Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы деятельности механизма государства. Принцип разделения властей.






Принципы организации и деятельности механизма государства.

Принципы организации и деятельности механизма государства - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на:

1) общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом;

2) частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

1. Общие принципы делят на две группы:

Первая группа включает принципы, которые закреплены в Конституции РФ.

Второй группы - принципы, сформулированы в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах (Федеральный закон РФ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

К первой группе относятся следующие принципы:

1. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ.

Народ осуществляет власть непосредственно - на референдумах, плебисцитах, выборах или опосредованно, передавая ее на строго определенный срок своим представителям, избранным путем всеобщего голосования.

2. Принцип гуманизма означает, что государство служит человеку, обществу, создается для обеспечения благополучия и прав человека и гражданина.

3. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделение власти следует понимать не как противостояние, а как форму разделения управленческих функций, чтобы они не концентрировались в одних руках.

4. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

5. Принцип законности заключается в том, что сформулированная населением государственная власть должна действовать, соблюдая определенные правила.

Общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

3) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

4) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

5) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

6) профессионализм и компетентность госслужащих;

7) гласность в осуществлении государственной службы;

8) ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

9) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.

2. Частные принципы. Это специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата. Например, принцип коллегиальности характерен преимущественно для деятельности законодательных и высших судебных органов, где решения принимаются большинством членов этих органов. В свою очередь, принцип единоначалия присущ деятельности исполнительных органов власти, занимающихся решением повседневных вопросов и поэтому требующих оперативности.

Принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. Отдельного внимания заслуживают принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можно выделить следующие принципы.

1. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а также нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

2. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного са­моуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК).

3. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

4. Принцип обязательности решений таможенных органов.

5. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии с данным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены.

Действие частных принципов достаточно избирательно. Например, принцип внепартийности характерен для деятельности судов, исполнительных органов и не свойствен для представленных органов, создаваемых на основе партийной принадлежности депутатов законодательных собраний. Или принцип несменяемости, характерный для судебных органов, нецелесообразно использовать для организации деятельности законодательных органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.