Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и общая характеристика государственного устройства.






Семинар №12. Государственное устройство Российской Федерации. Особенности государственного устройства России.

 

 

Понятие и общая характеристика государственного устройства.

 

Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных час­тей государства, их взаимоотношения.

Государственное устройство можно рассматривать

1)в статике (т.е. в плане конституционно-право­вого закрепления) и

2) в динамике (как практику государственного строительства).

 

Точки зрения на категорию «государственное устройство:

1) Поскольку речь идет о внутреннем устройстве государства, о делении его территории, необходимо использовать по­нятие «территориальная организация государства».

 

2) Поскольку при решении вопросов территориального деле­ния приходится учитывать всевозможные политические факторы, а создаваемые территориальные единицы непременно становятся субъектами конституционно-правовых, т.е. политических, отноше­ний, то лучше использовать понятие «политико-территориальная ор­ганизация государства» либо наоборот — «территориально-политиче­ская организация государства».

 

3) В науке конституционного (государственного) права нередко свя­зывают федерацию как форму государственного устройства с нацио­нальным фактором — многонациональным составом населения. В многонациональном, государстве вместо понятия «государственное устройство» может использоваться понятие «национально-государст­венное устройство» (например, разд. III Конституции СССР 1977 г. назывался «Национально-государственное устройство СССР»),

Но в тоже время, в ряде федераций национальный фактор не существует, а фе­деративная организация государства означает лишь меру самостоя­тельности и самоуправления субъектов федерации.

 

4) Однако, если государство является федеративным, нельзя исполь­зовать для характеристики в целом государства, его структуры поня­тие «административно-территориальное устройство». Дело в том, что тогда его субъекты надо трактовать как административно-территори­альные единицы, а это не соответствует их статусу и положению в фе­деративных отношениях. Поэтому применительно к Российской Феде­рации надо говорить о ее «государственном (федеративномв данном случае это равнозначно) устройстве», а понятие «административно- территориальное устройство» использовать по отношению к субъек­там РФ.

Составным элементом понятия «государственное устройство» мо­гут быть конституционно-правовые основы государственной нацио­нальной политики и государственной региональной политики.

Представляется, что составными элементами государственно­го устройства следует считать такие вопросы:

а) роль федерации как формы государственного устройства России; принципы федеративного устройства России;

б) характеристика Российской Федерации как федеративного госу­дарства;

в) виды и статус субъектов РФ;

г) проблема использования автономии как формы государственного устройства;

д) вопросы ведения (компетенция) Российской Федерации и ее субъектов;

е) взаимоотношения и формы взаимного влияния Российской Фе­дерации и ее субъектов;

ж) административно-территориальное устройство субъектов РФ;

з) конституционно-правовые основы национальной политики и региональной политики в РФ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.