Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы сотрудников пенитенциарных учреждений






Серьезную проблему представляет собой укомплектованность и квалификация кадров пенитенциарных учреждений. Большинство из них проживает в тяжелых материальных и жилищных условиях. Многие сотрудники подвержены вредным привычкам, неудовлетворенны работой. Каждый шестой отмечает постоянное нервное переутомление на службе, каждый девятый постоянно испытывает психологический дискомфорт, связанный с работой со спецконтингентом. Таким образом, состояние здоровья подследственных и осужденных имеет существенные отличия по основным параметрам по сравнению с населением страны в целом, находится на критическом низком уровне и имеет неблагоприятную динамику. Негативные тенденции в состоянии здоровья лиц, лишенных свободы, объясняется как их выраженными медико-социальными особенностями, также тяжелыми условиями содержания спецконтингента в пенитенциарных учреждениях.

Билет 21. Особенности миграционных процессов в РБ. Международные правовые акты, защищающие интересы мигрантов. Основные напрвления практической соц. работы с мигрантами. Социальное значение миграционных процессов для безопасности страны. Правовые основы: 1Всемирная декларация прав человека.2Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1996).3Документы Всемирной конференции по правам человека (1993)4Конвенция ООН о статусе беженцев5Документы Всемирного форума по соц. развитию в Копенгагене. 6Всемирный форум по устойчивому развитию (2002). Проблемами мигрантов занимается миграционная служба МВД, центр занятости населения, министерство статистики, министерство образования и министерство здравоохранения. Основные направления деятельности: 1 защита прав и интересов граждан РБ на ее территории и за ее пределами2 управление миграционными процессами (регулировка выезда и въезда)3оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Основные направления работы с мигрантами: 1 Социальное: -выявление конкретных лиц, нуждающихся в помощи. -профилактика бездомности, детской беспризорности2) социально-информационное: - информирование мигрантов о деятельности социальных служб. - информирование общества в отношении мигрантов3) социально-психологическое: психологическое консультирование - помощь в соц. адаптации. - консультирование в области приобретения новой специальности - помощь в острых кризисных ситуациях4)соц.- правовое: оказание юридической помощи5)соц. -трудовое: - содействие получении работы - помощь в проф. Подготовке или переподготовке.

Билет 22. Характеристика основных медико-демографических показателей здоровья в разных странах. Здоровье населения в европейском регионе. Основные тенденции развитии демографических процессов в мире. Социально-экономические мероприятия, направленные на прирост рождаемости за рубежом. Здоровье населения в Европейском регионе: проблемой старения населения; изменениями в рационе питания и образе жизни; появлением новых и возвратом старых инфекционных заболеваний. Постарение населения. Доля людей старше 65 лет будет по-прежнему расти и их потребности в медико-социальных услугах увеличиваются. Изменения в рационе питания и образе жизни. Употребления свежих овощей и фруктов. Увеличение числа новых и возврат старых инфекций: ВИЧ-инфекция и СПИД. Основные тенденции демографического развития в мире: Установлено, 10 000 лет назад на земном шаре проживало около 10 000 000 человек, а в начале ХХ тысячелетия численность населения планеты составляла более 6, 5 млрд. человек. Во второй половине ХХ века темп роста численности населения в Азии был в 3, 6 раза, а в Африке в 5, 1 раза выше, чем в Европе. В РБ: 1 увеличение доли городского населения (урбанизация); 2 изменение половозрастной структуры; 3 рост удельного веса лиц в возрасте 60 лет и старше. Социально-экономические мероприятия, направленные на прирост рождаемости: а) Денежные пособия на детей: Единовременные и ежемесячные пособия на ребенка выплачиваются в Австрии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурге, Кувейте, Швейцарии. Семейное пособие на ребенка выплачиваются в Швеции ежемесячно до достижения 16 лет, если учится, то - до 19 лет. б) При начислении пенсии матери, в ряде государств женщина, родившая и воспитавшая 5 детей, до 8 летнего возраста, имеет право на получение пенсии на 5 лет раньше установленного законам возраста.в) Оплачиваемые отпуска (полностью или частично) по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Так, в Швеции отпуск по беременности и родам длится 32 недели с оплатой 90% от заработанной платы. После этого еще 1 оплачиваемый месяц по уходу за ребенком. В Беларуси - отпуск по беременности и родам равен 16 недель. г) Преимущество при получении жилой площади от государства многодетным семьям.

Билет 23. Современные системы (формы) здравоохранения в мире. Характерные особенности и общие черты присущие здравоохранению всех стран. Значимые принципы развития систем здравоохранения. Принципы государственной системы здравоохранения. Современные системы (формы) здравоохранения в мире: Система здравоохранения – важнейшая социальная система общества, имеющая главные цели: 1улучшение здоровья населения; 2справедливость в финансовом обеспечении; 3обеспечение финансовой защиты от расходов, связанных с нездоровьем; 4необходимость уважения достоинства человека, его автономии и конфиденциальность информации; 5реальная деятельность органов здравоохранения в области профилактики, диагностики и лечения конкретных видов патологии; 6информирование общества о современных медицинских технологиях и медико-социальном обслуживании населения. Организация з/о в развивающихся странах: К развивающим странам относятся страны Африки, Восточного Средиземноморья и Латинской Америки. В странах Латинской Америки в большей степени частнопредпринимательская система здравоохранения. Для этих стран характерно: 1) низкий уровень материально-бытовых условий (до 40% населения живет ниже уровня бедности; 2) отмечается неудовлетворительное состояние жилища, отсутствие в большинстве случаев санитарно-бытовых удобств; 3) несбалансированное питание, недостаток качественной питьевой воды; 4) низкий производственный уровень (использование ручного труда на открытом воздухе, детский труд; 5) низкий общеобразовательный уровень; 6) широкое распространение религиозных и национальных обрядов; 7) высокий удельный вес сельского населения (80-90%); 8) низкая плотность населения; 9)плохое транспортное сообщение между населенными пунктами. Основные принципы государственной системы здравоохранения: 1Государственный характер здравоохранения; 2Бесплатность и общедоступность; 3Профилактическая направленность; 4Единство лечения и профилактики, науки и практики; 5Участие общественных организаций и самого населения; 6Планирование его развития; 7Интернационализм.

Билет 24. Основные принципы страховой медицины. Отличительные особенности добровольного и принудительного медицинского страхования. Особенности и проблемы стран с системами социального страхования здоровья. Опыт Германии, Франции, Королевства Нидерланды, Бельгии, Швейцарии, Канады и Швеции. Основные принципы страховой медицины: Страховая медицина – такая система здравоохранения, при которой в расходах на охрану здоровья преобладают страховые взносы. В некоторых странах она существует наряду с государственной формой здравоохранения, не подчиняясь ей, а только согласовывая свою работу. Финансирование (страховые взносы) поступает из 3-х источников: государство, предприятие, сами граждане. Различают 2 формы медицинского страхования: обязательное и добровольное. Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования:

Обязательное медицинское страхование: 1 Некоммерческое. 2 Один из видов социального страхования. 3 Всеобщее и массовое. 4 Осуществляется государством или контролируемыми им организациями. 5 Правила страхования определяются государством. 6 Страхователи-работодатели, государство, органы местной исполнительной власти. 7 Источник средств-взносы работодателей, государственного бюджета. 8 Программа (гарантированный минимум услуг) утверждаются государством. 9 Тарифы устанавливаются по единой утверждённой методике. 10 Система контроля осуществляется государственными органами. 11 Доходы могут быть использованы только для основной деятельности медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование: 1 Коммерческое. 2 Один из видов личного страхования. 3 Индивидуальное или групповое. 4 Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности. 5 Правила определяются страховыми организациями. 6 Страхователи - юридические и физические лица. 7 Источник средств - личные доходы граждан, прибыль работодателей 8 Программа определяется договором страховщика и страхователя. 9 Тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя. 10 Система контроля устанавливается договором субъектов страхования. 11 Доходы могут быть использованы для любой коммерческой и некоммерческой деятельности. Основные принципы страховой медицины: 1 Медицинскому страхованию подлежит всё население: работающие и неработающие лица. Оно должно быть всесторонним и универсальным, включающим профилактику, лечение, реабилитацию. Всем застрахованным по данной программе обеспечиваются равная медицинская помощь. 2 Страховая медицина использует высокоэффективные, проверенные медицинские технологии. Чем лучше оборудование, тем выше качество лечения, а значит, короче срок пребывания в стационаре, больше оборот койки, выше эффективность. 3 Система обязательного медицинского страхования строится на безвозвратной основе. Застрахованный и обладающий страховым полюсом гражданин имеет полное право получить медицинскую помощь на любой территории странны независимо от места проживания, также право выбора лечебного учреждения и лечащего врача в приделах лечебных учреждений, с которыми страховая компания заключила договор.4Пациенту гарантируется предоставления высококвалифицированная медицинская помощь. 5 Страховая медицина заставляет каждого человека заботиться о своем здоровье. Особенности и проблемы стран с системой социального страхования здоровья: Наибольших успехов в развитии систем страхования здоровья добились такие страны, как: Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Япония. Становление и развитие страховой медицины во всех странах Западной Европы, Америки, России происходило в один исторический период времени и было обусловлено развитием капиталистических экономических отношений. В Германии сохранилась структура страховых фондов: по профессии, территориальные и эрзац-кассы. 1 Одновременно развивается частная система страхования. Около 8% населения Германии получают частные полисы наряду с социально - страховыми взносами. Службы здоровья и социальные службы в Германии являются самостоятельными и раздельными институтами. Во Франции: имеет развитую сеть частных страховых компаний. Около сотни компаний специализируется на страховании жизни, здоровья в полном объеме и осуществляет дополнительное страхование, в том числе на случай потери трудоспособности, автокатастрофы и т.д. Для Бельгии характерно преобладание обществ взаимопомощи, часть из них находиться под влиянием церкви. После 1945 года страхование здоровья в Бельгии стало обязательным. В Канаде система организации здравоохранения считается оптимальной системой страхования здоровья и основана на общенародной программе страхования по принципу предварительного финансирования и представлением права на полное медицинское обслуживание каждому гражданину не зависимо от его материального положения, место жительства, возраста, рода занятий. Швеция – конкретный пример обеспечения равных возможностей для всех как в создании здорового образа жизни, так и в доступности медицинских услуг.

Билет 25. Основные принципы частнопредпринимательской формы здравоохранения. Американская система здравоохранения как классический пример частной формы здравоохранения и медико-социальной помощи населению. Основные положения концепции реформирования здравоохранения в США. Основные принципы частной формы здравоохранения: - предпринимательская система здравоохранения - это преимущественно платная система, которая финансируется из личных средств населения и медицинское обслуживание представляется на платной основе. Врач продает свои услуги, а больной их покупает. Медицинскую помощь населению оказывают частно–практикующие врачи, которую поучают плату за это непосредственно от больного или через страховую организацию. Приемная врача, оборудование, инструменты – все это частная собственность врача. США – классический пример преимущественного финансирования медицинской помощи из средств граждан. Здесь отсутствует система государственного страхования. Около 90% американцев пользуются услугами частных компаний страховых, затрачивая больше 10% семейного дохода. В з/о США существуют главные проблемы: 1) снижение доступной экстренной помощи; 2) происхождение удорожания медицинских услуг, в том числе и помощи при наркоманиях, СПИДЕ, преступности; 3) увеличение числа малоимущих граждан, не имеющих страховки; 4) слабо развивается общественное з/о. Основные положения концепции реформ здравоохранения в США: 1.Владельцы больших предприятий обязаны обеспечить страхование всех работающих. Страхование всех сотрудников малых фирм должно стимулироваться через налоговою систему.2.страхование всех беременных женщин и детей, которые не имеют страховки, а также повышение доступности частного страхования для владельцев малых предприятий.

Билет 26. Соц. инновации. Источники соц. инновации. Особенности соц. инноваций. Концепция инновационной политики РБ. Соц. инновация – сознательно организованные нововведения или новые явления в практике социальной работы, с целью эффективного и позитивного преобразования в соц. сфере. Закон РБ об основах государственной научно-технической политики. Виды инновации: 1Технические – появляются в производстве продуктов с повышенными новыми и улучшенными свойствами.2Технологические – изменение технологии производства.3Организационно-управленческие – это все процессы, связанные с процессами оптимизации производства.4Информированные – организация информационных потоков в сфере научно-технической деятельности, повышение достоверностей и оперативности.5Соц. инновации – направлена на улучшение условий труда, решение проблемы образования, культуры, здравоохранения. Классификация соц. инноваций: 1По уровню и объему соц. нововведений. (локальная, региональная, глобальная)2По сферам общественной жизни (политическая, экономическая, культурно-духовная, в социальных структурах и институтах).3По масштабу использования(дифференцированные на многих объектах, дифференцированные на одном объекте).4По структуре социальной сферы(в здравоохранении, в образовании, в сфере занятости населения, в сфере физической культуры и спорта, с сфере управления).Источники соц. инноваций: 1Изменение внешней среды2Возникающие соц. проблемы, которые нельзя решить традиционными способами)3Нерешенность тех или иных соц. проблем, что дает толчок к разработке инновационных подходов.Цель соц. инноваций – это позитивное преобразование в обществе. Основные задачи государства в сфере инновационной политики в РБ: 1Формирование нормативной базы для инновационной деятельности, стимулирующей ее активность.2Финансовая поддержка инновационной деятельности и создание условий для развития инновационного потенциала.3Подготовка кадров, ориентированная на инновационную деятельность.

Принципы инновационной политики: 1Ориентация экономики на инновационный путь развития. Максимальное использование рыночных механизмов.2Эффективное использование научно-технического потенциала.3Равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законодательством.4Обеспечение правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и признание их в качестве дохода.5Гибкая, кредитная, налоговая, таможенная политика инновационной деятельности. 6Национальная Академия наук РБ является высшей государственной организацией инноваций.

Билет 27. Главное направление развития научно-инновационного комплекса РБ. Задачи государства в сфере инновационной политики. Принципы инновационной политики. Главное направление развития научно-инновационного комплекса РБ: 1Информационные и коммуникативные технологии.2Биотехнологии3Оптические технологии и технологии тонкой химии.4Новые материалы и новые источник энергии.5Защита окружающей среды, повышение качества условий жизни человека, освоение политического пространства. Основные показатели, по которым оценивается научно-инновационный комплекс РБ: 1Удельный вес объема выполненных научно-технических работ в процентах ВВП. Капиталовложение в науку.2Затраты на исследования и разработки.3Источники финансирования (гос. Бюджет – 46%, собственные средства организации, финансирование зарубежных организации, предприниматели).4Кадровый потенциал (научно-исследовательские институты)5Результативность научной работы. Факторы, препятствующие инновациям: 1Недостаток собственных средств; 2Недостаток финансовой поддержки со стороны государства3Высокая стоимость нововведений4Низкий инновационный потенциал организации5Невосприимчивость предприятий6Высокий экономический риск7Недостаток квалифицированного персонала8Недостаток информативности о новых технологиях и рынках сбыта. 9Неразвитость информационной инфраструктуры. Законодательное обеспечение инновационной деятельности в РБ: 1Закон РБ об основах государственной научно-технической политики. 2Постановление кабинета министров РБ 1994 о мерах по сохранению и укреплению научного потенциала РБ. 3)1996 Программа развития научно-инновационной деятельности4Закон РБ о научной деятельности5Закон РБ об авторских правах и смежных правах (1996)6Указ президента (1994) о стимулирования создания и развития в РБ производств, основанных на новых и высоких технологиях. 7Закон РБ (1998), о национальной академии наук беларуси8Указ президента (2001) о гос. поддержке и разработке и экспорта информационных технологий.9 Закон РБ о высшем образовании РБ (2007).

Билет 28. Источники инновации в медицине и здравоохранении. Классификация и источники в медицине и здравоохранении по целевому назначению, по уровню разработки и масштабу, по функциональному значению и масштабу действия в зависимости от методов использованных для их обработки, от механизмов применения введения в действие, количественные и качественные показатели инновации в здравоохранении. Инновационные процессы в медицине отличаются: 1 Несовершенным информационным обеспечением 2 Низкая компетентность специалистов 3 Разрыв между достижениями в науке и внедрении их в практику. Источники инновации в медицине: 1 Методические рекомендации и курсы совершенствования 2 Информационные письма и служебные инструкции минздрава 3 Семинары, конференции, публикации в РБ и за рубежом. Инновации в здравоохранении: 1 Стратегическое управление 2 Компьютеризация 3 Новаторские информационные технологии, автоматизация. 4 Использование средств телевизионной связи и интернета. Классификация инноваций в здравоохранении: 1 По целевому назначению (- стратегические(разработка прогнозов на перспективу, либо на ближайший период), - тактические – проектирование практической организации управленческой деятельности по внедрению инноваций, - оперативная – регулирование инновационных процессов, оперативный контроль и учет полученных данных). 2 По уровню разработки и масштабу (- на уровне правительства. – министерства, - местных органов управления, - отдельных конкретных учреждений здравоохранения). 3 По функциональному назначению и масштабу действия(на микроэкономическом уровне(в узкой области), - на мезоэкономическом уровне(на отдельном секторе экономики), - на макроэкономическом уровне(на уровне министерства).4В зависимости от методов использования их разработки, от механизмов из применения и введения в действие.4а) по характеру действия - прямые и косвенные.4б) по диапазону направленности – узкая и широкая4в) по характеру воздействия – поддерживающие, коррегирующие, трансформирующие.Основные проблемы в здравоохранении РБ управления и экономики: 1Недостаток финансовых средств2Низкая адаптируемость организационных структур, изменяющимся внешним и внутренним условиям действительности.3Неэффективная мотивация труда работников здравоохранения4Отсутствие четкой программы развития платных медицинских услуг5Дублирование механизмов централизации и децентрализации6Отсутствие информационного сопровождения инновации.7Низкий уровень материально-технической базы учреждений здравоохранения. Группы проблем в здравоохранении: 1Экономические2Организационно-управленческие3Медико-социальные. Разработана концепция развития здравоохранения РБ. Обеспечение социально-экономической эффективности в здравоохранении и профилактическая направленность здравоохранения.

Разработаны общие республиканские протоколы лечения.

Билет 29. Сущность соц. технологий. Классификация и специфика соц.работы. Внедрение новых технологий в практике соц. работы. Технологизация соц.работы. Соц. технология – это совокупность приемов, методов воздействия, применяемых соц. службами, отдельными учреждениями соц. обслуживания и соц. работниками для достижения поставленных целей, в процессе осуществления соц. раб. и решение разного рода соц. проблем и обеспечение эффективности реализации задач соц. защиты населения. Классификация соц. технологий: 1По масштабности: глобальные и региональные.2По качеству: инновационные соц. технологии; рутинные соц. технологии.3 По территории распространения: национальные и региональные.4По теоретическим основам и механизму реализации: универсальные, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, соц. технологии согласия, психологические, психофизиологические, административно-управленческие. В теории и практике соц. работы выделяют следующие виды технологий: 1Основные (общие): соц. Диагностика, соц. Профилактика, соц. Надзор, соц. Коррекция, соц. Терапия, соц. Адаптация, соц. Реабилитация, соц. Обеспечение, соц. Страхование, соц. Помощь, соц. Экспертиза, соц. инновации.2) Частная технология – это работа с конкретными группами людей, нуждающихся в соц. защите. 3) Простые технологии – доступны не специалистам.4) Сложные – требующие специальной квалификации.

Билет 30. Основные модели практики соц. работы, разрешающие социально-радикальное, марксистское, психодинамическое, гуманистическое, коммуникативное, американское, европейское. Технологический потенциал социально-ориентированных моделей практики. Технология выработки целей соц. работы. Принципы целеполагания. Основные модели практики социальной работы: Разрешающая модель ориентирована на оказание помощи всем, кто в ней нуждается и на преодоление негативного отношения к тем, кто нуждается в помощи и к самим социальным работникам. Социально-радикальная модель -является частью движения за права человека, против расизма, национализма, предрассудков. Марксистская модель -как сила способная подвигнуть клиента к совместным действиям, повысить его самосознание, самоактуализацию, направленную на позитивные перемены в обществе. Функции социального работника сводятся к социальному контролю, когда социальный работник выступает в роли социального «адвоката», социального «врача», социального «педагога». Основу такой модели составляют соответствующие учреждения как Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство внутренних дел, Министерство коммунального хозяйства и т. п. Психодинамическая модель - основана на психоанализе и учитывают то, как он воспринимает и оценивает окружающий мир и свой социальный статус. Эффективно используется в работе с группами риска. Гуманистическая модель – применяется тогда, когда социальный работник стремится помощь клиенту путем убеждения в своей искренней заинтересованности в его проблемах; положительном отношении к нему; сопереживании; сочувствии к клиенту. Ролевые модели- модель общения людей, играющих различные роли: посредника, наставника, друга. Коммуникативная модель - основана на выявлении всех связей клиента. Американская модель ориентация на работу с индивидом и его семьей. Задача социального работника- заставить клиента поверить в себя. Европейская модель - большое внимание уделяется изменению среды обитания. Технология соц. работы как процесс включает след. этапы: 1Подготовительный2Целепологания3Сбор и анализ информации4Формулирование программы действия5Практическое действие по реализации программы. Целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которое представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. Задачи целепологания: 1Целепологание («Цель, средства достижения, результат конкретного вида деятельности).При формулировке целей необходимо учитывать: 1Она должна быть обоснованной2Цель должна быть ясной и достижимой.3Основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.

Типы целей: 1Конкретные, абстрактные 2Стратегические, тактические3Индивидуальные, групповые, общественные4Поставленные субъектом деятельности и заданные из вне. Функции целей: 1Определяет рациональный вариант сбора информации и способа действий при решении проблем.2Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет специалист по соц. работе.3Обеспечивает конкретизацию проблемы.4Помогает определить способы действия. Принципы целепологания: 1Точная и четкая формулировка собственных целей2Определение целей других лиц и организаций, на которую предполагается воздействие.3Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается влияние, а также взаимосвязь задач.4Определение вероятных последствий сформулированных целей.5Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.6Выявление переменных проблемной ситуации, как управляемых так и неуправляемых.

Билет 31. Определение понятия соц. диагностика, структура, принципы. Сущность соц. диагноза. Технологии соц. диагностики с клиентами. Технологичность творческого анализа и диагноза проблемы соц. Развития. Диагностика это общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Соц. диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также анализ для разработки программы соц. помощи. Цель диагностики в состоянии соц. объекта: установление достоверной информации о соц. объекте и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений и влияние на другие соц. объекты, а также выработка рекомендаций, для принятия организационных решений и соц. проектирование действий по оказанию соц. помощи. Принципы соц. диагностики: 1Конфиденциальность2Научной обоснованности – все результаты должны быть надежными и достоверными.3Принципы не нанесения ущерба.4Принцип объективности – свои объективные оценки, ситуации из жизни не должны быть внесены в диагностику. 5Принцип эффективности – по результатам диагноза необходимо давать рекомендации, которые помогут решить его проблемы. Технологии постановки соц. диагностики: 1Ознакомление с клиентом, постановка задач, выявление состава диагностических ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев.2Измерение и анализ показателей.3Формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу. Диагноз – прогноз – программа – внедрение. Методы диагностики личности: наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертной оценки, мониторинг, социометрия, методы тестирования, тест опросник, тест задание, биографический метод.

Билет 32. Виды соц. экспертизы, в зависимости от характера соц. объекта: соц. экспертиза нормативных решений административно-управленческих органов (документы, гос. программы); социально-психологическая экспертиза; социально-психиатрическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза; медико-социальная экспертиза. Их характеристика. Виды социальной экспертизы в зависимости от характера социального объекта: Социальная экспертиза нормативных решений позволяет анализировать решения власти, обеспечивать общественный контроль за реализацией экспертных рекомендаций; усовершенствовать технологию выработки приоритетов социальной политики с учетом местных особенностей. Социально-психологическая экспертиза проводится с лицами, испытывающими затруднения в социальном общении. Определяются конкретные навыки, недостатки социального общения объекта. Широко и часто используется в практике социальной работы. Социально-психиатрическая экспертиза (как форма судебно-психиатрической) применяется в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Позволяет предотвратить опасное для общества деяние, либо помочь следствию, если уже случилось правонарушение. При проведении судебно-психиатрической экспертизы используют определенные методики, тестовые задания, специально подготовленными экспертами. Судебно-медицинская экспертиза осуществляется врачами, специально подготовленными медэкспертами. Определяет характер повреждений, которые получил потерпевший, в случае смерти – причины; может быть использована в ходе судебного разбирательства параллельно с судебно-психиатрической экспертизой. В комплексе могут работать психологи-эксперты, психиатры и врачи. Медико-социальная экспертиза определяет основные ограничения жизнедеятельности объекта, выявляет потребности индивида и меры его социальной защиты. Осуществляется через медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК).Программа «создания барьерной среды» (2011-2015 гг), «Дети Беларуси», «демографическая безопасность», 2012-год книги.

Билет 33. Определение, задачи медико-социальной экспертизы. Основные понятия, медико-социальные критерии факта нетрудоспособности. Порядок проведения и организации медико-социальной экспертизы. Установление причин инвалидности и степени утраты трудоспособности. Определение, задачи медико-социальной экспертизы: Медико-социальная экспертиза – это область медицинских и научных знаний, изучающая трудоспособность человека при наличии у него заболевания, травмы, увечья, анатомического дефекта, беременности и некоторых других причин. Основные задачи медико-социальной экспертизы: 1 оценка трудоспособности трудящихся при различных заболеваниях, при травмах, увечьях, анатомических дефектах; 2 установление фактора временной нетрудоспособности и освобождение от работы 3 определение характера нетрудоспособности (временная, стойкая, частичная, полная); 4 установление причины временной или стойкой нетрудоспособности для определения размеров пособий, пенсий и других видов социального обеспечения; 5 изучение причин заболевания и инвалидности для разработки медицинских, социальных и профилактических мероприятий. Основные понятия, медико-социальные критерии факта нетрудоспособности: Под трудоспособностью - состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяют выполнить работу определенного объема и качества. Под нетрудоспособностью понимают состояние организма, обусловленное болезнью, травмой, ее последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда частично либо полностью, в течении ограниченного времени или постоянно, невозможно. Нетрудоспособность может быть временной и стойкой. Временная нетрудоспособность – это состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами, при которых нарушение функций сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в обычных производственных условиях в течение определенного промежутка времени. Различают полную и частичную нетрудоспособность. Полная нетрудоспособность – это полная невозможность выполнения любого труда на определенный срок, сопровождается необходимостью создания специального режима и проведение лечения. Частичная нетрудоспособность – временная нетрудоспособность в отношении своей обычной профессиональной работы при сохранении способности выполнять другую работу с иным облегченным режимом или в уменьшенном объеме. Установление причин инвалидности и степени утраты трудоспособности: Первая группа инвалидности устанавливается при резком ограничении жизнедеятельности, обусловленное заболеванием, последствиями травм, врожденными дефектами, приводящими к резко выраженной социальной дезадаптации. Вторая группа инвалидности устанавливается при значительном ограничении жизнедеятельности, при выраженной социальной дезадаптации и невозможности трудится. Третья группа инвалидности устанавливается лицам с выраженным ограничением жизнедеятельности, значительном снижении возможности социальной адаптации и при значительном уменьшении объема трудовой деятельности, снижении квалификации, затруднении в выполнении профессиональных обязанностей. Различают следующие причины инвалидности: 1общее заболевание; 2трудовое увечье; 3профессиональные заболевания; 4инвалидность с детства; 5инвалидность с детства, связанная с катастрофой на ЧАЭС; 6инвалидность с детства, связанная с боевыми действиями7ранения, контузии, травмы, заболевания, связанные с пребыванием в партизанском отряде, на фронте, полученные на военной службе.

Билет 34. Определение понятия «соц. терапия». Сущность, содержание. Основные формы и методы терапевтического воздействия в соц. работе. Факторы, обуславливающие выбор индивидуальной терапии. Общие и частные методы соц. терапии: трудовая, самовоспитание. Методы поведенческой терапии в группе, музыкотерапия, цветотерапия, библиотерапия. Соц. терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем различного уровня организации.Структура: 1Макроуровень-предполагает решение проблем общества как единого объекта воздействия.2Мезоуровень-связан с решением проблем конкретного соц. слоя, группы, класса.3Микроуровень – решение проблем личности, малых соц. групп и отдельных коллективов. Задачи соц. терапии: 1Исправление и коррекция поведения и деятельности субъекта. 2Обеспечение нормального развития субъекта.3Самоутверждение личности субъекта. Методы и подходы соц. терапии: 1Административные(законы, инструкции, положения).2Экономические методы (пенсии, пособия, поощрения, штрафы).Функции соц. терапии: 1Соц. лечение2Соц. защита3Соц. развитие – способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности. Виды соц. терапии: 1Индивидуальная – применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности, либо он не может работать в группе.2Групповая работа-оказание помощи людям, в преодолении личностных нарушений или соц. неустройства с использованием групп.3Семейная терапия – это работа с семьей как целостной единицей. Направление(методы) соц. терапии: 1Трудовая – позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые способности человека, сформировать у него ощущение собственной нужности.2Терапия самовоспитания – собственная деятельность субъекта по самопознанию, самооценке и самоанализу.3Дискуссионная – решение какой-либо проблемы, через ее обсуждение в кругу заинтересованных лиц. Основные этапы соц. терапии: 1Знакомство специалиста с проблемой и приглашение клиента к сотрудничеству.2Оценка проблемы, ее значимости для клиента, место которое она занимает в его жизни3Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств.4Оценка получаемых результатов и завершение работы.

Билет 35. Определение понятия реабилитация, ее цели, этапы. Медицинскае реадаптация, психологические, профессиональное определение и обучение. Реабилитация-процесс восстан. функций, которые были утрачены.Индивидуальная программа реабилитации(включает в себя): мед., профес., соц. реабилитацию. Соц. Реабилитации -это комплекс мер, направленных на восстан. разрушенных или утраченных общественных связей и отношений, социально-значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Задачи соц. реабилитации: 1Создание необходимых социально-бытовых условий инвалидам2Разработка и принятие на госуд.уровне правовых актов, гарантирующие определенные соц. права. Закон РБ о соц. защите инвалидов. Закон РБ о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов. Профессиональная реабилитация-это система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по ней. Варианты профессиональной реабилитации: 1Адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте.2Реадаптация – работа на новом рабочем месте, с измененными условиями труда, но на том же предприятии.3Работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой специальностью, близкой к прежней, но отличающейся пониженной нагрузкой.4Полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии. 5Переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности. Законодательством установлены следующие нормы для обеспечения возможности профессиональной реабилитации инвалидов: 1Равенство возможности инвалидов во всех сферах жизни общества.2Льготная финансово-кредитная политика в отношении предприятий, применяющих трудовую инвалидность.3Квоты для приема на работу инвалидов с предоставлением специализирующихся рабочих мест.4Резервирование рабочих мест по профессиям наиболее подходящими для трудоустройства инвалидов.5Стимулирование предприятий к созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.6Создание условий предпринимательской деятельности инвалидов.7Организация обучения инвалидов новым профессиям.8Порядок и условия признания инвалидов безработными. Проблемы профессиональной реабилитации в РБ: 1Не в полной мере созданы условия для ранней профессиональной ориентации2Отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и дистанционную форму профессионального образования для инвалидов.3Отсутствует система повышения квалификации и переподготовки взрослых инвалидов.

Билет 36. Адаптационные процессы в соц. практике. Сущность и содержание соц. адаптации: физическая(физиологическая), управленческая, экономическая, педагогическая, психологическая, профессиональная. Стадии адаптированности личности в новой соц. среде. Дезадаптация, реадаптация. Технологии соц. работы по регулированию адаптационных процессов. Соц. Адаптация - это процесс активного приспособления человека к новым его соц. условиям жизнедеятельности. Виды адаптации. Полная соц. адаптация человека включает: 1Управленческую(организационную) адаптацию – это создание определенных условий, способствующих оптимальному жизнеустройству человека.2Экономическая адаптация-это адаптация человека в материальном плане, насколько он материально независим.3Педагогическая-приспособление к системе образования, которое формирует систему ценностных ориентиров индивида.4Психологическая-процесс приспособления органов чувств с целью их лучшего восприятия5Профессиональная адаптация-это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, к новому соц. окружению, к условиям труда и особенностям конкретной специальности. Функции специалиста по соц. Работе: -разъяснение цели и задачи учреждения; -ознакомление с распорядком дня; 2) размещение для проживания в доме интернате: - ознакомится и получение сведений о личности (интересах, установках, привычках)3)проживание в доме-интернате первые 6 месяцев. Этапы соц. реадаптации: 1Этап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих впоследствии соц.адаптацию; 2Приспособительный3Этап усвоения социально-полезных ролей4Этап правовой адаптации. Дезадаптация -это процесс утраты приспособления к среде.1Начальная стадия-система ценностей человеком внутренне не признается.2Стадия терпимости3Стадия приспособления(оккомодлации) -связана со взаимными уступками.4Стадия полной адаптации -когда индивид отказывается от прежних ценностей и принимает новые.

Билет 37. Содержание соц-мед работы в медицинских стационарах. Объекты медико-социальной работы. Основные функции специалиста, осуществляющие медико-социальную работу. Трехуровневая система оказания медико-социальной помощи населению. Задачи соц. работника первого уровня оказания соц. помощи. Задачи специалистов по социальной работе в з/о: в стационаре -участие в приеме и оформлении в приемном покое; адаптация к больничному режиму; морально-психологическая подготовка к операции, особенно детей; организация помощи и ухода после операции; содействие контактам; оказание поддержки родителям, дети которых тяжело больны и проходят длительное лечение; работа с родственниками после выписки больного из стационара - морально-психологическая поддержка (адаптация к новым условиям, если в результате заболевания или травмы индивид потерял работоспособность; психологическая поддержка родственникам, помощь родителям в общении с детьми-инвалидами; социальная поддержка (улучшение бытовых условий, подбор этажа проживания, организация ухода на дому, оформление опекунства; материальная помощь -оформление инвалидности, реализация льгот, предоставляемых государством, контроль выдачи больничных листов, спонсорская и гуманитарная помощь.

Функции профес. Деят.: 1 диагностическая; 2 прогностическая; 3 правозащитная; 4 организационная; 5 предупредительно-профилактическая; 6 социально-медицинская; 7 социально педагогическая; 8 психологическая; 9 социально-бытовая; 10 коммуникативная.

Функции специалистов в оказании медико-социальной помощи 3 группы: Медико-ориентированные функции включают: - организация мед.пом. и ухода за больными; -оказание медико-социальной помощи семье; -медико-социальный патронаж; вторичная и третичная профилактика; -санитарно-гигиеническое просвещение; Социально-ориентированные: -обеспечение социальной защиты прав граждан; -содействие в предупреждении общественно-опасных действий; -участие в оформлении опеки и попечительства. К интегративным функциям: -комплексная оценка социального статуса клиента; -формирование установок на здоровый образ жизни; -вопросы планирования семьи; -проведение медико-социальной экспертизы; -осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; -проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии.

Основные уровни и группы пациентов, нуждающиеся в медико-социальной помощи: I ур: инвалиды: Решение мед., соц.-быт., псих., юр.Вопросов, обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания, помощь больным с ограниченными возможностями в трудоустройстве. II ур: больные: а)больные длительно и часто болеющие; б)клиенты, имеющие выраженные социальные проблемы. III ур: население: а)клиенты повышенного риска; б)члены их семей и ближайшее окружение.

Билет 38. Социально-медицинская работа в кардиологии. Статистика заболеваемости болезни системы кровообращений. Организация кардиологической помощи. Число кардиологических диспансеров по РБ: 1990-6/2010-5.Лечебно-профессиональные организации, имеющие спец. кабинеты: Кардиологические кабинеты: 1990-138 организаций, 2010-213.Кардиоревматологические детские: 1990–49, 2008-40.Численность медицинских кадров(кардиологов): 1990-489, 2010-691.Кардио - ревматологи детские: 1990 – 54, 2000-91.Кардиохирурги: 1990-не было, 2011-91.Болезни системы кровообращения: На 100 тысяч населения: 2009-2154, 2010-2066.От 18 лет: 2009-29914, 2010-30355.Первичная заболеваемость: до 17 лет: 2006-834, 2010-675.От 18 лет: 2006-2809, 2010-3174.Гипертоническая болезнь, атеросклероз, ИБС, инсульты, 1) хронический стресс, 2) гиподинамия, 3) избыточная масса тела, 4)табакокурение. Функции специалиста по социальной работе в кардиологии: 1Пропаганда ЗОЖ (помощь в обучении средствам релаксации, контроль за массой тела, отказ от курения и алкоголя, увеличение двигательной активности).2Раннее распознавание данных заболеваний путем диспансеризации всего населения.3Правовое консультирование больных людей и их семей.4Организация и проведение реабилитационных мероприятий, лицам перенесшим инфаркт миокарда, гипертоническую болезнь, атеросклероз. Основным специализированным лечебно-профилактическим учреждением по борьбе с заболеваниями сердечнососудистой системы является кардиологический диспансер. Уровни организации кардиологической помощи: 1. врач-кардиолог2. кардиологический диспансер3. кардиологическое отделение4. республиканский научно-практический центр кардиологии.

Билет 39. Социально-медицинская работа в онкологии. Структура заболеваемости злокачественными опухолями. Специфика социальной работы в онкологии. Организация онкологической службы в РБ. Функции специалистов по социальной работе в онкологии. Основные направления медико-социальной работы с группами риска онкологических заболеваний. Онкология – область медицины, изучающая причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления опухолей и разработка методов их диагностики, лечения и профилактики. Число больничных коек онко-и радиологического профиля: 2010-3815. Заболеваемость злокачественными образованиями впервые установленным диагнозом. Город – на 100 тысяч населения. Смертность от злокачественных образований. На 100 тысяч населения. Город: 2005-171/село: 190.Профилактическая работа д/б направлена: На работу с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; С лицами, родственники которых имеют онко; С лицами, работающих на вредных условиях; С проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Задачи специалиста по социальной работе в онкологии: 1Проведение социально-клинического мониторинга.2Определение фактора риска.3Информирование населения о состоянии среды обитания.4Разработка и реализация целевых профилактических программ. При оказании полиативной помощи, специалист по социальной работе входит в бригаду: врач, медсестра, психолог, специалист по социальной работе.5Организация волонтерской работы.6Помощь на всех этапах заболевания.7Организация психологических тренингов для переживших утрату.8Организация встреч семей, имеющих больных с лицами, которые излечились.9Участие в работе МРЭК.10Взаимодействие со СМИ.11Предоставление информации о льготах.12Формирование в обществе адекватного отношения к больным. Онкологические кабинеты при ЛПУ. Онкологический диспансер. Онкологический центр в Гомеле. Белорусский детский хоспис. На базе 5 городской клинической больницы - взрослый хоспис. Боровляны.

Билет 40. Социально-медицинская работа в эндокринологии: структура заболеваемости; организация эндокринологической службы. Содержание социальной работы в эндокринологии. Статистика: Число эндокринологических диспансеров.1990-5, 2010-5. При лечебно-профилактических учреждениях: 1990-183, 2010-241.Койки-1990-801, 2010-820.Кадры (эндокринологи): 1990-233, 2010-407.Общая заболеваемость. Болезни эндокринной системы. Нарушение питания. От 0 до 17 лет: на 100 тысяч населения: 2009-2952, 2010-2979.Взрослые на 100 тысяч населения: 2009-6233, 2010-6572.Первичная заболеваемость. До 17 лет. На 100 тысяч населения: 2006-627, 2010-687. Взрослые: на 100 тысяч населения: 2006-635, 2010-669. Структура. Эндокринологический диспансер. Эндокринологические отделения в стационарах. Городской детский эндокринологический центр на базе 2 детской больницы. РБ ведущая по зобу. Социальная работа в эндокринологии: Профилактика. Пропаганда ЗОЖ среди населения (правильное питание, организация труда и отдыха, раннее выявление заболеваний, информирование населения о необходимости приема йодсодержащих препаратов.

Билет 41. Социально-медицинская работа в психиатрии: нормативно-правовая база для осуществления соц.-мед помощи в психиатрии. Статистика заболеваемости психическими расстройствами в РБ. Функциональные обязанности соц. работников психоневрологической службы. Бригадный метод работы с психиатрическими больными.

Закон РБ «О здравоохранении». Закон РБ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при её оказании»1999 год. Неотложная психиатрическая помощь-это психиатрическая помощь оказываемая гражданину по решению врача психиатра или комиссии врачей-психиатров (м/причинить вред): обследование психического состояния, диагностику психических расстройств, лечение и профилактику обострений, +соц-мед адаптацию и реабилитацию граждан. Психиатрический стационар – психиатрическое (психоневрологическое учреждение), в котором оказывается психиатрическая помощь. Права граждан при оказании им психиатрической помощи: 1Уважительное и гуманное отношение2Получение информации о своих правах, методах их лечения3Оказание помощи по возможности по месту жительства.4Содержание в психиатрическом стационаре в течение срока необходимого для обследования и лечения.5отказ от фото, видео и киносъемки. Задачи психоневрологического диспансера: 1Выявление среди населения с нарушением/постановка на учет/динамическое наблюдение/лечение.2Медико-социальный патронаж.3Социальная помощь больным.4Помощь в восстановлении в правах на незаконно проданную жилую площадь.5Соц. Обслуживание после выписки домой.6Организация трудотерапии.7Правовое консультирование больных и членов их семей.Статистика заболеваемости психич.

Билет 42. Соц.мед. работа в наркологии. Особенности наркологических заболеваний, как социальная патология. Показатели заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Специфика соц.раб. в наркологии. Виды программ, предусматривающих соц.раб. с наркозависимыми. Принципы оказания наркологической помощи. Организация наркологической службы в РБ. - число больных с впервые установленным диагнозом алкоголизм: 1990-945 на 100 тыс, 2010-283 на 100т. Из них алкогольный психоз: 1990-6, 4на 100т, 2010-17, 5 на 100т.-число больных с впервые установленным диагнозом наркомания: 1990-1, 3 на 100т, 2010-17, 2 на 100т.- токсикомания: 1990-0, 4 на 100т, 2010-0, 6 на 100т.- контингент, состоящий на учёте: хронический алкоголизм 1990-1428, 2010-1937 на 100т, алкогольный психоз: 1990-12, 6 на 100т, 2010-41, 3 на 100т. Наркомания 1990-4, 6 на 100т, 2010-94, 1 на 100т. Токсикомания 1990-12, 2, 2010-4, 2 на 100т.- число наркологических коек: 1990-4490, 2010-1373.-число кабинетов экспертизы алкогольного опьянения: 1990-7, 2010-23.- число организаций, имеющих наркологические кабинеты: 1990-124, 2010-150. из них для подростков 1990-5, 2010-27.- число кабинетов антиалкогольной пропаганды: 1990-13, 2010-11.Принципы оказания наркологической помощи: 1 добровольность обращения за помощью. 2 уравнивание в правах больных наркоманией и алкоголизмом с больными др. хроническими заболеваниями. Реабилитационная программа 29-дневная «исцеление», кабинеты анонимного лечения, 12-шаговая программа анонимных алкоголиков и наркоманов, религиозные учреждения имеют хорошее влияние на алкоголиков и наркоманов. 1 многовариантность организации наркологической помощи. Сочетание общедоступной, бесплатной и платной (анонимной) помощи населению. 2 принцип компетентности – это сочетание соц, лечебной и реабилитационной помощи. Группы пациентов наркологического профиля при составлении программ мед. Соц. Профиля: 1 гр. Повышенного риска, развитие наркологической заболеваемости характериз. Наличием клинических и субклинических психоактивных веществ и развитию наркологической заболеваемости, а также наследственной отягощенностью. 2 члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение. 3 гр. Длительно и часто болеющих больных наркологического профиля. 4 гр. Наркологических больных имеющих выраженные соц. Проблемы. 5 инвалиды.Включаются 3 программы: 1 профилактические: создание образовательных программ, с целью повыш. Информированности населения, предупреждение потребления алкоголя или наркотиков. 2 лечебная программа: первичный прием и консультирование, раннее выявление и направление на лечение пациентов, создание коррекционных групп. 3 специализированные: реабилитации, реадаптации, создание и помощь в организации групп анонимных алкоголиков, наркоманов, телефон доверия. Структура организации наркологической службы в РБ: психиатры-наркологи при ЛПУ; наркологические диспансеры; отделения при психиатрических больницах.

Билет 43. Соц.мед. работа в центрах профилактики СПИД. Мед. Соц. и экономические последствия ВИЧ-инфекции. Статистика заболеваемости СПИДом в РБ. Осн. Направления деятельности специалистов по соц.раб. с инфекционными больными. Законодательные акты, защищающие права больных СПИДом и ВИЧ-инф., гос-ые гарантии по оказанию мед. И соц. помощи. Статистика: на 1 ноября 2011г. В РБ зарегистрировано 12751 случай ВИЧ-инф. Было 992 новых ВИЧ-инф. Возраст от 15 до 29 лет (7900 чел.) Пути заражения: - совместное введение наркотиков 2009-212 случаев, 2010-223- гомосексуальные контакты 2009-9, 2010-14.- гетеросексуальные контакты 2009-823, 2010-789- др. причины 2009-28, 2010-43- мужчины – 61%- женщины – 39%. С 1987г. По 1 ноября 2011г от ВИЧ-позитивных матерей родилось 1982 ребенка. Смертность ВИЧ-инф. 2598 чел. Из них на стадии СПИДа 1398.ОО «Соц. помощь».Законодательство РБ: 1 гарантия гос-ва в сфере предупреждения распространения ВИЧ-Инфекции, в том числе соблюдений прав и свобод ВИЧ-инф. Предусмотрены: конституция РБ, Закон РБ о санитарно-эпидемическом благополучии населения. 2 обязательное мед. осведетельствование и анонимное обследование на ВИЧ и СПИД: - закон РБ о здраво-нии- закон о донорской крови и ее компонентах- закон о трансплантации органов и тканей- приказ минздрава о пересмотре ведомственных нормативных актов о здравоохранении по проблеме вопроса ВИЧ, СПИД.3. условия и порядок оказания мед. помощи ВИЧ-позитивным: - Закон РБ о здрав-нии- приказ минздрава об утверждении клинических протоколов- приказ минздрава об утверждении перечней док-тов по оказанию мед. помощи ВИЧ-инф.- приказ минздрава об утверждении схемы организации оказания мед. помощи ВИЧ-инф. И больным СПИДом.4. права, конкретные обязанности и ответственность ВИЧ-инф: - уголовный кодекс РБ ст. 157.5. меры соц. защиты ВИЧ-инф: - конституция РБ- закон РБ о гос. Пособиях семьям ВИЧ-инф.- закон РБ о пенсионном обеспечении- закон о здрав-нии- закон о занятости населения6. Запрет ВИЧ-инф. Выступать в качестве доноров крови, органов и тканей.7. предоставление возможности пройти бесплатное мед. обследование на ВИЧ, СПИД до вступления в брак.- закон РБ о браке и семье.8. условия и стандарты мед. помощи по разделу ВИЧ, СПИД наркопотребителям.- закон РБ о здраво-нии.9. выдача въездной визы иностранным гражданам, прибывшим в РБ на работу или учебу на срок свыше 3-х месс. При условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инф, или иное не установлено межд-ми договорами.10. меры материальной поддержки лиц, подвергающихся риску заражения ВИЧ – инф. При исполнении трудовых обязанностей.- постановление кабинета министров РБ о выплате единовременной денежной компенсации мед. работнику, обслуживающих ВИЧ-инф, а также др. персоналу, работающему при повышенном риске инфицирования СПИДом, в случае их инфицирования.11. ответственность работников сферы услуг допустивших заражение клиента ВИЧ-инф.- закон РБ о здр-нии- уголовный кодекс.Осн. Задачи центров профилактики СПИД: 1) организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ и СПИДа. 2) организация и оказание необходимых видов психологической, мед-кой помощи ВИЧ-инф. 3) организация и пропаганда мер профилактики ВИЧ-инф и СПИДа среди населения. 4) оказание помощи в решении соц. правовых и реабилитационных вопросов в отношении носителей ВИЧ и больных СПМДом.Мед. соц. и экономические последствия ВИЧ-инф: 1 поражение наиболее трудоспособной части населения. 2 резкое снижение показателей здоровья населения 3 экономический ущерб обществу 4 трудность в организации лечения больных из-за разнообразия клинических проявлений 5 большие расходы на лечение и дискриминация больных СПИДом и ВИЧ-инф. В работе с инф-ми больными: 1 проведение профилактической работы среди населения. 2 формирование принципа здорового образа жизни населения. 3 оказание психологических правовых и консультационных услуг больным и членам их семьи.

Билет 44. Соц. мед. работа во фтизиатрии. Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в РБ. Мероприятия, гос-ые программы «туберкулез». Организация фтизиатрической службы РБ. Соц. мед. проблемы больных туб-ом и их семей. Осн. Методы профилактики туб-за. Деятельность специалиста по соц. работе с инф-ми больными. Фтизиатрия- это наука, изучающая туб-з. 24 марта – всемирный день борьбы с туб-ом. Туб-з относится к числу соц-но опасных заболеваний. Статистика- число фтизиатров 1990-598шт, 2010-534шт. Смертность насел. От туб-за 2003-10, 4 на 100т, 2010-8, 2 на 100т.Методы снижения заб-сти туб-ом: 1профилактика с помощью живой ослабленной вакцины БЦЖ (на 5 день после рождения ребенка).2раннее выявление больных с легочными формами туб-за с помощью флюр-ого обследования.3выявление инф-сти палочкой Коха населения, с помощью пробы Манту.В РБ принята и действует программа «туберкулёз» задачи: 1. снижение заболеваемости среди населения туб-за всех форм.2. проведение профилактической работы среди населения.3. обеспечение населения современными флюрографами.4. организация профилактической работы и расселение лиц, страдающих туб-ом в местах лишения свободы.5. повышение культуры здоровья.Задачи специалиста по соц. раб. Во фтизиатрии: 1помощь в обеспечении бациллярных больных жильём.(1 этаж)2помощь в трудоустройстве после излечения.3восстановление на раб. Местах после лечения.4определение детей из семьи больных на лечение в дома-интернаты или специальные детсады.5организация обучения и обеспечение вещами первой необходимости.6организация захоронения больных туберкулёзом бомжей.7правовое консультирование8проведение коррекционной работы.9санитарно-просветительская деятельность. Организация фтизиатрической помощи: врачи-фтизиатры в ЛПУ; диспансеры; главный специалист минздрава по фтизиатрии. Осн. Методы профилактики: иммунопрофилактика, флюорография.

Билет 45. Содержание соц-реабилит.работы: мед-соц.экспертиза и ее задачи, причины и виды нетрудоспособн., понятие инвалид, группы инвалидности, показатели инвалидности в РБ, реабилитационные учреждения, роль специалиста по соц. раб. В осуществлении программ реабилитации. Мероприятия комплексной программы соц. обслуживания на 2011-2015 гг. Актуальные проблемы лечения и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Учреждения геронтологической службы. Нормативно-правовая база оказания помощи лицам пожилого возраста. Функции соц. раб. В домах пристарелых. Мед.-соц.экспертиза -это область, изучающая трудоспособность человека при наличии у него заболевания, травмы, увечья, анатомического дефекта, беременности и (уход за больным членом семьи, санаторно-курортное лечение, стационарное протезирование и т.д.).Основные задачи м/с экспертизы: 1оценка трудоспособности трудящихся при различных заболеваниях, при травмах, увечьях; 2установление фактора временной нетрудоспособности и освобождение от работы; 3определение характера нетрудоспособности (временная, стойкая, частичная, полная); 4установление причины нетрудоспособности для определения размеров выплат5 трудоустройство работающих, не имеющих инвалидности. Нетрудоспособность- состояние организма, обусловленное болезнью/травмой/др.причинами когда выполнение профессионального труда частично либо полностью, в течении ограниченного времени или постоянно, невозможно(м/б временной и стойкой). Временнаян/н -это состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами в течение определенного промежутка времени. Полная/н -это полная невозможность выполнения любого труда на определенный срок. Частичная/н- временная нетрудоспособность в отношении своей обычной профессиональной работы при сохранении способности выполнять другую работу с иным облегченным режимом или в уменьшенном объеме. Проблемы реабилитации инвалидов в стране: Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, Закон РБ«О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».Мероприятия программы на 2001-2005 годы привело к снижению показателя первичного выхода на инвалидность среди людей трудоспособного возраст с 45, 77 на 10 тыс. человек в 2001 году до 41, 32 на 10 тыс. человек в 2005 году. Численность инвалидов вследствие общего заболевания сократилась на 3, 7%, вследствие трудового увечья – на 11, 1%, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – на 4, 5%. Актуальность и социальная значимость проблемы старения: В Западной Европе в 1998 г. средняя продолжительность жизни составила 76 лет, в странах Центральной и Восточной Европы-70 лет, в СНГ-66 лет. В РБ: уровень ниже у мужчин на 8-13 лет, у женщин – 5-8 лет. С 1993 г.и отмечается отрицательный естественный прирост населения. В РБ количество граждан в возрасте 65 лет и старше составляет 20 %. Число домов-интернатов для престарелых и инвалидов всего в 1990 г.-66 в них проживало 15, 2 тыс. чел.; в 2000 г. — 63 в них проживало 14, 2 тыс.чел.; в 2001 г.-63 в них находилось 14, 5 тыс.чел. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому всего в 1990 г. составила 37 130 чел.; в 2001 г. — 90 332 чел.3 проблемы: малообеспеченность, неудовлетворенность состоянием здоровья и одиночество. Законодательство в области защиты интересов пожилых людей: Международная организация труда (МОТ), Международный план действий по проблеме старения, 1999 г.-Международный год пожилых людей, «Хартия пожилых людей».Законы: «О пенсионном обеспечении», «О социальном обслуживании», «О ветеранах», «Об основах государственного социального страхования», «О государственных минимальных социальных стандартах», «О социальной защите инвалидов», Декрет Президента РБ от 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения». Организация медицинской, социальной и психиатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста:: 1. Гериатрические кабинеты в поликлиниках. 2. Геронтологические и гериатрические центры, амбулаторные гериатрические отделения, медико-социальные отделения в ЛПУ.3. Стационарозамещающие (дневные стационары в ЛПУ, стационары на дому, койки дневного пребывания при стационарах).4. Центры медико-социальной реабилитации инвалидов.5. Система врача общей практики.6. Службы органов социальной защиты (центры социального обслуживания, отделения скорой помощи, социальной помощи на дому, отделения дневного и временного пребывания, социальные жилые дома).7. Службы, организуемые Обществом Красного Креста, Дома милосердия, Хосписы и другие общественные организации.

Билет 46. Соц. мед. работа в армии и правоохранительных органах. Военно-врачебная комиссия и ее задачи. Категории сотрудников правоохранительных органов, нуждающихся в соц. мед., соц-психол. Поддержке. Соц. мед. работа в пеницитарной сфере. Группы лиц, нуждающихся в соц. мед. помощи: 1 уч






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.