Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки уровня сформированности компетенции






Общие положения

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен предназначен для определения теоретический и практической подготовленности выпускника к выполнению различных видов профессиональной деятельности, проверки уровня сформированности у него общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО и основной образовательной программой по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция.

Государственный экзамен оценивает наличие у студента общекультурных и профессиональных компетенций:

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена включает 4 раздела, соответствующие учебным дисциплинам «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Уголовное право», «Уголовный процесс».

В ходе государственного междисциплинарного экзамена проверяются:

по всем разделам:

знания:

места и роли отрасли права в регулировании общественных отношений;

функций данной отрасли права;

взаимодействия данной отрасли права с другими отраслями и учебными дисциплинами;

круга общественных отношений, регулируемых данной отраслью права;

навыки:

владения юридической терминологией;

осуществления аналитической работы; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

самостоятельной работы с нормативным материалом, учебной и специальной литературой.

По разделу «Гражданское право»

знания:

основных институтов гражданского права;

источников гражданского права;

умения:

разграничивать отношения, регулируемые гражданским правом от отношений, регламентируемых другими отраслями права, и давать правовую оценку такому разграничению;

правильно оценивать ситуационную обстановку и принимать оптимальные решения, эффективно применять на практике действующее законодательство;

навыки (владения):

грамотного составления гражданско-правовых документов.

 

По разделу «Гражданское процессуальное право»

знания:

основных институтов гражданского процессуального права;

источников гражданского процессуального права;

умения:

правильно оценивать ситуационную обстановку и принимать оптимальные решения, эффективно применять на практике действующее законодательство;

навыки (владения):

грамотного составления гражданско-процессуальных документов.

 

По разделу «Уголовное право»

знания:

основных положений науки уголовного права; сущность и содержание основных уголовно-правовых понятий, категорий, институтов, правовых статусов участников уголовно-правовых отношений;

уголовного законодательства России, общепризнанные принципы и нормы международного публичного и международного уголовного права;

уголовно-правовой характеристики отдельных видов преступлений;

сущности и содержания коррупции как социально-правового явления.

умения:

оперировать юридическими понятиями и категориями;

анализировать юридические факты, возникающие в связи с ними правовые отношения;

анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности.

навыки (владения):

разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;

квалификации и разграничения различных видов правонарушений;

сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

 

По разделу «Уголовное процессуальное право»

знания:

основных положений уголовного процесса, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях уголовно-процессуального права;

умения:

оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

правильно составлять и оформлять юридические документы.

навыки (владения):

работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;

анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права.

Экзамен проводится в устной форме по билетам. Экзаменационный билет включает в себя 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание.

С целью проверки знаний, умений и владений по всем разделам программы предусмотрены следующие варианты содержательной структуры экзаменационного билета:

1) два теоретических вопроса (1– по разделу (дисциплине) «Уголовное право», 1 – по разделу (дисциплине) «Уголовный процесс») и комплексное (междисциплинарное) практическое задание по разделам «Гражданское право» и «Гражданский процесс»;

2) два теоретических вопроса (1– по разделу (дисциплине) «Гражданское право», 1 – по разделу (дисциплине) «Гражданский процесс») и комплексное (междисциплинарное) практическое задание по разделам «Уголовное право» и «Уголовный процесс».

В программе приводятся примерные вопросы к государственному экзамену по разделам (дисциплинам) и практические задания, аналогичные тем, которые будут включены в экзаменационные билеты. Особенность практических заданий заключается в том, что они включают в себя одновременно вопросы, решение которых находится как в сфере материального, так и процессуального права.

Уровень юридической подготовки будет определяться как оценкой теоретического материала, так практическими навыками решения профессиональных задач, подготовки соответствующих процессуальных документов, правильностью их оформления.

Экзаменационная оценка выставляется на основе анализа ответа на теоретические и практические задания по четырехбалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется студенту, продемонстрировавшему высокий уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой; сформулировавшему правильные и исчерпывающие ответы на вопросы и практическое задание, продемонстрировавшему безупречное владение юридической терминологией, ответившему на дополнительные вопросы комиссии. Ответы экзаменуемого должны отличаться безупречной логикой изложения, аргументированностью, грамотностью и ясностью, экзаменуемый должен продемонстрировать глубокие и всесторонние знания в том числе и из отраслевых юридических дисциплин, грамотное использование приобретенных умений и навыков при решении практического задания.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, продемонстрировавшему высокий уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, сформулировавшему правильные ответы на теоретические вопросы и практическое задание, продемонстрировавшему высокий уровень владения юридической терминологией, ответившему на дополнительные вопросы, продемонстрировав при этом глубокие знания, грамотное использование умений и навыков, но допустившему отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторую неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, продемонстрировавшему достаточный уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, сформулировавшему правильные, но краткие или неполные ответы на вопросы, в целом верно, но с некоторыми неточностями, ошибками решившему практическое задание, продемонстрировавшему при ответах базовый уровень знаний и владений, при этом ошибки студента свидетельствуют не об отсутствии знаний курса, а лишь о недостаточном их усвоении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не продемонстрировавшему достаточного уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, наличие теоретических знаний, не сформулировавшему ответы на теоретические вопросы, либо давшему ответы, содержащие принципиальные ошибки, свидетельствующие об отсутствии знаний по данному вопросу, не сумевшему выполнить практическое задание, либо выполнившему его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, не ответившему на дополнительные вопросы комиссии.

При оценке уровня сформированности компетенций рекомендуется руководствовался следующими критериями.

Критерии оценки уровня сформированности компетенции

Компетенция, предусмотренная ФГОС ВПО Высокий уровень сформированности компетенции Достаточный уровень сформированности компетенции
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) – имеет четкое представление об особенностях и назначении юридической профессии; – обладает глубокими и всесторонними знаниями о явлениях и процессах, составляющих предмет отраслей права, входящих в содержание экзамена; – имеет уверенные знания о понятии, видах, структуре правосознания, профессиональном правосознании юриста, деформации правосознания, способен оценить свой уровень правосознания – владеет юридической терминологией на высоком уровне, способен раскрыть содержание юридического понятия, правильно и уместно использует юридические термины в устной речи   – имеет представление об особенностях и назначении юридической профессии; – обладает базовыми знаниями о явлениях и процессах, составляющих предмет отраслей права, входящих в содержание экзамена; – имеет представления о понятии, видах, структуре правосознания, профессиональном правосознании юриста, деформации правосознания; – владеет юридической терминологией, в целом уместно ее использует в устной речи.
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);   -умеет определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста; -владеет навыками реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципами этики юриста..
владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);   –знает особенности российского правового мышления, принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; –умеет вырабатывать культуру правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, определяет информацию, необходимую для принятия юридически значимых решений, ее источники и использует ее для достижения профессиональных целей; –владеет культурой правового мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения. –знает особенности российского правового мышления, принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; –демонстрирует культуру правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, –владеет навыками обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения.
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) – владеет юридической терминологией, уместно использует ее в устной речи, при ответах на вопросы, оценке фактов и обстоятельств; – способен логически верно построить устный ответ на вопрос; – способен логически верно изложить решение практического задания; – при ответе на вопрос(ы) приводит аргументы различного вида: аргументы с опорой на исторические факты или современный общественный опыт; аргументы с опорой на собственную профессиональную деятельность (в рамках практики), аргументы с опорой не содержание нормативных актов, аргументы с опорой на мнение видных теоретиков права. Качество аргументации высокое – использует логические приемы и способы при ответе на вопрос, решении практического задания (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.); – устная речь отличается ясностью, грамотность, эмоциональной выразительностью. – владеет юридической терминологией, уместно использует ее в устной речи; – ответы на вопросы, решение практических заданий в целом построены логично, хотя могут присутствовать некоторые дефекты логике изложения; – ответы на вопросы аргументированы, однако преобладают однотипные аргументы с опорой на собственный или современный общественный опыт, преобладают аргументы бытового уровня. – затрудняется в использовании различных логических приемов и способов при ответах на вопросы; – устная речь отличается грамотностью.
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9) – способен выявлять юридически значимые явления и процессы, определять правовой характер поведения субъектов права; – способен анализировать социально значимые факты и обстоятельства, имеющие правовое значение; – способен высказывать собственную позицию по наиболее значимым явлениям и процессам правовой действительности, аргументировать ее, привлекая знания из различных юридических наук, смежных гуманитарных дисциплин. – способен выявлять юридически значимые явления и процессы, определять правовой характер поведения субъектов права; – способен анализировать социально значимые факты и обстоятельства, имеющие правовое значение.
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) – способен анализировать факты и обстоятельства, имеющие правовое значение (определять и классифицировать юридические факты, выделять юридические факты в нормативно-правовом предписании); – способен анализировать правовое поведение субъектов права с точки зрения состава (структуры), классифицировать, определять характер правовых последствий   – способен классифицировать юридические факты, обладает базовыми навыками выявления юридического факта в нормативно-правовом предписании; – способен определить характер правового поведения, его структуру и правовые последствия.  
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7)   - знает и самостоятельно применяет различные модели создания отдельных юридических документов для решения профессиональных задач; - умеет анализировать проблемы юридической техники, подбора и группировки информации, определения необходимых реквизитов различных юридических документов; – способен быстро находить необходимую информацию и эффективно пользоваться различными справочными правовыми системами при создании юридических документов - знает основные категории, понятия и классификации юридической документации, используемой в профессиональной деятельности; - имеет представление о рекомендуемых формах юридических документов и порядке их составления (заполнения); - знает основные реквизиты юридической документации в различных сферах профессиональной деятельности; – знает правовую регламентацию составления юридических документов
способен толковать различные правовые акты (ПК-15) – обладает глубокими познаниями о понятии, назначении, видах толкования права; – способен анализировать акты официального юридического толкования; – имеет уверенные знания о способах толкованиях права, способен использовать основные способы толкования права при анализе правовой нормы, текста нормативного акта; – способен грамотно, логические верно разъяснить содержание нормативного предписания.   – имеет базовые познания о понятии, назначении, видах толкования права, актах толкования права; – имеет представление о способах толкования права, способен использовать основные способы толкования права при анализе нормы права; – способен разъяснить содержание правого предписания, допускает некоторые непринципиальные ошибки.
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) – имеет четкое представление о содержании и назначении различных видов юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правосистематизирующей; – имеет представление о юридической технике в различных видах юридической практики – способен анализировать ситуации имеющие правовое значение, определять их отраслевую принадлежность, квалифицировать факты и обстоятельства, поведение субъектов права; – привлекает знания отраслевых юридических дисциплин при оценке фактов и обстоятельств. – имеет базовые знания о содержании и назначении различных видов юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правосистематизирующей; – имеет представление о юридической технике в различных видах юридической практики; – способен анализировать ситуации имеющие правовое значение, определять их отраслевую принадлежность, квалифицировать факты и обстоятельства, поведение субъектов права, допускает при этом непринципиальные ошибки.

 

В программу также включен список основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики, подлежащих тщательному изучению в процессе подготовки к государственному экзамену. Приводимые списки не являются исчерпывающими, поэтому студентам необходимо внимательно изучить материалы судебной практики, публикуемые в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», а также публикации иных периодических изданий.

 

СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

I. Раздел «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

1. Гражданское право как отрасль права

Понятие гражданского права, как отрасли частного права. Предмет и метод гражданского права. Особенности имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Гражданско-правовая сфера регулирования имущественных отношений. Методы гражданско-правового регулирования. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права: административного, трудового, финансового, семейного. Место и роль гражданского права в системе отечественного права.

Принципы гражданского права. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права. Принцип свободы договора. Принцип неприкосновенности собственности. Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Понятие и значение системы гражданского права. Общая и Особенная части гражданского права. Подотрасли и институты гражданского права. Применение норм гражданского права в деятельности правоохранительных органов.

 

2. Физические лица как субъекты гражданского права

Понятие гражданской правосубъектности. Понятие и содержание правоспособности граждан. Содержание гражданской правоспособности.

Понятие и содержание гражданской дееспособсности. Возникновение полной дееспособности граждан. Эмансипация. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Ограничение дееспособности. Признание гражданина недееспособным. Основания для установления над гражданином опеки (попечительства). Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым опекунами (попечителями). Доверительное управление имуществом подопечных. Патронаж над дееспособными гражданами.

Основания, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Основания, порядок и последствия объявления гражданина умершим.

 

3. Юридические лица как субъекты гражданского права

Значение института юридического лица в гражданском праве. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Способы и гражданско-правовое значение индивидуализации юридических лиц. Органы юридического лица. Представительства и филиалы юридического лица.

Образование юридического лица. Порядок создания юридического лица. Учредительные документы и государственная регистрация юридических лиц. Прекращение юридических лиц в результате реорганизации и ликвидации. Банкротство юридических лиц.

Виды юридических лиц. Классификация организационно-правовых форм юридических лиц и ее гражданско-правовое значение.

 

4. Объекты гражданских правоотношений

Понятие и виды объектов гражданских прав.

Понятие имущества, имущество как основной объект гражданских прав. Понятие и юридическая классификация вещей, ее правовое значение. Деньги как объект гражданских прав. Ценные бумаги как объект гражданских прав: понятие и классификация. Виды ценных бумаг.

Результаты работ и оказание услуг как объект гражданских правоотношений: понятие, содержание, особенности регулирования.

Охраняемы результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации: произведения литературы, науки, искусства, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и другие.

Нематериальные блага: понятие, содержание, особенности гражданско-правового регулирования.

 

5. Основания возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений.

Понятие и классификация юридических фактов. Понятие и признаки сделки. Условия действительности сделки: субъекты сделки; воля и волеизъявление; форма сделок; содержание сделки. Соотношение понятий «сделка» и «договор».

Классификация сделок. Односторонние, двухсторонние и многосторонние сделки. Каузальные и абстрактные сделки. Консенсуальные и реальные сделки. Срочные и бессрочные сделки. Условные сделки. Фудуциарные сделки. Условия действительности сделки.

Понятие и виды недействительных сделок: оспоримые и ничтожные сделки. Сделки с пороками в субъекте. Сделки с пороками в воле. Сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения. Кабальные сделки. Злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой. Сделки с пороками содержания. Сделки, совершаемые с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности. Мнимые и притворные сделки. Последствия признания сделки недействительной. Реституция. Взыскание в доход государства незаконно полученного по сделке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.