. Arnaldi, Le origini dell' università, Il Mulino, Bologna 1974; M.M. Davy, Iniziazione ai Medioevo: La filosofia nel secolo XII, Jaca Book, Milano 1981; M.D. Chenu, La Teologia nel Medio Evo. La Teologia nel sec. XII, Jaca Book, Milano 1972.

Тексты Ps. Girolamo-Cassiodoro-Alcuino-Rabano Mauro-Ratramno-Incmaro-Gotescalco, L'anima dell'uomo. Trattati sull' anima dal V al IX secolo, a cura di I. Tolomio, Rusconi, Milano 1979; Anselmo d'Aosta, Opere filosoficbe, a cura di S. Vanni Rovighi, Laterza, Bari 1969; Teodorico di Chartres, Guglielmo di Conches, Bernardo Silvestre, Il divino e il megacosmo. Trattati filosofici e scientifici della ScuoladiCbartres, a cura di E. Maccagnolo, Rusconi, Milano 1980; Pietro Abelardo, Scritti di logica, a cura e con introduzione di M. Dal Pra, La Nuova Italia, Firenze 1969; Pietro Abelardo, Conosci te stesso o Etica, a cura di M. Dal Pra (in appendice testo latino nell'edizione critica di D.E. Luscombe), La Nuova Italia, Firenze 1976; Abelardo, Storia delle mie disgrazie. Lettere d'amore di Abelardo e Eloisa, a cura di F. Roncoroni, Garzanti, Milano 1974.

Литература M. Dal Pra, Scoio Eriugena, Bocca, Milano 1951; P. Mozzarella, II pensiero di G. Scoto Eriugena, Cedam, Padova 1957; T. Gregory, G. Scoto Eriugena. Tre studi. Le Monnier, Firenze 1963; C. Allegro, Giovanni Scoto Eriugena. Fede e ragione. Citta Nuova, Roma 1975; T. Gregory, Giovanni Scoto Eriugena, m Questioni di storiografì a filosofica, cit, pp. 503—22. S. VanniRovighi, Sant' Anselmo e la filosofia del secolo XI, Bocca, Milano 1949; P. Mazzarella, Il pensiero speculativo di S. Anselmo d'Aosta, Cedam, Padova 1962; K. Barth, Filosofì a e Rivelazione. Fides quaerens intellectum, Silva, Milano 1965; T. Gregory, Anima mundi. La filosofia di Guglielmo di Coucbes e la Scuola di Cbartres, Sansoni, Firenze 1955; E. Jeauneau, Nani sulle spalle dì giganti. Guida, Napoli 1969; V. Liccaro, Studi sulla visione del mondo di Ugo di S. Vittore, Del Bianco, Undine 1969; E. Maccagnolo, Rerum universitas. Saggio sulla filosofia di Teodorico di Cbartres, Le Monnier, Firenze 1976; R. Padellaro De Angelis, Dialettica e mistica nel XII secolo. Abelardo e S. Bernardo, Elia, Roma 1967; M.T. BeonioBrocchieri Fumagalli, La logica di Abelardo, La Nuova Italia, Firenze 1969; Idem, Introduzione a Abelardo, La terza, Roma-Bari 1974; E. Gilson, Abelardo e Eloisa, Einaudi, Torino 1970; A. Grocco, Abelardo. L'altro versante del medioevo, Liguori, Napoli 1979; AA.VV., fascicolo dedicalo ad Abelardo, " Rivista critica di storia della filosofia", IV, 1979. Per il problema degli universali si vedano in particolare: R. Padellare De Angelis, Nominalismo e realismo nell' XI e XII secolo, Elia, Roma 1970; B. Maioli, Gli universali. Storia antologica del problema da Socrate al XII secolo, Bulzoni.Roma 1974; M. DalPra, Logica erealtà. Movimenti del pensiero medioevale, Laterza, Roma-Bari 1974; M. Dal Pra, Giovanni di Salisbury, Bocca, Milano 1951; AA.VV., Gli universali e la formazione dei concetti, a cura di L. Urbani Ulivi, Comunità, Milano 1981.

E. Maccagnolo, Teologia monastica e teologia scolactica nei secoli XI e XII, in Questioni di storiografia filosofica, cit., pp. 523—577.

Глава шестая

A. Masnovo, Da Guglielmod'Aubergne a S. Tommaso d'Aquino, 3 voll., Vita e Pensiero, Milano 1945—47; M.D. Chenu, La teologia come scienza nel XIII secolo, Jaca Book, Milano 1971; F. van Steenberghen, La filosofia nel XIII secolo, Vita e Pensiero, Milano 1972.

Тексты S. Tommaso d'Aquino: La Somma teologica, a cura dei Domenicani italiani, con testo latino a fronte, 34 voll., Salani, Firenze, a partire dal 1949; Somma contro i Gentili, a cura di T.S. Centi, Utet, Torino 1975; Opuscoli filosofici, a cura di G. Muzio, Endizioni Paoline, Roma 1953; L'ente e l'essenza, a cura di G. Di Napoli, La Scuola, Brescia 1959; Trattato sull' unita dell' intelletto contro gli Averroisti, a cura di B. Nardi, Sansoni, Firenze 1947; Scritti politici, a cura di A. Passerin d'Entreves, Zanichelli, Bologna 1946; De magistro, a cura di T. Gregory, Armando, Roma 1965.

S. Bonaventura da Bagnoregio: Itinerario della mente in Dio e Riduzione delle arti alla teologia, a cura di S. Martì gnoni, Patron, Bologna 1972.

G. Duns Scoto: Il primo principio degli esseri, a cura di P. Scapin, Liviana, Padova 1973; Antologia filosofica, a cura di F. Di Marino, La Nuova Cultura, Napoli 1966.

Литература G. Quadri, La filosofia araba nei suo fiore, 2 voll., La Nuova Italia, Firenze 1939; G. Furlani, La filosofia araba, Conferenza Centro Studi Vicino Oriente, Roma 1943; AA.VV.,

Avicenna nella storia della cultura medioevale. Accademia Nazionale dei Lincei, quaderno 40, Roma 1957; F. Lucchetta, Introduzione a Avicenna. Epistola sulla vita futura, Antenore, Padova 1969; sul problema dell'intelletto si veda l'introduzione di B. Nardi a S. Tommaso, Trattato sull'unita dell' intelletto, cit. Per Mose Maimonide: E. Bertola, La filosofia ebraica. Bocca, Milano 1947.

A. Pompei, La dottrina trinitaria di S. Alberto Magno. Esposizione organica del Commentario delle Sentenze in rapporto al movimento teologico scolastico. Pubbl. dalla Facoltà Teologica

" S. Bonaventura", Roma 1953; B. Nardi, Studi di filosofia medievale. Edizioni di Storia e Letteratura, Roma 1960; AA.VV., S. Alberto Magno: L'uomo e il pensatore. Massimo, Milano 1982.

A.D. Sertillanges, Lafilosofia di S. Tommasod'Aquino, Edizioni Paoline, Roma 1957; M.D. Chenu, Introduzione allo studio di S. Tommaso d'Aquino, Libreria Editrice Fiorentina, Firenze 1953; C. Fabro, La nozione metafisica di partecipazione secondo S. Tommaso d'Aquino, SEI, Torino 1950; Idem, Partecipazione e causalità secondo S. Tommaso d'Aquino, SEI, Torino 1960; B. Mondin, Lafilosofia dell'essere di S. Tommaso d'Aquino, Herder, Roma 1964; S. Vanni Rovighi, L'antropologia filosofica dì S. Tommaso d'Aquino, Vita e Pensiero, Milano 1972; Idem, Introduzione a S. Tommaso d'Aquino, Laterza, Roma-Bari 1981; AA.VV., Studi su San Tommaso d'Aquino e la fortuna del suo pensiero, numero speciale di " Rivista di Filosofia neo-scolastica" ' Vita e Pensiero, Milano 1974 (fasc. II—IV); AA.VV., S. Tommaso e il pensiero moderno, Citta Nuova, Roma 1976. Per la storia delle interpretazioni si veda: P. Caramello, Tommaso d'Aquino e il Tomismo, in Questioni di storiografia filosoflca, cit, pp. 615—78. Su S. Bonaventura: AA.VV., S. Bonaventura 1274—1974, a cura dei Padri di Quaracchi, 5 voll., Grottaferrata-Roma 1973—74; AA.VV., 5. Bonaventura maestro di vita fracescana e di sapienza cristiana, Atti del Congresso Internazionale per il VII centenario della morte, 3 voll., a cura di A. Pompei, Miscellanea Fracescana, Roma 1976; S. Vanni Ravighi, L'immortalità dell'anima nei maestri francescani del secolo XIII, Vita e Pensiero 1936; Idem, S. Bonaventura, Vita e Pensiero, Milano 1974; E. Bettoni, S. Bonaventura da Bagnoregio. Gli aspetti filosofici del suo pensiero, Vita e Pensiero, Milano 1973; Idem, Il problema della conoscibilità di Dio nella scuola francescana, Cedam, Padova 1950; A. Blasucci, La spiritualità di S. Bonaventura, Citta di Vita, Firenze 1974; F. Corvino, Bonaventura da Bagnoregio francescano e pensatore. Dedalo Libri, Bari 1980; R. Tonani, Attesa umana e salvezza di Cristo. Una rilettura dell'opera bonaventuriana, Morcelliano, Brescia 1983. Per la storia delle interpretazioni si veda: G. Morrà, L'Agostinismo medievale e S.Bonaventura, in Questioni di storipgfafia filosofica, cit., pp. 579—614.

Per Sigieri di Brabante si veda B. Nardi, Studi di filosofia medievale, cit., per R. Bacone: F. Alessio, Mito e scienza in Ruggero Bacone, Ceschins, Milano 1957.

Su G. Duna Scoto: AA.VV., Atti dei Congressi Internazionali Scotistì, Commissione Scotista, Roma, dal 1966 al 1982 sono stati pubblicati 8 voll.; E. Bettoni, Duns Scoto filosofo. Vita e Pensiero, Milano 1966; M. Damiata, Prima e seconda Tavola. L'etica di G. Duns Scoto, Studi Francescani, Firenze 1973; O Todisco, Lo spirito cristiano della filosofia di G. Duns Scoto, Abete, Roma 1975; W. Hoeres, La volontà come perfezione in G. Duns Scoto, Liviana, Padova 1976. Per la storia della critica e ulteriore bibliografia si veda: E Bettoni, Duns Scoto, in Questioni di storiografia filosifica, cit., pp. 679—697.

Глава седьмая

Тексты Di Ockham in italiano esistono solo alcune antologie: Filosofia teologia politica, a cura di A. Coccia, Ando, Palermo 1966; Il problema della scienza, a cura di A. Siclari, Liviana, Padova 1969; Scritti filosofici, a cura di A. Ghisalberti, Bietti, Milano 1974.

Marsilio da Padova, Defensor Pads, trad. ital. di C. Vasoli, Utet, Torino 1960; Idem, Ildifensore minore, a cura di C. Vasoli, Guida, Napoli 1975.

Meister Eckhart, Opere tedescbe, a cura di M. Vannini, La Nuova Italia, Firenze 1982; Maestro Eckhart, Trattati e Predicbe, a cura di G. Faggin, Rusconi, Milano 1982 (con amplissima bibliografia).

Литература Su Ockham: C. Vasoli, Guglielmo di Occam, La Nuova Italia, Firenze 1953; C. Giacon, Guglielmo di Occam, 2 voll., Vita e Pensiero, Milano 1966; A. Ghisalberti, Guglielmo dì Ockbam, Vita e Pensiero, Milano 1972; Idem, Introduzione a Guglielmo d'Ockbam, Laterza, Roma-Bari 1976; M. Dannata, Guglielmo Ockbam, Studi Francescani, Firenze 1981; G. De Lagarde, Alle origini dello spirito laico: vol. I, Bilancio del sec XIII, vol. II, Stato e società nella scolastica, vol. III, Marsilio da Padova, vol. IV, Ockbam: presupposti, vol. V, Ockbam: strutture religiose e sociali, Morcelliana, Brescia 1964—68. Per i seguaci di Oclham si veda: F.

Bottin, La scinza degli occamisti. La scienza tardo medioevale dalle origini del paradigmanominalista alla rivoluzione scientifica, Maggioli, Rimini 1982. Per la storia della critica si veda, infine: E. Bettoni, Guglielmo d'Occam, in Questioni di storiografia fì losofica, cit., pp. 699—716.

Defensor Pads e al III volume del De Lagarde, sopra citati, si veda: F. Battaglia, Marsilio daPadova e la filosofia politica del Medio Evo, Le Monnier, Firenze 1928; P. Di Vona, Principidel" Defensor Pads", Morano, Napoli 1975.

G. Della Vople, Eckbart o della filosofia mistica. Edizioni di Storia e Letteratura, Roma 1952;

G. Faggin, Meister Eckbart e la mistica tedesca preprotestante. Bocca, Milano 1946; A. Klein, Meister Eckbart. La dottrina mistica de Ila giustificazione, Mursia, Molano 1978; G. Ambrosini, Negazione e proposta morale in Meister Eckbart Liviana, Padova 1980.

Per la logica tardo-medioevale rinviamo alle opere di Kneale, Bochenski e Bianche citate al cap. XVI.

Глава восьмая

К. Burdach, Riforma, Rinascimento, Umanesimo, Sansoni Firenze 1935; J. Burckhardt, La civiltà del Rinascimento in Italia, introd. di E. Garin, Sansoni, Firenze 1962; J. Huizinga, L'autunno del Medioevo, Sansoni, Firenze 1966; F. Chabod, Studi sul rinascimento, Einaudi, Torino 1967; G. Gentile, Il pensiero italiano del Rinascimento, Sansoni, Firenze 1968; C. Vasoli, La dialettica e la retorica nell'Umanesimo, Feltrinelli, Milano 1968; E. Cassirer, Individuo e cosmo nella filosofia del Rinascimento, La Nuova Italia, Firenze 1974; W. Dilthey, L'analisi dell'uomo e [intuizione della natura. Dal Rinascimento al secolo XVIII, La Nuova Italia, Firenze 1974 (2 voll.); C. Vasoli, Umanesimo e Rinascimento, Palumbo, Palermo 1977. Per la storia delle interpretazioni: W. K. Ferguson, Il Rinascimento nella critica storica, Il Mulino, Bologna 1969, e F. Adorno, Umanesimo e Rinascimento, in Questioni, cit., pp. 9—57. Infine: A. G. Debus, L'uomo e la natura nel Rinascimento, Jaca Book, Milano 1982. P.O. Kristeller, La tradizione aristotelica nel Rinascimento, Antenore, Padova 1962; La tradizione classica nel pensiero del Rinascimento, La Nuova Italia, Firenze 1965; Otto pensatori del rinascimento, Ricciardi, Milano-Napoli 1970; Concetti rinascimentali dell' uomo e altri saggi, La Nuova Italia, Firenze 1978. Del secondo: E. Garin, La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Sansoni, Firenze 1961; e, tutti editi da Laterza, Bari: Medioevo e Rinascimento, 1980; L'Umanesimo italiano, 1981; Scienza e vita civile nel Rinascimento italiano, 1980; La cultura del Rinascimento. Profilo storico, 1981; L'educazione in Europa (1400—1600), 1976; Rinascite e rivoluzioni. Movimenti culturali dal XIV al XVIII secolo, 1976; io zodiaco della vita. La polemica sull' astrologia dal Trecento al Cinquecento, 1982.

Глава девятая

L. Valla: S. I. Camporeale, L. Valla. Umanesimo e filologia, Le Monnier, Firenze 1972. N. Cusano: Scritti filosofici, (con testo latino a fronte) a cura di G. Santinello, Zanichelli, Bologna (vol. I, 1965; vol. Il, 1980); Opere religiose, a cura di P. Gaia, Utet, Torino 1971; Opere filosofiche, a cura di G. Federici Vescovini, Utet, Torino 1972. Ulteriore bibliografia in: G. Santinello, Introduzione a Niccolo Cusano, Laterza, Bari 1971; Idem, N. Cusano, in Questioni, cit., pp. 59—96.

M. Ficino: Teologia platonica (con testo latino a fronte), a cura di M. Schiavone, 2 voll., Zanichelli, Bologna 1965. M. Schiavone, Problemi filosofici in Marsilio Ficino, Marzorati, Milano 1957; P. O. Kristeller, Il pensiero filofico di Marsilio Ficino, Sansoni, Firenze 1953. G. Pico della Mirandola: De hominis dignitate, Heptaplus, De ente et uno, e scritti vari, testo e traduzione a cura di E. Garin, Vallecchi, Firenze 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, testo e traduzione a cura di E. Garin, 2 voll., Vallecchi, Firenze 1946—52. E. Garin, G. Pico della Mirandola, Le Monnier, Firenze 1937; G. Di Napoli, G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Desclee, Roma 1965. Sul Pomponazzi: В. Nardi, Studi su Pietro Pomponazzi, Le Monnier, Firenze 1965; A. Poppi, Saggi sul pensiero IneditodiP. Pomponazzi, Antenore, Padova 1970. Non facilmente reperibile e P. Pomponazzi, Trattato sull' immortalità dell' anima, II libro degli incantesimi, prefazione di R. Ardigo, introd., traduzione e note di I. Toscani, Editoriale G. Galilei, Roma 1914. M. de Montaigne: Saggi, 2 voll., a cura di F. Garavini, Mondadori, Milano 1970. A. M. Battista, Alle origini del pensiero politico lebertino: Montaigne e Charron, Giuffre, Milano 1966.

Глава десятая

R. Η. Bainton, La Riforma protestante, Einaudi, Torino 1958, e di J. Lortz-E. Iserloh, Storia della Riforma (entrambe, la prima protestante e la seconda cattolica, con bibliografia). Di valore scientifico assai notevole e il vol. VI della Storia della Chiesa, diretta da H. Jedin, alle cui ampie e dettagliate bibliografie senz'altro rinviamo: E. Iserloh-J. Glazik-H. Jedin, Riforma e Controriforma (XVI—Χ Β Π secolo), Jaca Book, Milano 1975. Altre buone sintesi sono guelle di M. Bendiscioli: La Riforma protestante, Studium, Roma 1967, e La Riforma cattolica, Stadium, Roma 1973; e quella di G. Martina: La Chiesa nell' ete della Riforma, Mocelliana, Brescia 1978.

Тексты. Erasmo da Rotterdam: Elogio della Pazzia, a cura di C. Annarratone, Rizzoli, Milano 1963; I colloqui, a cura di G. P. Brega, Feltrinelli, Milano 1967.

Литература: Scritti politici, tr. di G. Panzeri Saija, introd. e bibliogr. di L. Firpo, Utet, Torino 1959; Scritti religiosi, a cura di V. Vinay, Utet, Torino 1967.

Calvino: Istituzione della religione cristiana, 2 voll., a cura di G. Tourn, Utet, Torino 1971.

2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.

Η. Jedin, Il Concilio di Trento, Morcelliana, Brescia 1973—82; ma dello stesso autore si puo vedere anche la piu sintetica Breve storia dei Concili, Morcelliana, Brescia 1979. Per la documentazione si puo vedere: Decisioni dei Concili Ecumenici, a cura di G. Alberigo, Utet, Torino 1978. N. Machiavelli Opere, 8 voll., a cura di S. Bertelli e F. Gaeta, Feltrinelli, Milano 1960—62. F. Guicciardini: Ricordi, a cura di R. Spongano, Sansoni, Firenze 1951.

(Sia del Principe del Machiavelli, sia dei Ricordi del Guicciardini esistono parecchie edizioni anche scolastiche, spesso con buoni commenti).

T. Moro: Utopia, a cura di T. Fiore, Laterza, Roma-Bari 1982.

J. Bodin: I sei libri dello Stato, a cura di M. Isnardi Parente, Utet, Torino 1964 (con ampia bibliografia). U. Grozio: Prolegomeni al diritto delle guerra e della pace, a cura di G. Fasso, Zanichelli, Bologna 1949; Della vera religione cristiana, a cura di F. Pintacuda De Michelis, Laterza, Roma-Bari 1973.

Литература. Su Machiavelli: L. Russo, N. Machiavelli, Laterza, Bari 1957; G. Sasso, N. Machiavelle. Storia del suo pensiero politico, Istituto Italiano per gli Studi Storici, Napoli 1958; F. Chabod, Scritti su Machiavelli, Einaudi, Torino 1964; G. Sasso, Studi su Machiavelli, Morano, Napoli, 1967; U. Spirito, Machiavelli e Guicciardini, Sansoni, Firenze 1968; F. Gilbert, Machiavelli e la vita culturale del suo tempo, Il Mulino, Bologna 1974. Su Guicciardini: oltre al volume cit. di U. Spirito, si puo vedere F. Gilbert, Machiavelli e Guicciardini. Pensiero politico e storiografia a Firenze nel Cinquecento, Einaudi, Torino 1970. Su Moro F. Battaglia, Saggi sull utopia di T. Moro, Zuffi, Bologna 1949; J. H. Hexter, L'utopia di T. Moro, Guida, Napoli 1975.

Per J. Bodin rinviamo alla bibliografia della Isnardi Parente, sopra citata, e a V. I. Comparato, Bodin, Il Mulino, Bologna 1981 (con antologia di testi e bibliografia).

Per tutti questi autori si vedano, infine: P. Mesnard, Il pensiero politico rinascimentale, 2voll., Laterza, Bari 1963—64; G. Passo, Storia della filosofia del diritto, 3 voll., Il Mulino, Bologna 1968 (vol. II); G. H. Sabine, Storia delle dottrine politiche, 2 voll., Etas Libri, Milano 1978 (vol. I). Queste due ultime opere vanno tenute presenti anche per il pensiero giuridico e politico degli autori trattati nei capitoli successivi.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.