Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






группа- в зависимости от основного метода сбора первичной информации.






1. Опрос (анкетирование, интервью)

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Контент-анализ (анализ документов)

5. Социометрия.

Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере.

Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры.

Одним из важнейших направлений социологического исследования (изучения) досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этой области позволяют полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, проанализировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг.

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа как теоретическая основа исследования досуга представляет собой документ, определяющий стратегию (чего добиваются) и тактику (как добиваются) научного поиска.

Структура программы социологического исследования:

1) Составление программы начинается с выбора темы.

2) Выяснение проблемной ситуации.

3) Постановка цели (например, выявление структуры учащейся молодежи)

4) Определение задач, которые являются средством реализации цели, раскрывают содержание предмета исследования и соглашаются с гипотезами.

5) Объект исследования- носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни. Например, в качестве объекта можно выбрать досуговую деятельность учащейся молодежи.

6) Гипотеза- это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи.

7) Определение объема выборки, т.е. число опрашиваемых, которое зависит от общего количества населения. Выборка должна быть оптимальной.

Основные методы выборки.

- метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Допустим, в городе проживает 10 тыс. жителей и нужно проанкетировать 100. Можно по спискам жителей выбрать каждого десятого, независимо от возраста и пола.

- метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (предприятия, учреждения, организации)

- почтовый опрос читателей газеты или журнала.

8) Общий план и этапы исследования.

9) Характеристика метода исследования.

10) Инструментарий социологического исследования- набор специальных документов (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения, таблицы экспертных оценок и т.д., с помощью которых производится социологическое исследование).

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка исследования.

2. Сбор первичной информации.

3. Обработка собранной информации.

4. Анализ отработанной информации.

Для исследования форм досуга используются следующие социологические

Исследования.

1. Метод опроса (анкетирование, интервьюирование, тестирование)

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения(на бумаге) социолога и респондента.

Виды анкетирования.

1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым- прессовый (вопросник печатают в газете, журнале), почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов)

2. По месту проведения- по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае анкетирование может быть групповым (или аудиторным)

3. По уровню стандартизации- полностью или частично стандартизированным (вопросы задают одинаковые всем или в соответствии, например, с возрастом).

Анкетирование имеет свои достоинства (оперативность, экономия средств, времени и др.) и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации и т.д.

Анкета - опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой организованный набор вопросов, каждый из которых связан задачами исследования. Анкета состоит из 3-х частей:

1. Вводная часть (где формируется обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящий опрос, краткая характеристика по заполнению)

2. Основная часть- это вопросы, адресованные к опрашиваемому. Сначала идут простые, нейтральные по смыслу. Их задача заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемой проблемы. Далее идут более сложные вопросы, которые требуют анализа, размышления, активизации памяти. Вопросы бывают: открытые (полная свобода ответа), закрытые (предусматривают варианты ответов), полузакрытые (предусматриваются ответы и можно давать самостоятельные).

3. Паспортичка (данные о личности опрашиваемого). Некоторые социально-демографические и другие характеристики: пол, возраст, образование, социальное положение, профессия и т.д., в зависимости от цели исследования. Лучше если анкета анонимная, это повышает достоверность ответов.

Вопросы в анкете следует формировать так, чтобы из ответов на них можно сделать обоснованные выводы. Важно, чтобы вопросы были четкие, не содержали непонятных слов и чтобы не наталкивали опрашиваемого на не желаемый для исследователя ответ, и чтобы не содержали односложный ответ: «да» или «нет».

Организация анкетного опроса. Опрос бывает сплошной, когда опрашивают всех (например, в кружке) и выборочный (часть зрителей мероприятия, половину участников кружка).

Существует 3 варианта проведения анкетного опроса.

1. После краткого инструктажа анкетируемые самостоятельно заполняют анкету.

2. Анкетируемый заполняет анкету с помощью исследователя.

3. Исследователь задает вопросы и на основе беседы тут же сам фиксирует ответ.

Анкетер- это лицо, ведущее сбор первичной социологической информации методом анкетирования.

К методам письменного опроса относится метод ТЕСТИРОВАНИЯ. Это метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Теория тестирования разработана в психологии. В социологии тестирование применяется для исследования культуры и свободного времени, ориентации личности в ценностях и т.д.

ИНТЕРВЬЮ является методом устного опроса. Оно призвано выявить точку зрения опрашиваемого путем устных ответов на вопросы исследователя, которые он должен точно зафиксировать.

Очень важно создать такую обстановку, чтобы интервьюируемый держался свободно и откровенно высказывал свои мысли. Для более полной записи ответов лучше использовать диктофон, чтобы потом воспроизвести ход беседы.

Наблюдение - это один из социологических методов, который используется для сбора, обобщения первичной информации. Занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов, отображает конкретные события в конкретных ситуациях.

Наблюдение- это специально организованное систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие с обязательной регистрацией результатов.

Главной целью наблюдения является получение достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя.

В прикладной социологии используются различные виды наблюдения:

- полевое, лабораторное, систематическое, случайное.

По принципу взаимодействия с объектом оно подразделяется на включенное и не включенное.

Включенное- исследователь работает и действует как рядовой полноправный член общности, проблемы которой он исследует. Он должен воспринимать ситуацию и проблемы изучаемой группы как свои собственные.

Не включенное наблюдение- наблюдатель остается в позиции стороннего наблюдателя.

Для изучения досугового общения используется формализованное и неформализованное наблюдение (не имеет определенно поставленной цели, нет записи результатов наблюдения).

Основным преимуществом наблюдения является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи, отношения между людьми и делать обоснованные обобщения.

Программа наблюдения включает в себя все основные структурные элементы программы социологического исследования.

Разработка программы наблюдения включает в себя 5 этапов.

1. Определение цели и задачи.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

Объект- социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения.

Ситуации наблюдения- это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению.

Предмет наблюдения- признаки, свойства, факторы, формы проведения досуга индивидов, группы в определенной социокультурной ситуации, среде.

3. Определение признаков, по которым будет отслеживаться и оцениваться наблюдаемая ситуация. Например, реакция аудитории, действия, условия и т.п.

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта. Регистрировать можно в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках.

5. Обработка результатов. Выводы.

Метод наблюдения требует, чтобы наблюдающий не вносил в фиксацию

ничего субъективного, с максимальной добросовестностью отмечал все, что связано с целью наблюдения и всем фактам давал объективную оценку. Чтобы фиксация была возможно более полной и точной. Обычно применяют различные технические средства: фотоаппаратуру, видеокамеру, используют стенографию и т.п. В особо ответственных случаях рекомендуется обеспечить параллельное наблюдение и потом сверять данные.

Метод наблюдения важен тем, что он позволяет видеть естественный ход работы культурно-досугового учреждения. Это жизнь «застигнутая врасплох». Но ограниченность этого метода в том, что наблюдатель пассивен, он не может вмешаться в процесс. Поэтому, метод наблюдения, как правило, дополняется другими.

ЭКСПЕРИМЕНТ в сфере досуга. В последние годы он получил широкое распространение.

Как в педагогике, так и в сфере досуга может использоваться метод естественного эксперимента. Его сущность в том, что исследователь преднамеренно создает соответствующую обстановку, при которой отчетливо должны выявиться особенности того или иного досугового мероприятия или целой системы их. Эта обстановка должна носить естественный характер, а лица, принимавшие участие в организованном эксперименте, как правило, не должны знать, что они стали объектом специального изучения. Это необходимо для того, чтобы в действиях и словах этих лиц не было ничего искусственного, чтобы они чувствовали себя в привычной обстановке. Значение эксперимента в изучении культурно-досуговой деятельности определяется тем, что он дает возможность варьировать условия протекания процесса, устанавливая в результате такую комбинацию этих условий, которая может обеспечить наибольший эффект. В культурно-досуговой деятельности применяются различные разновидности экспериментальных исследований:

1. введения в план работы КДУ новых приемов, методов и форм и проверка результатов их применения.

2. сравнение тех результатов, которые дают разные приемы, методы, формы культурно-досуговой деятельности, использование в аналогичных условиях, преследующие одинаковые цели.

3. длительная проверка новой формы организации культурно-досуговой деятельности для выявления ее специфических особенностей и эффективности.

Эксперимент может быть и кратковременным и продолжительным, широким по своему содержанию и носить более частный характер.

Каждый эксперимент следует тщательно подготовить. Эта подготовка начинается с определения цели и разработки гипотезы, которую работник культурно-досугового учреждения намерен проверить. Затем составляется подробный план эксперимента и решается вопрос о способах фиксации. После завершения все материалы подвергаются тщательной обработке, анализу, сравнениям. Чтобы убедиться в правильности полученных выводов, необходимо повести ряд аналогичных экспериментов.

К социологическим методам исследования досуга относится и такой метод как КОНТЕНТ_АНАЛИЗ. Он представляет собой исследование массовой совокупности текстовых материалов в целях познания «мира» социальных отношений.

В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты. В культурно-досуговой деятельности к ним можно отнести: планы работы КДУ, книги учета, журналы учета различных клубных формирований, акты инспекторской проверки, книги отзывов и предложений посетителей КДУ, статьи в прессе, отчеты о работе досугового учреждения. Этот метод отличается большой доступностью. Ценность этого метода в значительной степени зависит от того, сумеет ли изучающий за сухими цифрами учета и словами протокола увидеть живую деятельность работников КДУ и подойти к оценке ее с определенными критериями, позволяющими объективно оценить работу досугового учреждения.

Приступая к процедуре контент-анализа, важно соблюдать основные методические требования. В первую очередь, необходимо точно определить тему исследования, эмпирические объекты (планы работы, отчеты и т.д.) и понятия, в соответствии с которыми будут отбираться единицы анализа.

Социологические условия сегодня играют большую роль в формировании аудитории культурно-досуговых учреждений. Именно поэтому, изучения и учет потребностей, интересов, запросов людей служит непременным условием успеха деятельности культурно-досугового учреждения. Такое изучение должно проходить постоянно, быть одним из важнейших направлений его работы. Нельзя ограничиваться единовременными, разовыми методами. Главным объектом исследования должна быть аудитория КДУ.

Аудитория культурно-досугового учреждения- это все население зоны деятельности, данного КДУ. Она не возникает сама собой, ее надо организовать.

Аудитория учреждений культуры может быть реальной и потенциальной.

Реальная аудитория- это те, кто относительно постоянно посещает проводимые мероприятия, являются участниками мероприятий, кто по своему интересу привлечен к социально-культурной деятельности. В свою очередь, реальная аудитория может быть стабильной и нестабильной. При проведении массовых мероприятий работают с нестабильной аудиторией. Управлять такой аудиторией весьма сложно. Лишь часть населения составляет реальную аудиторию. Остальное население составляет потенциальную аудиторию. Потенциальная аудитория- это та часть населения, которая могла бы быть участниками мероприятия. В этом направлении необходимо наблюдение и изучение интересов и потребностей, учет всех особенностей аудитории (возраст, профессия, национальность, социальное положение). Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свое свободное время. Количество свободного времени неодинаково у различных категорий населения. Чаще ощущается его нехватка. Есть группы в обществе, у которых свободного времени достаточно и даже в избытке. К ним можно отнести неучащихся, неработающих, пенсионеров, в какой-то мере детей и подростков. Это порождает проблему рационального использования свободного времени, которое может складываться из различных видов занятий: самообразования, общественная деятельность, потребление ценностей культуры, художественно-самодеятельное творчество, спорт, туризм, общение с природой, игры, развлечения, любительские занятия. Аудиторию учреждений культуры подразделяют на массовую и групповую. Состав массовых аудиторий нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию. Ее характерные черты:

1. Нестабильность состава (меняется от мероприятия к мероприятию и даже в ходе мероприятий)

2. Объединение людей с различными вкусами, психологическими качествами.

При значительном сходстве запросов и интересов, массовая аудитория все- таки состоит из людей, которые заметно отличаются от других. Например, профессиональный праздник (казалось бы однородная аудитория, но и в этом мероприятии люди разных вкусов, интересов, психологических качеств). Аудиторию массовых мероприятий надо формировать целенаправленно и приглашать не всех (чем больше, тем лучше), а на каждое мероприятие тех, кому оно полезно, интересно. Всех приглашают только на массовые праздники. Сознательное формирование аудитории облегчает его проведение, помогает дальнейшему развитию аудитории. Для того, чтобы стабилизировать аудиторию, необходимо дифференцировать ее по познавательным интересам, художественным способностям, организаторским качествам. И исходя из этого можно выделить две неразрывные стороны в процессе формирования аудитории: дифференциация и стабилизация. Участников массовых мероприятий надо чаще включать в постоянную культурно-досуговую деятельность. В данном случае речь пойдет о групповой аудитории. Групповая аудитория отличается от массовой:

а) своей численностью;

б) состав аудитории однороден (образовательный уровень, общность интересов, профессиональные особенности);

в) здесь учитываются индивидуальные особенности людей (социально-психологические отношения, симпатия, антипатия, лидерство, подчинения);

г) в массовых мероприятиях влияние отдельного участника на ход мероприятия- редкость, он и не планируется и не желательно, групповая же аудитория действует и взаимодействует интенсивно;

д) компактная и однородная делает возможным контакт каждого с каждым.

Чтобы потенциальная аудитория стала реальной, необходимо учитывать два важных условия:

- удовлетворение потребностей и интересов личности;

- учет и изучение потребностей общества.

Изучить потребности можно, используя различные (выше перечисленные) методы. Исследования аудитории позволят полнее учитывать характерные особенности, социально-типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды занятий и услуг. В социологическом изучении аудитории заключены богатые возможности выявить реальные запросы различных групп населения. Социологические исследования позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.