Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи управления предприятием






Любая организация не сможет успешно функционировать, если она не имеет четко установленных целевых ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится в своей деятельности.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия любой организации - это ее социальное предназначение, т. е. то, чего общество ждет от функционирования данной организации, а ждет оно удовлетворения каких-либо своих потребностей. Существует широкое и узкое понимание миссии. В первом случае миссия рассматривается как предназначение и смысл существования организации. Сама философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность. Во втором случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других («миссия данной фирмы» и т. п.).

В целом, миссия показывает устремленность системы в будущее, показывая на что будут направляться усилия и какие ценности при этом будут приоритетными. Миссия есть удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель управляемой системы? Так, американская автомобилестроительная компания «Форд» сформулировала свою миссию следующим образом: предоставление людям дешевого транспорта. Как считает специалист по управлению и менеджменту Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:

а) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т. п.;

б) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

в) состояние среды обитания организации;

г) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

д) отличительные особенности, которыми обладает организация.

Рекомендации, применяемые при формулировании миссии:

- миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как она устремлена в будущее;

- в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли.

Прибыль - это внутренняя проблема организации. Т. к. организация является открытой системой, она может выжить только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Фокусирование на прибыли может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, что в конечном счете приведет к негативным последствиям. На первое место предпочтительно ставить интересы, ожидания и ценности потребителей (сегодняшних и будущих);

- между миссией организации и более общей системой (обществом), частью которой она является, не должно быть противоречий.

Если миссия задает общие ориентиры и ведущие направления функционирования социальной организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.

Цель - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив.

Так, в сфере производства в качестве целей могут фигурировать такие, как повышение качества продукции, повышение эффективности; в управлении персоналом - повышение уровня заинтересованности работников в результатах труда; в области финансов - рациональное расходование финансовых ресурсов; в делопроизводстве - оперативное прохождение документов, и т. д.

Требования к постановке целей:

- достижимость. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереальными, выходящими за пределы возможностей исполнителей. Нереальная цель приводит к мотивации работников и потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации.

- гибкость. Цели следует ставить таким образом, чтобы оставалась возможность для корректировки в соответствии с те изменениями, которые могут произойти в окружении.

- измеримость. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить каким-либо другим объективным способом. Если цели не измеримы, то они затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

- конкретность, позволяющая определить, в каком направлении должна осуществляться деятельность организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки ее следует достичь и кто должен достигать цель.

- совместимость. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - соответствуют долгосрочным.

- приемлемость для основных групп влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Виды взаимосвязанных целей организации (по А.И. Пригожину):

1. Цели-задания - оформленные как программы общих действий, поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов). Эти задания определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлены внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательском институте - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

2. Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей - ориентаций. Если они расходятся, то утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

З. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию.

 

43. Виды технологической документации по ремонту локомотивов. Правила ремонта локомотивов, технические условия, описи ремонта, карты технологических процессов, технологические графики.

 

Осмотр и ремонт локомотивов выполняют в соответствии с Правилами деповского и заводского ремонта. В них регламентирован объем работ на отдельных видах ТО и ТР, допускаемые размеры и зазоры в сопряжениях, с которыми разрешается выпуск локомотивов из ремонта. Кроме того, в правилах приводятся технические требования и режимы испытания агрегатов и узлов.

Руководящими материалами являются также и инструкции (по эксплуатации локомотивов; по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов; по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар; по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов и др.)

Порядок работ при ремонте локомотивов устанавливается нормами и графиками технологического процесса в виде сетевых графиков и таблиц определителей работ. Ремонт же деталей и узлов осуществляется по картам технологического процесса, выполненных согласно требованиям ЕСТД.

Кроме названной документации при ремонте используется: книга записи ремонта локомотивов (ТУ-28), технические паспорта на дизель, ТГ, ТЭД, колесные пары, компрессор, насосы, главные резервуары. В них записывают даты ремонта, пробеги до ремонта, сменяемые детали.

 

46. Назначение локомотиворемонтного предприятий и размещение их на железнодорожном транспорте.

47. Экономическая оценка технологической подготовки производства.

48. Состав цехов предприятия с подразделением на основные, заготовительные,; обрабатывающие и вспомогательные.

став цехов завода обусловлен структурой производственного процесса. Для промышленных предприятий характерно наличие основных и вспомогательных цехов и промышленных хозяйств.

К основным цехам относятся заготовительные, обрабатывающие и сборочные.

В заготовительных цехах происходит формоизменение исходных предметов труда (сырья, материалов) и превращение их в полуфабрикаты.

В обрабатывающих цехах осуществляется изменение форм, размеров, внутренних свойств полуфабрикатов и превращение их в готовые элементы машины (детали). К ним относятся механические, холодной штамповки, термические, химико-термические и деревообделочные цехи.

Цехи, в которых происходит изменение местоположения отдельных деталей относительно друг друга и соединение их в готовое изделие или отдельную сборочную единицу, а также выполняются операции по испытанию и окончательной отделке готового продукта, являются сборочными.

Эти определения цехов имеют в ряде случаев условный характер. Так, сварочный цех в зависимости от роли, которую он играет в процессе, может относиться к заготовительным, обрабатывающим или сборочным цехам. Если сварка применяется для получения отдельных сложных заготовок, которые могут быть получены методом резки или ковки, то сварочный цех относится к заготовительным. В случае, когда сваркой изготавливают детали, идущие непосредственно на сборку, цех выполняет функции обрабатывающего. И наконец, если сварка используется для получения неразъемных соединений при сборке узлов (например, рам) или машин, то сварочный цех должен быть отнесен к сборочным.

На заводах, выпускающих однородные машины в больших количествах, имеет место так называемая предметная специализация цехов, в которых нередко объединяются две фазы: изготовление деталей отдельного узла или агрегата и его сборка. Такие цехи называют механосборочными и относят к сборочным. Они входят в состав машиностроительных заводов, выпускающих крупные машины различной номенклатуры. Там обычно производится обработка базовых деталей (например, вала ротора турбогенератора), а также общая сборка машин и агрегатов.

Вспомогательные цехи подразделяют на две группы: производственные и обслуживающие.

К производственным цехам относятся те, в которых получают вспомогательную продукцию, являющуюся основной для специализированных отраслей промышленности (инструментальные, модельные, ремонтные, экспериментальные, тарные, паросиловые цехи или теплоэлектроцентрали).

Обслуживающие цехи предназначены для оказания услуг промышленного характера как основным, так и вспомогательным цехам (перемещение предметов труда, распределение энергии, проведение анализов и др.). Сюда относятся цехи транспортные, энергоснабжения, газоснабжения, заводские лаборатории.

В состав завода включается также складское хозяйство. Задача складского хозяйства — прием, хранение товароматериальных ценностей и бесперебойное снабжение ими производственных цехов и участков. Начальную стадию выполняют снабженческие склады, получающие со стороны все предметы и средства труда. Между цехами, а в некоторых случаях и между производственными участками, организуется система производственных межцеховых и промежуточных складов. На них детали и узлы, изготовленные в цехе или на участке, хранятся до передачи их на дальнейшую обработку или сборку. Кроме того, на производственных складах нередко комплектуются группы деталей перед подачей их на сборку. Система складского оборота заканчивается складом готовой продукции, где продукцию, полученную от цехов-изготовителей, упаковывают и отгружают потребителям.

 

49. Формы и методы организации научно-исследовательских работ. Организация работ по внедрению результатов научных исследований в производство.

Научные исследования, особенно прикладного характера, выполняются с целью разработки новых технологий, техники, организации производства и труда и получения на этой основе снижения материальных и трудовых затрат, повышения качества выпускаемой продукции и услуг, увеличения прибыли предпринимателей.

Переход экономики на рыночные отношения формирует социальную потребность в новейших достижениях науки, так как они в основном обеспечивают повышение производительности труда и увеличение объема конкурентоспособной продукции.

Производственники начинают понимать, что в новых социально-экономических условиях могут выжить только те предприятия, которые создают лучшие условия для развития науки и быстро осваивают ее достижения в производственной практике. Поэтому понятие «внедрение научных исследований» постепенно наполняется новым смыслом. Оно классифицируется по двум признакам: форме материального внедрения и рабочей функции внедряемого объекта.

Внедрение – это передача в производство или использование научной продукции, которая обеспечивает технический, экономический или социальный эффект. Этот процесс состоит из этапов: исследовательско-производственного внедрения и серийного производства.

Первый обусловлен тем, что как бы тщательно ни были проработаны рекомендации научно-исследовательских работ, они не могут учесть разные, в том числе и случайные, факторы, которые действуют в фактических условиях производства вообще и на конкретном предприятии в частности. В такой же степени это относится к новым материалам и технологическим процесса. Этап внедрения требует больших финансовых затрат, он весьма трудоемок при изготовлении исследовательских образцов, которые часто требуют доработки и переработки.

На основе результатов исследовательской производственной проверки оценивается технико-экономическая эффективность внедряемых образцов. При этом особое внимание уделяется эксплуатационным показателям их качества, надежности, долговечности, себестоимости, технологичности изготовления и эксплуатации, необходимости переоборудования производственных предприятий и возможности серийного производства. Результаты испытаний оформляются актом.

После завершения первого этапа начинается второй – серийное производство.

Государственная система внедрения включает три уровня: государственный, отраслевой, производственных организаций.

На государственном уровне разрабатываются законодательные акты по использованию результатов НИР и охране прав творцов новой техники, технологии, материалов, осуществляется регистрация открытий и изобретений как в стране, так и за рубежом, решается вопрос продления лицензий и патентов.

Отраслевые министерства и ведомства выполняют роль планирующих и контролирующих органов за работой отраслевых НИИ, лабораторий, внедренческих организаций и отделов на предприятиях.

Функционируют научно-производственные объединения и учебно-исследовательско-производственные комплексы, в основу деятельности которых положен программно-целевой метод организации и планирования НИР по схеме: проблемы – цели – программы – ресурсы – конечный результат.

Для ускорения практического использования результатов научно-исследовательских работ разработчики заключают с организациями и предприятиями хозяйственные договоры на их внедрение, обеспечивают авторский надзор, участие разработчиков в конструкторской и технологической доработке.

По данным некоторых зарубежных исследователей, из ста фундаментальных разработок явно положительным результатом заканчивается одна десятая часть работ, из поисковых – половина, из прикладных и проектно-конструкторских – не более 20 %. Тем не менее вложения (инновации) в науку примерно в три раза эффективнее инвестирования в простое воспроизводство.

Различают экономический, научно-технический, оборонный и социальный эффект от внедрения научно-исследовательских работ.

Экономический характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном произодстве, которая получена от внедрения результатов НИР, по сравнению с затратами на выполнение исследований.

Под научно-техническим эффектом понимается расширение знаний об окружающей среде: выявление новых фактов, связей, закономерностей, открытие законов, разработка новых материалов, оборудования, технологий, которые способствуют дальнейшему развитию науки и техники.

Оборонный эффект – создание новых технических, технологических и организационных систем, которые повышают безопасность государства.

Социалный эффект проявляется в изменении содержания, характера и условий труда, повышении уровня и качества жизни народа, его общеобрзовательного и профессионального уровня, в развитии культуры, науки, охраны здоровья и труда, техники безопасности, улучшении экологических условий и т.п.

Для прикладных наук, как правило, определяющим является экономический эффект, который определяется уменьшением совокупных затрат на производство продукции в той отрасли, где внедряется завершенное научное исследование.

В зависимости от стадии выполнения работы различают следующие виды экономического эффекта

· предшествующий – на стадии технико-экономического обоснования целесообразности исследования. Он рассчитывается в общих показателях на определенный объем внедрения;

· ожидаемый – на стадии проведения научного исследования. Он рассчитывается на основании прогнозирования времени внедрения полученных результатов в производство на период использования полученных результатов (до 10 лет от начала их внедрения);

· фактический – после внедрения научных результатов в производство и имеет конкретный результат. Его расчет ведется по фактическим затратам на исследование и внедрение с учетом экономических показателей работы отрасли, где эти научные разработки будут внедрены.

 

50. Методы управления; их содержание, взаимосвязь и области применения.

Методы менеджмента – это приемы и средства, которыми пользуются менеджеры компаний чтобы достичь определенной цели и решить поставленные задачи. В качестве базы применения методов управления являются организационные системы.

Применяют для управления, три вида методов: организационные, управленческие (экономические) и социально-психологические.

Организационные методы.

Обеспечивают создание управляемой системы способной эффективно управлять и формирование процесса производства как управляемой системы. Управление есть воздействие а функции управления являются выражением этого воздействия.

Формирование управленческой системы связано с разработкой документации которая регламентирует нормирует и экономически инструктирует деятельность аппарата управления.

Различают три типа организационного воздействия: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Управленческая деятельность регламентируется с помощью документов: положение о предприятии, положение об отделе, положение о руководителе, должностные инструкции, организационная карта (показывает связь участников управления при выполнении функций управления), организационная структура управления, положение о информационной системе (устанавливает связи между отделами на базе информ. потоков), устав предприятия (документ производственно-хозяйственную деятельность предприятия), план-график (регламентирует режим работы аппарата управления, графики совещаний и т.д.

Организационного нормирование это совокупность нормативов, определяющих организацию, типы, границы пределы процессов управления и производства. Они заключаются в разработке нормативов их использования. Предметом нормирования являются техника, и технология управления, информация методы управления. Документы которые разрабатываются: тех карты по управлению, инструкционные карты, карты информационных потоков.

Организационно-методическое инструктирование- это разработка методических указаний, рабочих инструкций, рекомендаций по вопросу управления

Организационное воздействие будет неполным, без распорядительного воздействия, которе осуществляется в форме приказа, распоряжения.

Управленческие (экономические) методы.

Это методы хозяйствования основанные на удовлетворении экономических интересов. Экономические методы, позволяют осуществить выбор форм и приемов воздействия они создают условия при которых предприятию не выгодно работать плохо.

Управляющая система при использовании экономических методов применяет: нормирование, контроль и стимулирование.

Задачей управления бизнеса является определение издержек каждого участка бизнеса, и анализ его целесообразности.

Для повышения эффективности широко используются методы управления через центры ответственности, сущность управления заключается в представлении, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода. Такой подход позволяет эффективно выявлять долю затрат и доходов каждого подразделения, и таким образом определять себестоимость продукции и результаты деятельности подразделений.

Виды ответственности: ответственность за затраты, валовый доход, прибыль.

Для каждого элемента структуры центров ответственности определяют: плановые показатели, оценка результатов, система стимулирования.

Важнейшим элементов является оценка экономической и коммерческой эффективности. Экономическая выражается в производственно хозяйственных показателях, коммерческая в соотношении финансовых затрат и результатов обеспечивающих доходность. При оценке используют показатели: цена реализации, издержки производства, инвестиционные затраты, нормы запасов, проценты за кредит.

К мероприятиям по совершенствованию экономических методов относят:

Повышение научного уровня, совершенствование стимулирования, усиление эконом рычагов цены, тарифы, нормативы. Повышение надежности финансового планирования и т.д.

Социально-психологические методы.

Производственный коллектив может успешно работать при хорошо организованном и всестороннем управлении его деятельностью. Важно четко ставить цели и задачи на текущий период и перспективу, обеспечить правильный подбор кадров, создать благоприятные условия труда, разработать меры морального и материального стимулирования.

Важно анализировать социальную среду которая влияет на отношения подчиненных и руководителей. Виды социальных исследований: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение,

Социальный метод. Необходим для понятия характера взаимоотношений между членами коллектива, позволяет выявить симпатии и антипатии, характер отношений между коллегами.

Важнейшим моментом является формирование коллектива. Нормы управляемости это 7-9 человек, важно подобрать по психологическим и демографическим факторам (симпатии, совместимость характеров, интересы, типы темперамента холерик/меланхолик. Важно подобрать работников по возрасту, коллектив должен быть разновозрастным, важно формирование разнополого состава коллектива.

Заинтересованность в труде формируется на основе материального стимула, правильность разработки заключается в умелом сочетании стимулирования и наказания работника, при этом наказание не должно затрагивать личного достоинства человека.

51. Понятие о научных открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. Значения изобретательского творчества для технического прогресса.

52. Содержание и стиль руководства. Требования, которым должен отвечать руководитель.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: • Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический). Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства

 

 

53. Организация технического контроля качества продукции. Средства технического контроля. Организация контрольноизмерительного хозяйства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.