Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Географический аспект






Современный этап развития мирового хозяйства, в т. ч. и сектора услуг, связан с новой пространственной парадигмой, ключевые аспекты которой составляют основу географического предмета исследований.

Содержание географического аспекта выявляется на двух уровнях: а) научно-теоретическом и б) учебно-практическом. В изуче­нии теоретических вопросов западные географы опередили учёных СНГ, придающих большое значение учебно-познавательным темам.

В настоящее время на научно-теоретическом уровне широко обсуждаются вопросы изменения схемы международного географи-Ческого разделения труда, теории «расширения пространства», «силовой геометрии» и информационных границ ТНК, проблемы географии локальных инфраструктурных сетей и информационных Городов.

Наиболее фундаментальным следствием этих изменений, в чем сходятся взгляды как неоклассиков, так и неомарксистов (С. Лэш, Дж. Урри, 1987), является изменение общей схемы международного разделения труда. Старое разделение труда, определявшее географию мирохозяйственных связей с конца XVIII в. и до середины XX в., выделило ядро промышленно развитых стран (Великобритания, Франция, Германия, а затем США и Япония), Периферию стран «третьего мира», производящих для первых сырье И полуфабрикаты. Дальнейшее развитие экономики привело к вмещению мирового центра экономического роста сначала в Северо­американский регион, а в последнее десятилетие - в Тихоокеанский регион. В 90-е гг. новым фактором изменений является включение в Мирохозяйственные связи стран Восточной Европы и СНГ.

Благодаря развитию прогрессивных видов инфраструктуры (информационной, коммуникационной и бизнес-инфраструктуры) фактор расстояния отходит на второй план и уже не локализует экономический рынок в определенном географическом пространстве. Например, в течение долгого времени г. Роттердам был главным рынком продажи нефти, т. к. этот большой и удобный порт мог Принимать самые крупные танкеры и осуществлять торговые Операции «на месте». Сейчас такой рынок может существовать в любом Месте, имеющем телекоммуникационную сеть. Отсюда следует, что понятие экономического рынка смешается от понятия «место» к по­нятию «коммуникационная сеть».

Процесс уменьшения зависимости человека от пространства последствие развития коммуникаций отражён в работах географов и социологов (А. Гидденс, Д. Харвей, М. Кастелс, Д. Массей и др.). Так, А. Гидденс (1990) называет этот феномен «расширением пространства», что позволяет наиболее эффективно использовать пространственный ресурс. В свою очередь, Д. Харвей (1989) указывает на обратную сторону этого явления - «сжатие или уплотнение времени», способствующее более продуктивно использовать временной ресурс. М, Кастелс (1989) отмечает снижение роли физического природного пространства, или «пространства мест», и повышение значения «пространства потоков (людей, товаров, услуг, информации)», создающее то, что Д. Массей назвал «силовой геометрией пространства» (1992) [23, с. 102].

Итак, в основе трансформации функций пространства лежит информатизация общества и экономики. Следствием этого является преобразование всей системы географических связей, осуществляющих взаимодействие между компонентами геосистемы «природа - население - хозяйство». Э. Б. Алаев выделяет 6 типов прямых и обратных связей: 1) население - хозяйство (трудовые миграции); 2) хозяйство - население (распределительные связи); 3) хозяйство - природа (ресурсные связи); 4) природа - хозяйство (производственно-экологические связи); 5) население - природа (рекреационные связи); 6) природа - население (социально-экологические связи) [4, с. 196, 19.7]. Но это лишь пары связей. В реаль­ности взаимодействие может быть гораздо сложнее.

Из-за утраты фактора расстояния как определяющей функции определенные виды связей «укорачиваются» (например, ресурсные связи и трудовые миграции), а другие - «удлиняются» (распределительные, рекреационные связи). Предельная минимизация расстояния (точечные связи) наблюдается в информационных мегаполисах при новом способе организации труда, получившем название «индустрии коттеджей» или «компьютерной паутины» (район Новой Англии в США и др.), когда люди уже фактически работают на дому.

«Расширение пространства» связано с глобализацией хозяйственной жизни, реструктуризацией производства и управ­ления компаниями. Глобализация - это процесс формирования всеохватывающей системы взаимоотношений между элементами мирового хозяйства, в первую очередь ТНК, в результате частичной утраты государственными границами барьерной функции. Её основными формами являются: 1) расширение международных потоков капитала в виде прямых инвестиций: 2) увеличение числа приобретений и слияний предприятий; 3) заключение соглашений о международном сотрудничестве в различных формах; 4) воз­никновение международного рынка труда; 5) развитие глобальных систем транспорта и коммуникаций.

Другой тенденцией развития мировой экономики выступает регионализация, которая проявляется, прежде всего, через региональную интеграцию (интеграционные группировки Европы, Северной и Южной Америки и т. д.). Этап интеграции совпадает с радикальной перестройкой общества и перерастанием его в пост­индустриальное. Для него характерен сдвиг от индустрии к сфере услуг и информации, порождающий трансформацию социально-профессиональной структуры общества, сдвиг в обшественном спросе от материальных благ к нематериальным благам и т. д.; изменяется организация труда. В целом происходит переход от разделения труда по «вертикали» (фордизм и тейлоризм) к разделению труда по горизонтали, т. е. к групповой форме организации производства (постфордизм и посттейлоризм). Деление информационного пространства транснациональными корпорациями осуществляется в виде организации совместных предприятий, заключения стратегических союзов и т. д. В результате происходит свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами.

Утратив детерминистские функции в глобальном масштабе, территория усиливает свое влияние на локальном уровне. Здесь можно выделить два аспекта исследований. Во-первых, т. к. границы стран становятся все более прозрачными, ТНК имеют фактически неограниченные территориальные возможности организации Производства, могут сравнивать и выбирать между огромным колиеством районов и поэтому становятся «чувствительными» даже к небольшим региональным различиям в уровне развития инфраструктуры. Во-вторых, в настоящее время локальные Инфраструктурные сети становятся ведущими факторами формирования систем производства и расселения, поэтому их Изучение как комплекса взаимосвязанных отраслей сферы услуг в условиях конкретного региона приобретает все большее значение [23, с. 103].

Новой областью исследования является география технопарков It технополисов, а также информационных районов. Это новый тип центров и районов сформировался либо на базе индустриальных Городов и районов, либо созданан как отдельные центры по специаль­ным планам. Технологические парки распространены в развитых странах и представляют собой эффективную форму терри­ториальной интеграции науки, образования и производства, способ­ствующую быстрому внедрению научно-технических разработок и Новой технологии в производство. Технополис - это одна из форм Свободной экономической зоны, ориентированной на задачи активизации инновационного процесса с помощью региональных Центров по разработке и производственному освоению продукции высокого технического уровня [54, с. 224]. Их географическое изучение важно и с учебно-познавательной точки зрения.

Продолжают оставаться актуальными вопросы экономико-географической классификации сферы услуг. В последние годы был опубликован ряд учебников и учебных пособий по географии мирового хозяйства, где приводятся различные точки зрения по содержанию третичного сектора. Так, С.Л. Лебедева, С.Б. Шлихтер выделяют 5 основных видов его отраслей: торговля, кредитно-финансовая система, транспорт и связь, четвертичный сектор (информатика и государственное управление), прочие отрасли [32]. В других источниках называются транспортные и инженерно-юонсалтинговые услуги, рынок лицензий и «ноу-хау», социальные и культурные услуги и т. д. При этом практически все авторы включают транспорт, торговлю, туризм, финансовые услуги, социальную сферу (образование, науку, культуру, социальное обеспечение). Слабо описывается информационная инфраструктура, бизнес-инфраструктура, включающая консалтинг, бухучет, аудит, юридические услуги. В финансовой инфраструктуре, помимо банков, бирж, инвестиционных компаний и прочих кредитных учреждений, следует рассматривать операции с недвижимостью и страховые компании. Ещё недостаточно исследуются сфера управления, а также сектор личных услуг и коммунально-бытового хозяйства.

Вторым важным направлением учебно-познавательного аспекта является экономико-географическая характеристика отдельных отраслей и рынков услуг. Уровень разработанности их различен.

Хорошо освещена география мирового транспорта (С. Шлихтер, В. Максаковский), мировой финансово-кредитной сферы (М. Пебро, В. Красовская, И. Андреева), торговли (С. Лебедева, М. Голубчик), туризма (Н. Мироненко, А. Александрова). Более слабо разработана география информационных услуг, бизиес-услуг, социальных услуг и управления. Следует отметить, что нет четкого плана экономико-географической характеристики рынка и отрасли (а также четкого различия между этими понятиями, т. к. отрасль представляет производство услуг, а рынок включает, помимо производства, распределение и потребление, следовательно, маркетинг) [23, с. 104].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.