Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как субъект коллективной деятельности




Итак, теория организации занимается изучением природы того коллективного субъекта, который называется организацией и включает много людей, подразделений, строится на разделении труда и каким-то образом существует.

Если есть процесс и цель, то есть кто-то, кто этим занимается. Не каждая цель в принципе может быть реализована субъектом, и это был бы не кошмар, если бы реализация отдельных целей не приводила к уничтожению субъекта, который осуществляет целедостижение. В теории организации субъект первичен, а цель вторична. 65-70% ученых по теории организации - социологи или психологи. Хотя цель будет всегда присутствовать, но ключевое слова не цель, а выживание.

Прикладная наука на уровне организационно-управленческих наук: организационное проектирование в управлении, жанр разработки управленческих технологий, средства управленческой диагностики и др. Появляется слово средства. Прикладная наука - это сфера, где работает у нас в управлении менеджер, который использует полученные знания и средства для решения каких-то практических задач.

Субъект организации - это тот, кто упорядочивает и координирует, объект - тот, кого... Люди управляют людьми.

Теория организации - наука, изучающая закономерности функционирования и развития коллективного субъекта управления – организации.

Понятие организация используется для обозначения социального процесса, частной управленческой функции и специфического многоэлементного субъекта (одновременно объекта) коллективной деятельности, при этом объектом упорядоченности выступают люди, их поведение или деятельность.

Организация – это, прежде всего социальный коллективный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов организации осознанны и целенаправленны.

Природа организации социальна, т.к.:

1) всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности),

2) субъект воздействия тоже социален,

3) социальны как минимум два результата этого воздействия – целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также другие модификации человеческого поведения,

4) одним из основных признаков организации является использование специфических социальных средств регламентации.

 

Из лекций.

Взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида, в одних случаях сопровождаемое сознанием, в других - нет, является функцией поведения другого или других людей. Элементами явления взаимодействия выступают: два или большее число индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; акты, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; проводники, передающие действие или раздражение актов от одного индивида к другому, различают акты делания и неделания.



Джордж Каспар Хоманс (1910) на основе бихевиористской теории социального обмена анализировал поведение людей на основе принципа поощрений и наказаний - люди склонны возобновлять такие формы поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.). В достаточно законченном виде «теорию кар и наград» сформулировал П.Сорокин в виде теорем мотивационного влияния наказаний и наград на поведение людей.

Основной смысл теорем сводится к следующему:

1. Сила воздействия награды и наказания на поведение человека зависит от близости момента их выполнения. Эта зависимость обратно пропорциональна уровню развития человека и прямо пропорциональна уверенности в неизбежности награды или наказания.

2. Влияние награды или наказания на людей зависит от того, насколько нуждается на определенном этапе жизни человек в удовлетворении потребности, с которой связаны санкции.

3. Воздействие награды или наказания выше, если «требуемое» ими поведение совпадает с тем, которое в данный момент человек считает «должным» и «справедливым».

С позиций символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид, 1863-1931) люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.



Процесс взаимодействия объясняется также теорией менеджмента впечатлений Эрвина Гоффмана, в основе которой утверждение, что люди сознательно принимают на себя роли, чтобы воздействовать на других, произведя впечатление. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939) объясняет поведение людей воспроизведением их детского опыта.

В результате социального взаимодействия, которое было названо круговой реакцией (реакция одного индивида воспроизводит возбуждение, заражает) или социального беспокойства (когда побуждения или желания не могут быть удовлетворены наличными формами существования, появляется чувство отчуждения, одиночества, проявляется в некоординированной деятельности) возникает элементарное коллективное поведение. Происходит социализация чувства беспокойства. Отсутствие цели ведет к сильному стремлению к беспорядочному действию. По мнению Г.Блумера, социальное беспокойство сопровождается тревогой, агрессивностью и повышенной внушаемостью людей. Оно служит базой для подготовки к новым формам коллективного поведения. Стадии этого поведения: толчея (в беспорядочном движении люди заняты только друг другом и не реагируют на обычные раздражители), коллективное возбуждение (интенсификация толчеи, снятие ограничений поведения), социальная инфекция (быстрая реакция и углубленный контакт, увеличение числа вовлеченных). Коллективное поведение формирует четыре типа элементарных коллективных групп: действующая толпа, экспрессивная толпа, масса и общественность.

Первоначально, интересы социологов, занимавшихся коллективным поведением, заострялись на толпе. Классической в этом направлении является работа «Толпа» Гюстава Ле Бона (1897). Исследования показали, что индивидуальный член толпы: теряет самоконтроль и способности к критическому суждению; переполняется порывами и эмоциями, обычно подавленными; ощущает возрастание своей значимости; подвержен внушению со стороны окружения. Чтобы предотвратить образование сборища или рассеять его, необходимо переориентировать внимание (направить на разные объекты) и создать агрегат индивидов, а не толпу, объединенную тесным контактом. В отличие от действующей толпы, экспрессивная (танцующая) толпа характеризуется интровертностью (обращенностью на самое себя). Характерной чертой массы является индивидуальное самосознание ее членов, стремление каждого индивида ответить на собственные нужды. Масса действует путем совпадения индивидуальных выборов. Общественность - возникает только вместе с какой-то проблемой, она не имеет формы или организации общества. В ее рамках люди не имеют никаких фиксированных статусных ролей. Нет у общественности и никакого сопереживания или сознания своей идентичности. Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению коллективного решения или выработке коллективного мнения.

Когда между людьми устанавливается устойчивое взаимодействие, происходит становление ролей или совокупности ожиданий, определяющих поведение личности. Устойчивые образцы взаимодействия наиболее полно реализуются в группах. Группы разделяются на первичные (прямой контакт, устойчивые эмоциональные отношения) и вторичные (связь на основе выполнения определенных функций). Согласно точке зрения некоторых исследователей, наиболее устойчивой бывает группа из пяти человек, так как число членов группы нечетное и невозможно появление равночисленных фракций, более того, «аутсайдерам» группы может быть оказана поддержка отдельных ее членов. В группе с большим числом членов, некоторые могут чувствовать себя в изоляции. Появляется большая потребность в лидере, осуществляющем контакты со всеми членами группы.

Поведение членов группы стремится соответствовать предписанным стандартам (нормам) или разделяемым большинством членов группы. Групповые нормы могут способствовать или препятствовать достижению формальных целей организации. «Примером нормы, способствующей достижению целей формальной организации, является высокая ценность коллективизма внутри группы, который может способствовать единству целей и действий, при условии, что они устремлены в направлении достижения целей организации» (М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, 1992).

Традиционно, в марксистской социологии анализировались группы, в которых цели организации подчинены общенародным или, понимавшимся как тождественные, общегосударственным целям. Таким образом, под коллективом можно понимать любую группу, составляющую основу организации, преследующей общественно значимые и полезные цели.

Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.

Одно из определений организации, практически используемое в теории управления, следующее: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Для существования такой организации требуется:

1. Наличие двух или более людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие хотя бы одной общей для всех членов группы цели.

3. Наличие членов группы, намеренно работающих вместе, чтобы достичь общую цель.

Организации, как системы открытого типа, всегда зависимы от внешней среды, которая характеризуется:

§ взаимосвязанностью факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

§ сложностью: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию;

§ подвижностью: относительная скорость изменения среды;

§ неопределенностью: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Для достижения результатов они преобразуют ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация и др.). Для рационального соединения всех элементов организации в единое целое формируется структура управления, а для координации действий членов организации осуществляется планирование, мотивация и контроль, т.е. деятельность по управлению. Таким образом, внутри организации, возникает внутренняя (рабочая) среда.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал