Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные определения






2.5.1.1. Определение термина «проект»

Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом. Вот некоторые из них:

Проект (англ. - project) - это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (толковый словарь Webster).

Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения («Кодекс знаний об управлении проектами», Институт управления проектами, США).

Итак, в современном понимании проекты - это то, что изменяет наш мир: создание кинотеатра иностранных фильмов, разработка песчано-гравийного месторождения (рытье котлована) и многое другое - это все проекты.

Сравните это толкование с принятым до недавнего времени у нас: проект - это документально оформленный план сооружения или конструкции. Нужно знать, что для обозначения этого более узкого понятия на Западе используют термин «design».

Можно также привести упрощенную трактовку понятия «проект»: проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (это по Ильину): (рис. 1).

 
 

 

 


В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом:

Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению (так дается у Ильина).

Самое замечательное определение по PMBoK: проект – (целенаправленная) деятельность временного характера по созданию уникального продукта или услуги.

В лекциях давались следующие отличительные признаки проектов (только по ним можно отличить настоящий проект от ложного – будьте бдительны!):

1. Они новы и единственны в своем роде;

2. Они обладают комплексной структурой;

3. Они особо ориентированы на результат и достижение успеха;

4. Они ограничены во времени и сроках осуществления;

5. Они зависят от наличия ресурсов;

6. В них присутствует ответственность за качество;

7. Они же свободны от иерархических структур, велика роль специалиста, исполнителя и, наконец, Человека;

8. А еще проекты обладают творческими и новаторскими подходами.

Кроме того, у проектов есть свойственные только им характеристики (также из лекций):

1. Цель/назначение проекта;

2. Жизненный цикл проекта;

3. Зависимость (от чего – не сказано);

4. Уникальность;

5. Конфликтность.

 

2.5.1.2. Сущность управления проектами

Управление проектами - синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, экологические, исследовательские, организационные).

Однако подлинно самостоятельной дисциплиной управление проектами стало благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемых для самых различных проектов.

Методы управления проектами позволяют:

• определить цели проекта и провести его обоснование;

• выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы,
которые предстоит выполнить);

• определить необходимые объемы и источники финансирования;

• подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов;

• подготовить и заключить контракты;

• определить сроки выполнения проекта, составить график его
реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

• рассчитать смету и бюджет проекта;

• планировать и учитывать риски;

• обеспечить контроль над ходом выполнения проекта и многое другое.

Управление проектом - искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. (так говорит Институт управления проектами США – это вам не шутки).

В наших лекциях было следующее определение (с ссылкой на Ильина): управление проектом – целенаправленное, систематическое воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе совместной деятельности для достижения поставленных целей при качественном выполнении в заданные сроки и при определенных ресурсах.

Если верить Ильину, то существует еще такая штука как схемы управления проектами. К счастью их всего три!

«Основная» система

Руководитель (менеджер) проекта - представитель («агент») заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любая фирма - участник проекта. В этом случае менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество - объективность менеджера, недостаток - риск за судьбу проекта лежит на заказчике.

Система «расширенного управления»

Руководитель (менеджер) проекта - принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. Им может быть подрядная или консалтинговая фирма (иногда - инжиниринговая). Консалтинговая фирма управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на подрядчика.

Система «ускоренного строительства» (система «под ключ»)

Руководитель (менеджер) проекта - проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.