Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Овладение ребенком способами организации текста. Усвоение письменной формы речи.






< Л.С.Выготский писал, что письменная речь, имея тесную связь с устной речью, тем не менее, в самых существенных чертах своего развития нисколько не повторяет историю развития устной речи. < Письменная речь не есть также простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма>. (Л.Выготский 1982: 236). Как указывает А.Р.Лурия, устная речь формируется в процессе естественного общения ребёнка со взрослым. И если устная речь возникает у ребёнка на 2-м году жизни, то письмо формируется на 6-7-м году и только в процессе осознанного обучения. < Мотивация к письменной речи также возникает у ребёнка позже, чем мотивы устной речи. Из педагогической практики известно, что создать мотивы для письма у ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно сложно, поскольку он прекрасно без него обходится>. (В.Глухов 2005: 203).

И на самом деле, потребность двухлетнего ребёнка в устной речи – это глубоко естественная потребность осуществления коммуникации с миром взрослых и сверстников. Наоборот, письмо в том виде, в котором его преподают в начальной школе, – это глубоко бессмысленная с точки зрения маленького ребёнка деятельность по орфографически-грамотной записи некоторого фиксированного набора имеющихся в букваре или учебнике слов. И как ни пытаются разнообразные методисты сделать эту деятельность интересной посредством введения в процесс обучения различных лингвистических игр и развлечений, она оказывается неинтересной по своим глубинным основаниям: ребёнку навязывается чужой словарь и предлагается записывать чьи-то чужие фразы и предложения. Получается, что ценность письменной речи для ребёнка должна состоять в освоении орфографии. В чем же должен видеть ребёнок смысл освоения письменной речи? Может быть, соответствующее побуждение должно, как и в случае с устной речью, строиться как побуждение к особого рода коммуникации, но на этот раз к эпистолярной? Но такого рода побуждение выглядит совершенно искусственным: коммуникация с помощью устной речи гораздо легче и доступнее – с какой стати ребёнок должен принимать более сложные решения, когда есть более простые? Поэтому всякий раз, когда методисты начальной школы пытаются развить в ребенке потребность в овладении письменной речью через организацию его эпистолярной коммуникации, из-под пера ребёнка выходит нечто вялое, скучное и безжизненное. Но стоит ребёнку почувствовать и осознать, что письменная речь – это уникальная возможность фиксации и архивирования собственных чувств и переживаний с помощью определённым образом построенных фраз, как потребность в письменной речи становится для него абсолютно естественной и безусловной.

< Письменная речь появляется только в результате сознательного обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме. На ранних ступенях формирования письменной речи её предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной речи. На первом этапе овладения письменной речью основным предметом внимания и интеллектуального анализа являются технические операции письма и чтения. У ребёнка происходит формирование двигательных навыков письма и навыков «прослеживающего» взора при чтении>.(В.Глухов 2005: 203). < Ребёнок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребёнка становится выражение мыслей>.(А.Лурия 1998: 270). < Способы осуществления процесса письма с самого начала их возникновения выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо превращается в навык>. (Л.Цветкова 1988: 152).

На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная его операция является изолированным, осознанным действием. Написание слова распадается для ребёнка на ряд задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой, запомнить её, написать. По мере развития навыка письма психологическая структура его меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в целостный сенсо-моторный навык, обеспечивающий сложную речемыслительную деятельность – письменную речь.

< Для осуществления письма необходимы: обобщённые представления звуков данной языковой системы и одновременно устойчивые связи звуков и букв, обозначающих эти звуки. Необходимо наличие в памяти обобщённых и устойчивых образов-эталонов фонем, а также обобщённых и устойчивых «эталонов» графем, обозначающих соответствующие фонемы>. (В.Глухов 2005: 210).

 


29. Метаязыковые способности ребёнка.

< Во втором полугодии второго года жизни ребёнка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают пояснения и показывают ребёнку окружающий его мир, малыш всё лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребёнок начинает задавать вопросы: «Что это?»,

«А что это?» или просто – «Это?».> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< К концу второго года речь ребёнка начинает выполнять свою основную функцию – использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы,

«разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Когда ребёнок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребёнка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребёнку, что составляет важное условие его заинтересованности.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребёнка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребёнка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.
К двум годам словарный запас ребёнка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года – 800-1300 слов. Ребёнок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определённой семье и от условий, в которых он живет.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Кроме того, играют роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые навыки, наблюдательность и т.д.) имеют большое значение. Все эти факторы, как врожденные, так и приобретенные, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребёнка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если они используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребёнку об окружающем его мире. К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых событиях.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Но так как опыт детей ещё очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по её панцирю).> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребёнок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. морковочка это».) Ребёнок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложные рассказы взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< На третьем году дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всё чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Уровень мышления ребёнка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< В этом возрасте ребёнок задает взрослому массу вопросов: почему? гда? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребёнку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

Развитие речи ребёнка от 4 до 5 лет жизни.

< В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребёнка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход её развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребёнка, травмировать его психику.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< В возрасте 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребёнок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребёнка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)

< В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь всё ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Ещё нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребёнок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать её содержание, часто даже не понимая смысла слов.> (https://www.bestreferat.ru/referat-66535.html)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.