Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод Дельфи






Пошаговая процедура, направленная на формирование группового мнения экспертов. Позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу.

Метод разработан в начале 60-х годов. Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных анкет или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса (минимальное количество туров – два) и сообщения экспертам полученных результатов. Групповые оценки формируются на основе статистической обработки индивидуальных оценок экспертов.

В основу метода Дельфи положены следующие предпосылки: поставленные вопросы должны допускать ответы в виде чисел, эксперты должны быть достаточно информированными, каждый ответ эксперта должен быть им обоснован. Чаще всего экспертизы по методу Дельфи проводят, как правило, в 4 тура.

Первый тур.

Экспертам сообщаются цели экспертизы и формируются вопросы, на которые они должны ответить (раздается первая анкета, которая может допускать любые ответы). Организатор экспертизы объединяет все предложенные варианты (без повторов), и полученный перечень событий становится основой второй анкеты.

Второй тур.

Эксперты анализируют предложенные анкеты и приводят свои оценки изложенных событий вместе с соображениями, объясняющими их правильность. По сделанным оценкам и их обоснованиям организатор экспертизы проводит статистическую обработку полученных данных, группирует мнения экспертов, изучает среднее мнение и крайние точки зрения. Результаты этой работы организатора сообщаются экспертам, и они могут изменить свое мнение (причем работа экспертов идет анонимно).

Третий тур.

Третья анкета содержит перечень событий, статистических характеристик, сводных данных (аргументов), дат наступления событий и другие возможные пункты. Экспертам надо рассмотреть аргументы, сформулировать новые оценки в соответствии с полученной информацией, обосновать свою точку зрения при ее значительном отклонении от групповой и прокомментировать (анонимно) противоположные мнения. Пересмотренные оценки и новые аргументы возвращаются к организатору, который вновь их обрабатывает, суммирует все аргументы и подготавливает на этой основе новый перечень решений.

Четвертый тур.

Эксперты знакомятся с новыми групповыми решениями, аргументами, критикой и составляют новый перечень, как правило, значительно уменьшенный. Если группа не может прийти к единому мнению и организатор заинтересуется аргументами обеих сторон, то он может собрать экспертов для очного обсуждения.

Характерной особенностью метода Дельфи является уменьшающийся от тура к туру разброс оценок экспертов и их возрастающая согласованность.

Недостатки метода Дельфи:

§ желание участников приспособиться к общему мнению группы, желание располагать свои оценки ближе к среднему;

§ возможное усиление эффекта толпы (те, кто был уверен в своих аргументах, могли от них отказаться).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.