Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар № 8. Тема: Специальная психология как отрасль клинической психологии






Тема: Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии

1. Общие представления о предмете, объекте, целях и задачах специальной психологии:

а) определение специальной психологии как отрасли психологии, занимающейся изучением психической реальности, существующей в жизни детей и взрослых с особыми проблемами, появляющимися из-за врожденного или приобретенного психофизиологического дефекта и обуславливающего своеобразие общего развития аномального ребенка.

б) Задачи специальной психологии, обозначенные в направлениях реформирования специального образования:

получение достоверной психологической информации об особенностях раннего возраста детей с отклонениями в развитии.

информации об особенностях контингента детей, до сих пор не охваченных специальной системой образования; психологические знания для эффективного функционирования психолого-педагогических комиссий (ПМПК), комплектующих учреждения специального образования; разработка и экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования их в условиях ПМПК; поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензирования наборов диагностического инструментария, методик и их применения.

2. Перспективы применения психологической диагностики в исследовании проблем развития аномальных детей:

а) принципы работы специального психолога в учреждениях образования: принцип единства диагностики и коррекции; принцип целостного и комплексного изучения и воздействия на ход психического развития аномального ребенка; принцип обязательного взаимодействия различных специалистов при работе с проблемным ребенком.

б) основные направления в работе специального психолога в образовательном коррекционном учреждении.

 

Темы для рефератов и докладов

1. Проблемы психической нормы и патологии.

2. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития:

3. Нарушения психического развития у детей. Психический дизонтогенез.

4. Дисгармоническое психическое развитие и его особенности в детском и подростковом возрасте.

5. Современные проблемы специальной психологии.

6. Клиническая психология в системе народного образования и психологическая помощь населению.

Литература

1. Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития. Тестирование лиц с физическими недостатками// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

2. Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»).– С.556 – 583.

3. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

4. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

6. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997.

7. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

9. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000.

10. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

12. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.