Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис юношеского возраста






Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

 

22. Старость как биопсихосоциологическое явление. это самый длительные период онтогенеза и делится на 3 стадии

 

Взрослость ранняя с 20 до 40

 

Возрастные часы - это внутренний график жизни который выполнят функцию временной диаграммы или расписания жизни.

Биологический возраст

Социальный возраст - сответвие неким культурно историческим нормам поведения в обществе соответственно тому или иному возрасту.

Психологический возраст - уровень адаптации интеллекта и психологической зрелости.

Психологическая зрелость это развитая способность любить трудится.

 

Признаки взрослости.

Новый характер развития связанный с быстрым когнитивным совершенствованием

Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к ним.

преодоление зависимость и способность брать ответственность за себя и других.

Некоторые устоявшиеся черты характера: твердость, надежность, благоразумие, способность сострадать итд.

Социальные и культурные ориентиры

 

По Эриксону зрелость это вершина социальных и личностных деяний, расцвет.

Главные линии развития человека средних лет это генеративность т.е. производительность, созидательность, неуспокоеность т.е. стремление стать лучше. Работа и забота как две добродетели средних лет.

 

Маслоу - самоактулизация - это реализация себя в жизни согласно установкам и правилам.

Черты личности самооктулиз личностей - принятия сбея, потребность в самодостаточности, глубокие социальные отношение, креативность и невраждебное чувство юмора т.е. С это бесконечный процесс.

 

Олпорт - говорил что зрелость опр степенью функц автономией ее личностной мотивацией т.е. взрослый человек отходит от детских мотивов.

черты по Олпорту

1. интерес к внешнему миру, расширенное чувство Я

2. Теплота и терпимость в отношении к другим

3. чувство фундаментальной эмоциональной безопасности.

4. реалистичность принятия действитлеьнсти, активность жизненной позиции.

5. самообъетивация т.е. само понимание которое выражается в чувстве юмора здоровом.

6. философия жизни т.е систематизация внутреннего опыта и предание индивидуального смысла своим поступкам.

 

Проблема периодизации взрослости

 

Одна из первых периодизации принадлежит Ш. Бюлер

1. фаза 16 - 20 лет - предшествие собственному самоопределению, обоснование собственной позиции.

2. с 16-20 - и 25- 30 фаза проб и поска, не реалистичности жизненных целей и смысла жизни.

3. с 30 - 50 пора зрелости, семейности и делопроизводства, установление самооценки и способности рефлексии собственной жизни.

4. с 50 - 65 стареющий человек, завершение проф деятельности, переживание результатов собственной жизни, пассивные цели.

5. старше 70 лет- мудрость, желание покоя

 

Периодизация Уотеринга.

он выд 7 фаз основой понятием целеустремленность.

1. 21- 28 - завоевание жизненного базиса

2. 28- 35 подтверждение и сличение найденных основ жизни.

3. 35- 42 - вторая половая зрелость, периориетация в проф сферах.

4. 42 - 49 - маниакально - депрессивный период -

5. 49- 56 - борьба с собственным закатом.

6. 56- 63 - мудрость

7. 63- 70 - осознанная кульминация своей жизни, возможность второй молодости.

 

Связь в физиологии возраста

нижняя граница взрослости - 17 лет.(по между стандартам муж 20 и женщ. 21)

30 - средняя взрослость

60 - поздняя взрослость.

 

социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости.

Ведущ деятельность Труд с максимальной реализаций сущностных сил индивида в общ производстве.

С внутренней стороны понятие ответственности и самостоятельности - т.ч Творчество оно развивается и Творчество в системе экзистенциальных ценностей.

Основная деятельность в ранней взрослости это освоение ролей и выстраивание стратегии в смысле жизни.

В средней взрослости основная деятельность и это независимость.

 

Развитие личности в период взрослости, нормативные кризисы и акмеология

Развитие личности во взрослости это опр проблема

Акмеологи вывели феномен Акме - это многомерное состояние вариативное, изменчивое, прослеживание жизненного пути человека, содержание этого пути через изучение пиков развития личности.

Личностное Акме - это духовные нравственные ценности которые индивид готов отстаивать

Псевдо Акме - дутый авторитет, липовые признания.

Макро Акме - то перспективное содержательное будущее человека, его след в общей культуре.

 

Факторы которые помогают достигнуть этих вершин развития

 

Социальные микрофакторы- возраст, пол, экономические условия, возраст, соц принадлежность

Соц микрофакторы - семья, школа, коллектив, круг общения.

Фактор саморазвития - непрерывная активность внутреннего мира, рефлексия, само приятие.

Акмеология как наука изучает биографический метод - биографии великих людей, дневники, письма итд т.е. А изучает яркие личности и каких достижений может дойти человек

по мнению Акмеологов зрелая личность это гармоничная личность которая придерживается четких ценностей и ориентация даже в тяжелых условиях.

 

Возрастные кризисы в период взрослости

 

есть модель перехода говорит что кризис середины жизни это нормативное событие когда человека с одной стороны может оглянутся на выполнение планов молодости, с др стороны может позволить строить планы на будущее уже корректируя их опытом который был раннее,

Так же этот опыт хар социальными и психологическими.

Соц это - карьера

Психологические - место семьи в нашей жизни.

 

Выделили возраста когда происходя сдвиги

1. около 20 лет

2. ок 30 лет

3 40- 45 лет

4. 55 - 60 лет

 

По Юнгу в момент переходов и кризисов происходит раскрытие линии саморазвития человека, человек осущ внутреннюю работу, т.е человек осущ процесс индивидуации т.е. процесс работы над собой.

Юнг отводит 2 половину жизни как высшую часть развития.

 

подход Ленвинсона

Он исследовал жизненный путь мужчины и выделил 3 главные эры.

и вот переходные переходы

для того что бы перейти на раннюю взрослость - 18-22 года.

30 лет - выделил отдельно и для перехода 28- 30 лет

средняя взрослость - момент перехода длится от 40 - 45 лет.

еще возраст 50 лет как критический 50 - 55 лет, здесь идет пересмотр своей половой жизни.

60-65 лет переход к поздней взрослости.

В целом он выделил задачи для мужчины от 17 - 33 лет с которыми должен справится мужчина.

1. задача - увязать мечты о достижениях и реальную ситуацию.

2 задача - найти наставника т.е.человека который поделился своими ценностями

3. выстроить карьеру

4. наладить интимные отношения с особенной женщиной.- это женщина которая поощряет его надежды, и заставляет чувствовать себя героем.

женщины

здесь он выделил термин гендерное расщепление это различие характера мечтаний и планов для мужчин и для женщин.

Для мужнин мечта носит однородный характер и больше связано с работой

для женщин мечты раздроблены и могут мечтать одновременно о многих мечтах.

Женщины сочетают в отл от мужчин карьеру и семью - честолюбие и стремление обрести тыл.

 

Шихи - она применив автобиографич метод выделила нек моменты

1 кризис отрыва от родительских корней 20 -22 года.

с 22 лет уточнение жизненных планов, поиск себя, осознание и реализация своих прав и обязанностей, выбор супруга и создание семьи, начало мастерства в проф деятельности

среднюю взрослость она наз Золотым возрастом и выделяла кризис 30 летия т.е корректировка жизненных планов между идеальным и реальным, переоценка выборов, распад ранних браков, проф периориетация.

Задачи это решение материальных и жилищный проблем, обретение корней, продвижение по сл лестнице, расширение соц связей. принятие частей своего Я которые ранее игнорировались.

Кризис 40 летия он обознач как кризис идентичности, нетождествености самому себе- здесь идет жесткий удар по самооценке потому что чувствуется увядание молодости, полностью меняется отношение по тому что ранее было важными, потому что сил физических

Период от 30 до 40 наз период 10 летия роковой черты, особенно тяжело переж творческие люди, в это период много суицидов, Соц продукт.

Она выделила специфику переж у женщин и мужчин

у женщин - заключ брака, появл. детей- обособление детей - кризис опустош семейного гнезда.

Основной вопрос в этом возрасте - какова моя действительная задача.

Считается что лучше знать об этом кризисе - что бы не искать виноватых.

Если не пережить этот кризис в 30 - 40 лет- он проявится в 50 с усиленно.

Для успешного разрешения этого кризиса - непрерывное образование, самообразование, способность рисковать в проф деятельности.

 

Отличия кризиса взрослости от детских кризисов

 

Сущ четкая номенклатура осн деятельностей - это труд, семья общение итд.

Глубокие изменения происходят внутри основных деятельностей человека взрослого.

Кризисы зрелости возникаю реже с большим временным разрывом 7-10 лет, меньше привязаны к хронологич возрасту, а больше к ситуации и профессии.

Хронологич рамки кризисов в зрелости - условны т.е нельзя сказатьт что в опр срок начнется кризис

Кризисы зрелости проходят скрытно, недемостративно

Выход из кризиса связан собственной активностью внутри личностной работы, решающая роль принадлежит самому человеку.

Т.о нормальная зрелая личность это личность способная ппринимать, осознавать, оценивать противоречия и трудности, продуктивно разрешать их в соответствии со своими общими целями и нравственными идеалами.

При аномальном развитии личности идут дефективные формы разреш внутренних противоречий - злоупотребление ПАВ, зависимое поведение, консвревация, застой, паразитарная деятельность.

 

тема Взрослости познавательное развитие в период Взрослости.

 

пик активности физической формы 23 - 27 лет - именно тогда мышцы обладают большим пиком активности.

Способность воспр потомства

25- 30 организм женщины претерпевает изменения

после 30 овуляция идет на убыль

У мужчин после достижения половой зрелости остается фертильным до самой старости и сперматозоиды вырабатываются каждые 24 дня.

3500 американцев исследовали на сексуальные наклонности.

развитие псих разв во взрослости носят 2х фазный характер.

1. ф. фронтальный прогресс ранней или средней взрослости т.е

2. ф специализация психофиз функций после 26 лет.

Динамика позн включает неравномерность развития вербальных и невербальных функций интеллекта от 17 - 50 лет

Для ранней взрослости характеры положительные сдвиги или пики развития внимания, памяти и мышления,

Стабилизация с 33 - 35 лет.

Высокое развитие внимание и памяти снижается к 40 годам.

Снижение уровневой оценки мышления к 41- 50 лет.

Творческая активность 35-39 лет.

Факторы теневого потенциала.

Образование как процесс

Вид проф деятельности.

Характер трудовой деятельности.

Стадия развития интеллекта это способность ставить самому проблемы, формирование условий этой проблемы.

Совершенствование профессиональной памяти зависит от уровня и объема этой деятельности.

Идут постоянные споры - наблюдается ли когнитивный спад интеллекта?

Теория У.Шайи

Шайи наз раннюю взрослость теорией приобретения, а стили жизни, стилем достижения,

Когнитивные навыки по Ш разв по соц обязанностям.

Главная задача в этом возрасте это задача Реинтегрирования субъективных следов предшествующей жизни.

Д. Ловингер - она выделила 7 стадий

1 досоциальная

2. импульсивная

3. стадия самозащитная и ли дельта стадия - подростковый возраст, здесь человек руководствуется своекорыстием, компекс власти и все исходит из личной выгоды

4. конформистская - с 16 -19 лет - человек судит о себе по внешним обстоятельствам и деталям, здесь он приобретает большинство банальностей и клише.

5. стадия ли сознательная стадия - способность к самокритике и обр собственных принципов

есть переходная стадия - когда обретается чувство терпимости к парадоксальным отношениям и вещам 30-35 лет

6. автономная- осознание внутреннего конфликта между своим и чужим - касается взглядов восприятия, ценнстей, идеалов т.е.Я и другой, человек начинает признавать за др право на собственное решение.

7. интеграционная стадия - способность уважать и примерять конфликтующие требования - этой стадии достигают менее 1 % всех людей.

 

трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга

 

он говорит что любовь состоит 3 составляющих

1. интимность ли чувство близости.- причем близость имеет несколько проявл. это желание сделать жизнь любимого лучше, симпатия. Ожидание поддержки с его стороны

2. страсть - физ влечение все что опр сексуальное отношение, сюда же отн понятие к принадлежности.

3. решение - обязательства - этот компонент имеет кратковременный и долговременный аспект. берет на себя обязательства о сохр отношении.

Виды любви по С.

1. Любовь симпатия - основный компонент интимность или близость

2. страстная любовь - страсть

3. Придуманная любовь - решения обязательства.

4. Романтическая любовь близость и страсть

5. Любовь дружба -близость и решение обязательства.

6. Слепая любовь - страсть и решение без обязательства.

7. Совершенная любовь - все.

Большинство реальных отношений попадают в эти промежутки.

 

Теория комплиментарных потребностей Уинча.

 

Противоположности притягиваются - соединятся необходимо людям имеющим противоположные темпераменты и наклонности.

 

Инструментальная теория подбора супругов Сентерса

Здесь человека влечет к тому чьи потребности схожи с его собственными или дополняют, но здесь он считает что каждый здесь имеет свои интересы личностые.

 

теория Мурштейна

Стимул, ценность, роль.

На стадии стимула - скл первое впечатление по внешним признакам и поведению человека, если это впечатление благоприятное то человек перех к др стадии

Стадия ухаживания - согласование установок и потребностей, нужен ли мне этот человек

Ст принятия опр ролей в браке либо др. типе отношений - приобретая человек делает наилучшее из приобретений

 

теория Мак Гоулдриг - теория семейных систем.

Каждая новая пара это новая структура и главная задача это перераспределение границ. как внутри себя так и среди других.

 

Со всеми этими теория ми американцы вывели теорию семейного цикла - это предсказ цикл начинающийся с оставлении родительской семьи.

Вступление в брак со всеми ньюанасами.

Рождение первого ребенка -начала периода родительства.

Переход к родительству отм событиями:

Изменение идентичности и изменение во внутренней жизни.

Перераспр ролей в супруж отношениях - начиная от момента недосыпания и пераспределение в труде

Перемена в ролях со старшим поколением.

Ослабление либо усиление связи между мужем и женой

 

Задачи развития ранней взрослости по Эриксону.

 

1. Достижение идентичности

2. Противоречие между близостью и изоляцией

3. Достижение взаимности.

31.03.06

тема Средняя взрослость

 

Человек как работник

К периоду сред взрослости люди достигают мастерства во многих профессий особенно связь во взаимодействии с физич. объектами (ремесла), расширяется знание по знакомству (общение с коллегами) к этому возрасту люди опр. с той проф. деятельностью, которая соответствует их полу, возрасту, этнич принадлеж. и соц. статусу.

Важность работы здесь 2 фактора:

внутренний и внешний факторы отр. важность

внутренний это спец особенность своей работы и способности, которые вып индивид, т.е. способности для вып этой работы. Поэтому люди воспр работу как вызов.

Внешние факторы - зарплата, статус, комфорт, часы работы, компетентность руководителя, климат в коллективе, возможность повыш. квалиф. и продвижение. по службе.

Труд - фундаментальный вид деятельности человека напр. на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Отлич. хар. труда явл. утилитарность целей

Есть понятие свободная деятельность, которая отл. от труда наличие творческих целей.

В среднем возрасте ведущ деятельность Труд

Т. воспр. как преодоление себя и подчинение внешним целям.

Понятие свобода и несвобода приобр. оттенок игры и труда, т.е. чем тяжелее физ. труд деятельность тем для человека больше труд, тем менее напряж. труд тем больше преобладает игра.

В этом возрасте появл. понятие профессионализм

Профессионал - человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологич. средствами труда.

Профессионализм означает совершенное владение навыками и умениями, техниками общение и умения.

Профессиональная адаптация - хождение человека в ролевую структуру группы, принятие человеком всех компонентов проф. деятельности.

 

Профессионализация и развитие личности.

Профессионализация выступает как одна из сторон социализации личности как необх. условие ее развития.

В ср. взрослости приобр. понятие - профессиональные эталоны - это субъективные предст. о качествах, о поведении человека в данной деятельности, От самооценивания через проф. эталоны.

И через самооценивание возникает проф. образ Я..

В ср. возрасте профессия дает смысл жизни.

В этом же возрасте возн. смена проф. деятельности как явление - очень чаше люди меняют профессию - как для пользы людям, и в этом возрасте возрастает феномен безработицы.

Есть понятие профессиональный цикл - это изменяемая последовательность периодов в жизни работника, включающая знакомство с миром профессии, проф. выбор, проф. образование, проф. подготовка, начало самсотоят. работы и накопление опыта, продвиж. по служ лестнице.

 

Супер - он разделил проф. цикл на 5 этапов:

За основу он брал становление Я концепции, поиск способностей, уст характера человека.

1. эт. роста - от рожд. до 14 лет.

2. эт. исследования - от 15 до 24 лет.- опр. своих ценностных ориентаций, возможностей, интересов.

3, эт. - этап упрочнения карьеры - с 25 - до 44 - стремление занят прочное место и пробовать свои различные качества в профессии

4. этап сохр. достигнутого - от 45 до 64 - максимальное сокращение в штатах

5. этап спада - после 65 - при сохранение профессионализма, но упадок сил физических не дает человеку работать.

 

Хейвигхерст - предложил - его интересовал, каким образом приобр установки и трудовые навыки.

1. эт. идентификации с работником - от 5 до 10 лет

2. эт приобретение осн трудовых навыков и формирование трудолюбие от 10 до 15лет.- приобретение способности организовывать свое время по принципу - сначала работа потом игра.

3. эт. приобр конкретной проф. идентичности - выбор профессии подготов и 1 трудовой опыт.

3. эт. становление профессионала - с 20 до 40.

4. эт. - работа на благо общества - от 40 до 70 - достигается пик карьеры начинается поиск смысла жизни.

5. эт - размышление о продукции, о своей проф. деятельности.- после 70.

 

Теория Я концепции - человек выбирает профессию, - которая соответствует представление о самом себе.

Теория черт личности - одним из основателей явл Холанд - выразил 6 черт личности.

1. реалистичность

2. пытливость

3. общительность.

4. твердое исследование нормам и правилам

5. инициативность

6. артистичность

И на сочетании разных черт он дал характеристики выбора человеком профессии.

 

Психофизиологические и морфофункциональные изменения в среднем возрасте.

Снижение физических возможностей - касается в первую очередь, сенсорных моторных функций, моторных уровней и систем.

Зрение падает после 50, но странно близорукие видеть начинают лучше, чем раньше.

Слух становится менее острым поле 20 возраста и прод ухудшаться относительно высокой частоты, особенно мужчинами.

Снижается вкусовая, болевая и обонятельная чувствит.

Замедляется функционирование нервной системы, скелет утрачивает гибкость, мышцы утр. эластичность

Количество крови перекач. сердцем сниж на 8 процентов, снижается объем легких.

Возн два явл называемым менопауза и климактерий.

Менопауза - только физиололгич и морфофункц. измен. в женском организме.

наст прим от 45 до 51 года. уменьшается выработка экстрагентов, матка сжимается и тд.

Симпртому - жар в теле, ночное потение, головные боли, сердцебиение, боли в суставах, бессонница, депрессия. остеопороз.

У мужчин нет понятие менопауза, есть муж климактерий - повыш сердечно сосуд заболеваний, раковых заболеваний, сбои в нервной системе, происходит перестройка в сексуальной жизни и стрессы мужчин в этом возрасте поражают больше чем женщин.

И у мужчин и у женщин происх сжимание половых органов.

Мужчины средних лет умирают от рака легких и от сердца.

Женщины от диабета, и инсульты.

В этом возрасте бытовуха убивает сильнее всего.

т.е. мелочи.

 

Стресс - интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повыш нагрузку.

Выделяют опр. типы стрессов.

С. как стимул - требующий затраты ресурсов

Стресс как реакция отраж общий адаптационный синдром.

С. как интеракция организма и среды.

Г. Селье - говорил, что С необходим для человека.

Симптомы Стресса

напряженность в желудке, сухость во рту и учащенное сердцебиение

половые различия в реакции на стресс.

женщины более склонны к пассивному и контролируемому поведению при реакции на стресс.

мужчины к неконтролируемому поведению при реакции на стресс.

Слезы содержат, и адреналин и поэтому становится легче.

 

Депрессия возникает одинаково у муж и женщин.

У мужчин - депрессия выз потерю физич сил.

У женщин - Д выз потеря привлекательности как женщины.

 

Общине хар Депрессии.

общая утомляемость, снижение аппетита, тяга к обжорству, плаксивость, раздражительность, разочарование в себе и близких, апатия, проблема со сном, скачки в весе,

Большие физиологич реакции выз больше отрицательные Стрессы, чем полож.

Очень легко заболеть простудой т.к. стресс действует на иммунную систему.

И кишечные инфекции.

Трудовой стресс - через него проходят практич все

испытывают реакцию горя, когда происх игнорирования, потеря уважения, очень многие впадают в состояние аффекта на рабочем месте. Многие уходят в себя и начинают вступать в союз с мистич силами, и уходят в себя. Появл

синдром сгорания на работе- люди понимают свою ненужность и уходят от работы, и порой несут негатив в семью.

Предъявляют очень высокие требования как к себе и процессу работы. Постоянная фрустрация - вплоть до появления соматич заболеваний.

 

Пути преодоления стресса

Менее агрессивные люди меньше реагируют на стресс.

3 способа

1. решить свою проблему -- очень важно решить, в чем проблема

рассмотреть свои возможности и ресурсы и выбрать вариант.

2. изменить отношение к проблеме

3. смирится с наличием проблемы, но постараться изменить последствия.

И Юмор как универсальное для всех пунктов.

И Юмор хорошо влияет на психосоматич состояние человека в стрессе..

 

Интеллект средней взрослости

2 типа интеллекта для взрослых людей

1. текучий - скорость, результативность запоминания, индуктивные рассуждение и оперирование пространственными образами т. е новообразования и неологизм

2. кристаллизованный. И - то, что приходит с опытом - работоспособность, интегративность, еще его называют интеллект стратегов.

Доказано что. И 50 человека больше развить, нежели тех, кто моложе.

Претерпевает не природа. И, а функция И.

У психологов выделяют 3 пика продуктивности.

40 - 45 это 1 пик продуктивности.

60 - 64 это 2 пик

70 лет 3 пик.

Текучий И максиму достигает в ранней взрослости

Кристаллизованный пик в средней взрослости.

В средней взрослости снижается способность к пространственными отношениями и индуктивным рассуждениям.

Интенсивность интеллектуальных функций зависит от 2х факторов

Внутренний фактор - одаренность

Внешний фактор - образование - очень сильно тормозит старение.

Мудрость - начинает формироваться - это экспертные система знания человека, ориентированная на практич сторону жизни, позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным проблемам.

Акме - вершина достижений - достигает пика в среднем возрасте.

 

Хейвихерст выд несколько задач для ср. возраста:

1. достижение зрелой и гражданской и социальной ответственности.

2. достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

3. выбор подходящих способов проведения досуга.

4. помощь детям - стать ответственными счастливыми взрослыми

5. усиление личностного аспекта супружеских отношений

6. принятие физиологических перемен среды жизни.

7. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

 

Пэк выделил 7 проблемы конф разв взрослого человека

1. переключение на умственную деятельность вместо физической по мере убывания сил.

2. социальное против сексуального

3. катетексис - эмоциональная гибкость против эмоц ригидности (оскудневания)

4. умственная гибкость против умственной ригидности - не стоит ориентироваться на свои консервативные нормы.

пожилой возраст

5. дифференциация Эго против поглощенности ролями, т.е. не стоит зацикливаться на какой то роли и приносить массу пользы всем и сразу и себе тоже

6. трансцендеднция тела против полголщенности телом - не надо соср на своих болячках и обогащаться в своей духовности

7. трансиденция Эго против поглощенности Эго - не надо думать о своей смерти, а относиться к этому философски.

 

Мотивационный кризис в рамках ср. возраста.

очень важно признавать свои ошибки и быть более гибким.

в этом возрасте обостряется действие защитных механизмов, они порождают ложные цели и снижают эмоциональный дискомфорт между сложным и действительным - в это возрасте люди сохр иллюзию успешной жизни, работы и тд.

 

Ложные мотивировки, порожденные защитным механизмом.

Достигнув высокого положения человек, начинает осознавать свою исключительность и не воспр что идет снизу, от друзей близких, и он только принимает решение.

2. У вас все плохо - человек ищет негативы в жизни окружающих для того, что у него все хорошо и можно жить и еще он нагнетает в близких

3. жизнь игра - все воспр очень условно, изобретаются новые правила и жизнь воспр как чередование поражений и побед.

 

Основным мотивом явл потребность в самоуважении - она складываются их реалистичной оценки действительности.

Появл типичные установки (мотиваторы) - они могут быть как внешние (материальные, социальные и внутренние (затрагивающие отношение к себе).

 

Половые различия

Кризис мотивационный свойственен мужчинам, нежели женщинам т.к. мужчины ориентированы более на внешние отнош.

 

Семья

75 % мужчин в возрасте от 35 до 45 находятся в стадии развода.

43 % людей оцениваю брак как неудачный

Оценка неудовлетворенности брака

1. длительность брачных отношений - удовлетворенность браком высокая в начале достигает пика к 12 годам, затем начинает расти.

2. Удовлетворенность своей работой и степенью участия супруга в делах.

3. Супружеская совместимость- духовная личностная, семейно- бытовая и физиологическая.

4. Крупная группа факторов - демографические, экономические, характер жизнедеятельности вне семьи и отношения между супругами - необходимо, что бы каждый имел свою интимную сферу жизни - хобби, увлечения.

 

Взаимоотношения с детьми

В среднем возрасте человек связывает свои достижения с достижением своих детей.

Хранитель семьи - человек хранит историю и укрепляет связи со всеми членами семьи. Как метапотребность выступает потребность гнезда (большой дом на всех родственников)

Синдром опустевшего гнезда- при возникновении этого синдрома семья может разрушится.

Наиболее активны в плане расторжения брака женщины до 20 лет и после 50 лет.

Партнер, который не выступал инициатором развода - подвержен депрессии.

Если женщина разводится она реже вступает в брак, мужчины чаще.

 

7 мотивов совместной жизни.

1. он или она - мой лучший друг.

2. он нравится мне как личность.

3. брак это долгосрочное обязательство.

4. брак священен.

5. у нас общие цели и задачи.

6. он становится мне все интереснее и интереснее

7. я хочу, что бы наши отношения завершились успешно.

 

Мотивация в проф. деятельности

Происх переоценка проф. карьеры и наст период сохр достигнутого результата.

Мужчины чаще меняют свою профессию, чем женщины.

Возникает мотивация жизненной деятельности

Познавательный мотив и стимульный мотив.

 

Самооценка

Общая самооценка – здесь когнитивный компонент.

По временным параметрам

Прагматическая

Актуальная

Ретроспективная

Прагматическая - уровень возможен достижений в актуальной ситуации

Актуальная самооценка - констатирует степень адекватности поведения в конкр ситуации здесь и сейчас

Ретроспективная - обращенная к прошлому, рассмотрение опыта.

 

В среднем возрасте преобладает Ретроспективная самооценка.

 

Следствием внутреннего конфл. между Я идеальным и Я реальным _ я идеальное может быть заблокировано и рационализация Я реального.

И в случае не принятия Я реального возникает Я защитное - (вытеснение опр. своих недостатков)

При неадекватной патологической самооценки возникаю т психосоматические заболевания.

Пограничная личность и пограничные псих расстройства возн при непр. самооценке.

Они могут выражаться в деперсонализации, наруш. схемы тела, деперсонализации, обостряются характерные особенности (акцентуация).

Поколение ср. возраста наз. - поколением руководителей - чаще всего человек достигает опр. социального статуса и у таких людей выделяются 2 стратегии самопрезентации

1. ублажающая стратегия

2. самокоструирующая

Ублажающая - подстройка под соц. группы для получения вознаграждения выставление себя в благоприятном свете

Самоконтролирующая - укрепления идеального Я постоянство связей и отношения

 

С играет особую роль в системе жизненного циклы человека, связано с возр уязвимости организма и приближ смерти.

Как соц. явл ассоциируется с выходом на пенсию и изм соц. статуса. Так же С. ассоциируется с псих усталостью и сужением соц. мира. С одной стороны это явл связано явл утрат потерь зависимости, с др. стороны это обобщение опыта, знаний, обретение смысла жизни.

Хронолог рамки не определены.

Как соц. категория. С была выделена в 19 -20 вв. уже тога отметили, что происходит старение населения.

Средняя прод жизни возраста до 68 -70 лет.

Юридич и политич проблемы тоже возрастают и тратятся огромные ресурсы на поддержание старости. Многие государства задумываются о увеличении пенсионного возраста.

Образовалась геронтопсихология как пробл старения, проб адаптации в семье, общ и тд.

 

Теория старения и старости.

Теории психических изменений.

Есть каскадная модель старения - это школа Бихевиоризма автор Бирен.

Первичное - внешнее старение это нормальный процесс, не отягощенный хрон болезнями.

Вторичное или внутреннее. С связано с патологи ухудш здоровья, связано с хронич заболеваниями.

На оба вида оказываю влияния сл. факторы

Это стиль жизни, природные и географич условия проживания, стрессы, соц. экономич статус, морально- этический статус.

При вторичном. С психологич состояние хар когнитивным засыпанием. Так же внутри Вторичного. С выд период терминального старения.

Это ощущение приближ смерти - длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

Эта модель объясняет аспекты интеллектуального функционирования в проц. старения. т.е. при первичном старении сниж персептивная скорость решения задач.

При вторичном старении - изменения логических рассуждений и изм в понятийном мышлении, т.е. изменятся словарный запас, объем воспр информации, и.т.д.

 

Теории касающееся старости в биологической проблеме.

В основе программированного и не програмированого старения

Основоположник отеч геронтологии Богомольцев считал, что в основе. С лежит нарушение гармонии физиологич процессов в организме.

Мечников опр. С как процесс интоксикации.

Теории программированного старения - там речь идет о программе старении, которая заложена эволюционно. т.е. есть генетич код, который отвечает за запуск самоликвидации.

Теории непрограмированного говорят, что сбой клеток происходит случайно от изношенности.

 

Старость как соц. проблема.

Теория разобществения или теория освобождения или выхода из игры - Старость отражает разрушения соц. связей, причем не просто разрушение, а полная утрата дезадаптация, ухудшение состояния здоровья, отдаление от близких людей, переж как состояние ненужности.

Теория активности - противоположная т. разобществления - отражает корреляцию между уровнем активности и уровнем удовлетворенности жизни.

Теория непрерывности жизненного пути - жизнь рассматривается как борьба за сохр жизненного стиля и жизненной позиции.

Теория, которая рассм Старость как когнитивную проблему - в основе лежит модель дефицита, т.е. старость это процесс снижения эмоц и интеллектуальных способностей и т.к. человек сконцентрируется на передаче знаний, которые он приобретал когда-то без отвоевывания жизненных целей.

Внутри этой теории есть теория неупотребления - она говорит, что ухудшение старость происходит из за недостаточного использования в более раннем возрасте умственных способностей.

Персональная теория старения - здесь рассм как человек истолковывает изменения происх в старости.

3 обл. истолкования

1.- личные переж, что касается здоровья и внешности

2. соц. статус

3. осознания конечности бытия.

 

Сущ. комплексные теории Старения, которые не выделяют, а говорят что старение многогранно и у каждого индивида своя старость.

Тернен и Хомс выд 3 процесса.

1. психологическое старение - представление индивида о личном процессе старения.

2. биологическое старение - все изм связанные с возрастом

3. социальное старение - как индивид связывает свою старость и общество.

 

Балтес - говорит, что старость вкл в процесс развития человека и это развитие детерминировано рядом факторов

Внешний ф. - соц. среда

Внутренний ф. - биологич среда

фактор синтеза - биологического и социального.

Эти три фактора задаю 3 напр. развития

нормативное, возрастное - оно связано с переходом от одного этапа к другому. (переход к менопаузе у женщин) и соц. аспект выход на пенсию.

2. нормативное - историч развитие - это те историч и культуральные события, которые переживались именно тем поколениям людей

3. не нормативное развитие жизни - здесь речь идет об усл жизни касающееся конкретно стареющего индивида, т.е. что и в каком возврате происходило.

 

Проблема возрастных границ старости.

 

Если суммировать мнения антропологов, психологов и тд - средняя граница начала старости это 60 - 65 лет.

 

Шахматов - доказывал, что процесс старения это закономерный процесс изменения в органах и системах в ходе онтогенеза, при котором индивидуальный характер носят стойкость прогрессирования, распространения и варианты психического и биологического старения.

По ВОЗ

у мужчин пожилой возраст с 60 - 74

женщин с 55 до 74

Так же выделяют эффект молодой старости до 75 лет - когда человек занимает пассивную позицию и сужает круг соц. связей и функционирует как человек поддерживающий свое здоровье и связь с родственниками.

 

Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.

Официальное событие перех к старости это пенсионный возраст.

Кризис как таковой датируется 55 - 65 лет. Основное содержание кризиса сост. шок отставки (потеря проф. статуса) ухудшение материального положения, изм структуры психологического времени (время как у детей идет по другому).

 

Анциферова выделила 2 осн личностных типа пожилых людей (по переж кризиса)

1. мужественно переж уход на пенсию, перекл на хобби или занятия, уст новые друж связи и тд. т.е. пытается сохранить насыщенность и удовлетворенность жизни.

2. пассивный тип - хар потерей уважения к себе, ощущением ненужности и личной неадекватности

 

Стратегия антиципации или антиципирующего состояния - это предварительного предвосхищения и планирования своей жизни в старости.

 

Др. подход на кризис старости говорит что. С это кризис идентичности или внутри личностной кризис. - человек себя стареющим по сути не ощущает, замечать его старость начинают окружающие, с момента уступления места в автобусе - возникает эффект неизменности самого себя и вдруг через какие то отношения происх внутренний конфликт который входит между постаревшим телом и неизменным сознанием. Иногда этот кризис сравнивают с подростковым кризисом только в старости этот процесс болезненней.

В концепции Эриксона старость это завершение жизненного пути - осн модальность поведения - быть тем, кем стал. Сущность психосоциального кризиса старости это достижения целостности Я. Это первое успешное прохождение предыдущих возр кризисов, плавное подведение итогов в своей жизни и осознание своей жизни как целостного неизмеренного свершившегося пути.

Мудрость по Эриксону - мудрость как состояние духа, как возможность установления связи между поколениями - Я есть то что меня переживет.

 

Пекк утверждал что человеку нужно преодолеть три под кризиса для ощущения целостности Я.

1. суммирование и переоценка собственного Я - здесь не касается соц. ролей

2. осознание принятие факта ухудшения здоровья, старения тела, выработка терпимости к физич дискомфорту.

3. преодоление озабоченности перспективы близкой смерти через участие в делах молодого поколения.

Слободчикова и Цукерман рассматривают С как 5 или завершающую ступень развития и наз. ее - универсализация - это выход за пределы индивидуальности и одновременно в пространство обще сверх человеческих экзистенциальных ценностей, т.е. направление деятельности завершение того что может быть завершено, принятие незавершенности и несовершенности себя и мира и отказ от инициативности и нетерпеливости, т.е. высшие бытийные ценности.

Они аргументируют этот подход жизнью великих людей

 

Итак, возрастные задачи развития в период старости.

Адаптация к возрастным изменениям - телесным, психофизиологическим, морфофункциональным.

Адекватное восприятие старости через преодоление негативных стереотипов.

Разумное использование перераспределения времени.

Ролевая переориентация - отказ от старых позиций.

Противостояние аффективному обеднению, стремление к душевной гибкости.

Стремление к внутренней целостности и осмысленности прожитой жизни.

 

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.

Необходимо выбрать стратегию старения, - этот процесс долгий тянущийся годы.

Есть стратеги старение в 2х вариантах

1. сохр себя как личности

2. сохр себя как индивида

1. поддержка всяческих соц. связей и выступают в роли эксперта.

2. здоровый образ жизни, т.е. выживание на фоне угасания.

 

есть стратегия адаптации по типу замкнутого круга - снижение интересов, эгоцентризм, равнодушие к окружающим, эгоистическая стагнация, т. е человек, застревает на опр. ступени содержательного развития.

 

Пряжников выделил систему самоопределения и деятельность на разных этапах старости.

1. пожилой или пред пенсионный возраст с 55 лет - характеризуется

1) социальной ситуацией развития: - ожидание пенсии

сохр основных контактов -

поддержание отношения с родственникам - здесь сохр понятие нужности.

подготовка смены в проф. плане

2) ведущая деятельность - формирование и сохр доброй памяти о себе на профессиональном фронте.

Передача опыта житейского и профессионального.

Воспитание внуков

Планирование дальнейшей жизни

2. период выхода на пенсию

1)соц. ситуация развития в этом периоде -

сохранение старых контактов

качественное наполнение новым содержанием контактов с близкими людьми.

обретение друзей пенсионеров

общение с внуками.

2) ведущая деятельность

проба сил в новых областях деятельности

самоопределение методом проб и ошибок.

активное стремление поучать и стыдить более молодое поколение.

творчество, чаще всего мемуары

попытка продолжить работу по своей основной профессии.

3. период старости

1)

общение со старцами

общение с эксплуататорами (с внуками).

2)

досуг, либо обретение досуга, либо поиск хобби.

постоянное стремление подтвердить свою нужность и вызвать уважение окружающих.

активная поддержка здоровья, в том числе психического здоровья

4. период долгожительства в условиях резкого ухудшения здоровья.

1)

общение с родственникам, врачами, соседями по палате.

2)

борьба с болезнями

стремление осмыслить свою жизнь

5. период долгожительство при относительно хорошем здоровье

1)

общение с близкими которые гордятся своими долгожителями (символ хорошего потенциала)

обретение новых друзей на фоне подготовки к смерти.

расширение круга знакомств через представителей массовой информации

2)

ведущая деятельность зависит от наклонности и обретение чувства здоровья или чувство жизни.

 

Личностные особенности в старости

 

Изменения происходит в сторону заострения наиболее ярко выраженных черт характера. Подверженность паническим настроениям, Декомпенсация психич деятельности.

Умиротворенность, творчесткость, повышение терпимости.

Три типа возрастных изм личности по Тибилову.

1 тип - адекватное само восприятие с пониманием негативных изменений - это повышение тревожности, неудовлетворенность своими возможностями, ригидность суждений, необратимость недугов.

2 тип - гипертрофированное восприятие изменений - проявл в пониженном настроении, замыкание интересов на материальном и социальном благополучии, появление ипохондрии и навязчивых состояний.

3 тип - недооценка возрастных изменений, преувеличенное восприятие своих способностей, гипомания (сниж волевой функц).

 

Специфика личностных мотивов.

здесь 3 гр.

1. гр. избегание страданий, потребность в спасении, постоянстве, безопасности.

2. гр. потребность автономии, идея упрямства, сопротивление, неприятие чужого мнения, потребность в защите от постороннего вмешательства.

У женщин - забота о других

у мужчин - потребность во власти.

3 гр. - подчиненные потребности: в любви, эротике, отталкивание (враждебное презр. отнош к другим), потребность в творчестве.

Локус контроль - состояние ответственности и выбора внутреннего или внешнего.

есть Л интернальный - отв. за себя

есть Л икстеранальный - отв. за др. и за других.

Те кто обл. интернальным Л контролем надеются больше на себя

Те кто обл. экстенальным Локус контр - надеются на других.

Есть понятие временной перспективы:

к 50 годам люди, думаю, что прогрессируют в своем развитии

в 60 люди оценивают прошлое и будущее

в 70 люди больше оглядываются на прошлое - здесь может быть эффект одного дня.

По Эриксону этот период хар 2 тенденциями.

1. цельность личности

2. состояние отчаянья

Самый необх эффект для положительного протекания пожилого возраста это вклад в других.

Так же этот возраст хар. переживанием утраты - это касается всего - начиная потерей кошки, кончая смертью всего, т.е. уходит все...

пословица: каждый стареет как он жил (старинная фр. пословица).

 

Есть явление - Бред ущерба - параноидальный бреда напр. соседи запускают полосатых тараканов, сглаз, порча и тд.

Феномены которые проявляются к старости могут, переходит в патологию, напр. в бред.

Феномены одиночества могут переходить в эфохондрию и тд.

Феномены присуще всем старым это эгоцентричность, медлительность и не доверчивость.

Стереотип ассоциации старости и немощности усиливает ослабление.

 

Жизненные позиции пожилых людей по Висневска - Рожковска:

1. конструктивная позиция - спокойствие, позитив, активное оказание помощи другим.

2. зависимая позиция, слабо вольность, пассивность, поиск помощи и признания.

3. позиция враждебности к миру - гневные старики, подозрительность, агрессивность, отвращение к старости, не кому не верю, не от кого не завишу.

4. позиция враждебности к себе и к своей жизни - гипотемия (пониж. настр.) фатализм (мы все умрем, все плохо)

5. защитная позиция - замкнутость, отгороженность, старость воспринимается с ненавистью, в отличие от враждебности он не активная позиция.

Итак, физическое не благополучие выступает важной причиной неудовлетворенности жизни в старости.

 

Характеристика мотивационной потребностной сферы при успешном протекании старости по Шахматову:

1. отчетливая ориентация на настоящее - только здесь и сейчас

2. тенденция к пересмотру активных установок и правил - дает терпимость

3. появление новых интересов ранее не свойственных.

4. устойчивая мыслительная работа - писать мемуары, книги.

 

Особенности Я концепции в старости

Личностная позиция в старости консервируется, Редко встречается высокая самооценка. Чаще всего это реальная самооценка либо критичная самооценка.

 

Американцы добавили к жизненной позициям Висневской Рожсовской еще

Агрессивно - обвинительный тип

Самообвинительный тип.

 

Критерии позитивного типа старости и отрицательного типа старости по И. Кон:

позитивный тип - творческая общ жизнь, устройство личной жизни, приложение сил в семье, смысл в жизни (в здоровье)

Отрицательный тип - агрессия, разочарование, одиночество.

 

Изменение когнитивных функций при старении:

1. Нарушение памяти - как первый симптом органич психозов позднего возраста, ухудшение памяти носит не однородный характер. Ухудшается качество кодирования и повторения материала. Разные виды памяти страдают по разному

Страдает механическое запоминание

Тревога сказывается на логической памяти и на оперативной.

Сохранной остается логико- смысловая память.

Мышление

сох 2 формы интеллектуальной активности

1. ответственная - умение справляться со сложными задачами соц. среды.

2. исполнительная - умение использовать опыт и навыки в решении комплекса проблем.

Так же происх изменения в отнош вербального и невербального интеллекта.

Вербально - познавательные функции остаются неизменными - чем больше осмысленности в жизни тем больше способности к когнитивным перестройкам.

Изменяются нейродинамические параметры активности мозга, идет сужение псих деятельности и когнитивный дефицит

Когнитивный дефицит - не усвоение большого объема информации - трудности.

Работоспособность не снижается и сохр в том же объема как предпенсионного возраста.

Интеллект снижается на 3 десятилетии жизни.

Мудрость - свойства

Способность взвешенных суждений по практическим, неясным вопросам жизни.

осн свойства мудрости по Балтесу:

Решение сложных вопросов о смысле жизни, исключительно высокий уровень знаний и суждений, глубокие и сбалансированные знания в особых ситуациях, сочетание ума и добродетели.

Психофизиологические изменения при нормальном старении:

1. замедление реакции при быстрой утомляемости.

2. ухудшение способности к восприятию

3. сужение поля внимания.

4. уменьшение длительности сосредоточение внимания

5. снижение способности к концентрации и переключению внимания.

6. повыше5ная чувствительность к посторонним помехам.

7. уменьшение возможности памяти, трудности воспроизведения.

 

Помощь пожилым людям и психологическая работа с пожилыми людьми.

 

Оптимизация круга общения

Оптимизации социальных контактов

Снижение уровня конфликтов.

Наличие в семье внуков.

 

Психологическая работа с пож. людьми.

способы компенсации эмоционального напряж. в старости.

Общение с природой, увлечение исскуством, появление хобби, общение с внуками.

Повышение самостоятельности пожилого человека.

Увеличение отдыха процесса сна,

выработка способ стратегий распределения времени.

Тренировка терпимости к собственным слабостям.

Рокировка, затем последовательное выполнение дел.

Активное использование вспомогательных инструментариев. (палочки, очки и тд.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.