Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Принципы составления концертной программы.






При составлении концертной программы нужно руководствоваться следующими принципами.

- Концерт должен идти по нарастающей, т.е. чтобы произведения, восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько «пиков», самый высокий – последний.

- Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец любого воздействия на психику человека. Поэтому организаторы концертов стремятся открывать и закрывать концерты наиболее выигрышными выступлениями.

- Более сложные произведения должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия в следующих отрезках программы.

- Организаторы концерта, составляя его программу, должны принимать во внимание имя исполнителя. Наиболее популярных артистов, пользующихся успехом у зрителей, необходимо включать в кульминационный момент программы.

- Последовательность номеров в каждом жанре должна выглядеть следующим образом: из танцев ближе к первой части концерта лучше ставить классический балет или лирический танец, а лишь после него характерный или народный. Массовый танец- после сольного. Если в концерте одним певцом исполняются тончайшие романсы из мировой и камерной литературы на музыку Чайковского, Шумана, Рахманинова, а другой поет ставший популярным старинный романс или жанровые песни, то последним можно заканчивать концерт, а первым начинать.

Раньше на сцену выйдет чтец, а лишь потом будет исполнен драматический отрывок. Поменяются они в том случае, если сцена трагическая или сугубо лирическая, а чтец заставляет слушателей заливаться смехом.

- Составляя концертную программу необходимо соблюдать принцип контрастности. Каждому ясно, что ни в одном концерте не выступают сначала певцы, затем чтецы, танцоры и т.д. Такое бывает только на конкурсах. И хотя в понятие слова «концерт» входит «соревнование», в нашем случае это соревнование разных жанров и чем они шире представлены, тем интереснее. И поэтому нужно заботиться о контрастности номеров. Стычки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь, а не повредить исполнителям. Неспроста исполнители серьезных жанров интересуются - какой номер идет перед их исполнением. К примеру, вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после веселой пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Но если инструментальный номер сменяется классическим балетом/ соблюден контраст - сосредоточенность на звуковом восприятии сменяется восприятием зрительным/, а затем выходит певец и исполняет арии из опер и романсы, то петь ему легко, т.к. имеет место и разнообразие жанров и единство стиля. Используя принцип контрастности при составлении программы, нужно учитывать и пол артистов, иначе странное впечатление произведет концерт в одной части которого выступают только женщины, а в другой только мужчины. Составляя программу, ведущий старается по возможности чередовать тех и других.

- Составитель концертной программы должен принимать во внимание и такое условие как успех артиста и помочь каждому исполнителю стать в наивыгоднейшее для него место. Например, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, зрители не хотят отпускать артиста со сцены. Выпустить после этого молодого исполнителя - значит заведомо обречь его на провал, так же не следует в этот момент выпускать исполнителя, жанр которого по своему характеру не может вызвать бурной реакции. Это значит отнять у такого исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении имен.

Составляя концертную программу, ведущий обычно берет карточки и на каждой пишет исполняемый номер и имя исполнителя. Собрав такую картотеку, ведущий раскладывает ее. Каждая карточка ложится на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и соображений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, прочеркивается нарастающая, оберегаются молодые и неопытные – словом получается наглядный график программы. Одновременно выслушиваются советы и пожелания участников. Если они конструктивные, то карточки перекладываются согласно разумному замечанию. Случается и такое, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист или кто-то опоздал. Случайностей много и всех не предугадаешь. Но организаторам концерта нужно быть готовыми ко всему. В этих случаях необходимо мобилизовать все свои комбинаторские способности и соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.