Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представительный орган муниципального района






1) может состоять из глав поселений, входящих в его состав, и из депутатов представительных органов этих поселений;

2) может избираться на муниципальных выборах тайным голосованием.

Указанный выше федеральный закон предоставляет муниципальному образованию возможность выбора одного из этих вариантов. В Тульской области представительные органы власти всех муниципальных образований сформированы в результате муниципальных выборов.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется его уставом и не может быть менее 15 человек.

При проведении муниципальных выборов в Тульской области в 2005 году была применена смешанная (мажоритарно-пропорциональная система). В муниципальных выборах 2009 года в связи с общегосударственной тенденцией усиления роли партий в общественной жизни страны впервые в городе Туле все депутаты будут избраны по партийным спискам. В остальных муниципальных образованиях сохранится мажоритарно-пропорциональная избирательная система.

Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. Без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые

представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

В соответствии со 131-ФЗ 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» схема занятия главой муниципального образования своего поста представлена на рис. 7.3

Большинство муниципальных образований Тульской области в 2005 г. определили для себя третий вариант занятии главой муниципального образования своего поста: избирается представительным органом из своего состава. В уставах двух муниципальных образований – городских округов рабочий поселок Новогуровский и город Тула определено, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах. Но в муниципальном образовании рабочий поселок Новогуровский глава муниципального образования ъ является одновременно и главой администрации (первый вариант схемы). А в муниципальном образовании город Тула глава муниципального образования является одновременно председателем представительного органа местной власти. Глава же администрации назначается на свою должность по контракту. Тем самым в городе Туле использована не «бюрократическая», а «менеджерская» система муниципальной службы.

 

 

если избирается на муниципальных если избирается представительным

выборах органом из своего состава

       
 
   
Становится председателем представительного органа
 

 


 

 

Рис. 7.3. Схема занятия главой муниципального образования своего

поста

 

 

Глава муниципального образования не может быть одновременно и председателем представительного органа и главой местной администрации (сити-менеджером). Исключение составляют только поселения с численностью населения менее 1000 человек.

Если представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, то глава муниципального района является председателем представительного органа муниципального района

Местная администрация – является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Она наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения (уставом муниципального образования) и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К ее компетенции относятся:

- организация работы подведомственных предприятий, организаций и учреждений по профилю своей деятельности;

- сбор информации и анализ состояния социально-экономической и экологической ситуации в пределах муниципального образования;

- подготовка справочно-информационных и аналитических материалов;

- по поручению главы администрации и по собственной инициативе подготовка проектов постановлений;

- юридическая и иные виды экспертизы проектов постановлений главы администрации по профилю своей деятельности;

- обеспечение главы администрации консультациями специалистов;

- принятие мер по организационному и материально-техническому обеспечению мероприятий, проводимых главой администрации;

-осуществление иных мероприятий по поручению главы администрации.

Сложность муниципального образования как объекта управления, а также неразработанность теории муниципального управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения по построению динамичных и гибких структур местной администрации. Это приводит к постоянному созданию новых подразделений, ликвидации старых и увеличению или уменьшению числа заместителей главы администрации.

В то же время органы и структуры муниципального управления можно классифицировать по характеру деятельности и их компетенции на следующие виды:

1) органы общей компетенции - отделы по обеспечению делопроизводства, муниципальный архив, муниципальные кадры,, отделы ЗАГС и прочие;

2) органы специальной (отраслевой) компетенции – отраслевые отделы, службы и управления местной администрации (например, комитет сельского хозяйства, отдел образования, отдел культуры и т.д.);

3) органы функциональной компетенции – комитеты и службы, выполняющие определенные функции (например, отдел по охране окружающей среды, комитет по управлению муниципальным имуществом и т.д.).

Анализ структур управления администраций муниципальных образований Тульской области позволил выявить, что практически во всех структурах администраций муниципальных районов присутствуют отделы по экономике, отделы по здравоохранению, образованию, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, юридические отделы и т.п.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по предоставлению главы местной администрации. В эту структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Так в муниципальном образовании город Тула в состав его администрации наряду с функциональными подразделениями по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, образованию и другими входят: территориальные управления администрации города Тулы по Зареченскому району, по Привокзальному району и другие.

Руководит местной администрацией глава местной администрации на принципах единоначалия. Он назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение этой должности на срок полномочий, определенных уставом муниципального образования.

В небольших поселениях с численностью населения менее 1000 человек глава муниципального образования одновременно может быть и председателем представительного органа поселения, и главой местной администрации.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Органы местного самоуправления как юридические лица от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации и другие должностные лица.

При этом сами органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями и действуют на основании Федерального закона от 12 января 1996г №7-ФЗ «О некоммерческих организациях применительно к учреждениям»

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. При этом органы муниципальной власти определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, строятся на основе договоров, в том числе о социальном партнерстве. При этом орган местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие таких предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения деятельности хозяйствующих субъектов за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе от 6 октября 2003г № 131-ФЗ впервые устанавливается ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Речь идет оо ответственности за нарушение этими субъектами Конституции Российской Федерации, конституционных законов, федеральных законов и законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего исполнения переданных им отдельных государственных полномочий.

К числу органов местного самоуправления относятся также контрольный орган, избирательная комиссия муниципального образования. иные органы местного самоуправления.

Контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Иные органы местного самоуправления – органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон Российской Федерации от 16.102003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что для организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты интересов муниципальных образований в каждом субъекте России должен быть образован совет муниципальных образований. В Тульской области такой совет был создан 26 феврале 2006 года на учредительном собрании Совета муниципальных образований Тульской области [ ].

Уставом совета определена многоуровневая структура Совета, включающая три палаты: муниципальных районов и городских округов, городских поселений и сельских поселений.

Приоритетными направлениями деятельности Совета стали:

– выработка единой позиции для решения проблем жизнеобеспечения населения, в том числе проблем жилищно-коммунального хозяйства;

– участие в регулировании межбюджетных отношений;

– участие в формировании и реализации региональных и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территорий;

– осуществление систематического мониторинга реформы местного самоуправления в регионе.

Выражая интересы муниципальных образований, Совет муниципальных образований Тульской области выступил с инициативой создания Общероссийского объединения муниципальных образований для выражения интересов муниципального сообщества, как в федеральных органах власти, так и в международных организациях. Учредительный съезд по образованию Общероссийского объединения муниципальных образованийсостоялся в Москве 7 июля 2007 года.

В заключении стоит отметить, что все правовые вопросы организации и функционирования муниципального образования отражены в его уставе. В нем указываются:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Так, Устав муниципального образования город Тула был принят местным референдумом 9 февраля 1997 года, а изменения в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством вносятся по решению Тульской городской Думы.

 

 


[1] * помечены обязательные органы местного самоуправления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.