Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений






Уголовное право – это право, субъектами которого могут быть только физические лица, поэтому за совершение налоговых преступлений несут ответственность только служащие юридических лиц, а не сами юридические лица. Применительно ко всем физическим лицам в РФ уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена ст. 198 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а применительно к организациям – ст. 199 действующего УК РФ.

Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Вместе с тем не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасностью.


46 Налоговая ответственность за правонарушения

Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные налоговым законодательством, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить.

Законодатель разграничивает понятия " налоговое правонарушение" и " нарушение законодательства о налогах и сборах".

Так, ст.10 НК РФ упоминает о " нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления", причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством.

Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения налогового законодательства не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налогово-правовых норм.

Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. В данном случае правонарушитель несет ответственность непосредственно перед государством, а не перед третьими лицами.

Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.


47 Налоговые санкции: понятие, виды, порядок взыскания.

Санкция - структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний. за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения..

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде взысканий (штрафов, пени) в размерах, предусмотренных настоящим Законом.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за не предоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.


48 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе как вид налогового правонарушения

1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, то есть в неисполнении налогоплательщиком обязанности, установленной ст. 83 НК РФ, подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на учет в течение:

— 10 дней после государственной регистрации организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

— 10 дней после выдачи частным нотариусам, частным детективам, частным охранникам лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность;

— 30 дней со дня регистрации недвижимого имущества или транспортных средств, принадлежащих организации;

— одного месяца после создания обособленного подразделения организации.

Необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ является нарушение им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно ст. 83 НКРФ.

Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации о привлечении ее к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения, установленного п. 4 ст. 84 НК РФ. Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст. 83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ, поэтому в данном случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2000 № КА-А40/2195-00).

Размер штрафа за нарушение срока постановки на учет увеличивается с 5000 рублей до 10 000 рублей, если бездействие носит продолжительный характер, то есть просрочка превышает 90 дней.


49 Уклонение от постановки на учет в налоговом органе как вид налогового правонарушения

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Объект данного правонарушения совпадает с объектом противоправного деяния, предусмотренного ст. 116 НК РФ.

Основное отличие этих двух составов кроется в объективной стороне. Для привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей Налогового кодекса РФ, бездействие налогоплательщика, то есть неподача им в установленный срок заявления о постановке на учет, должно также сопровождаться активными действиями с его стороны. Причем активные действия должны заключаться в ведении налогоплательщиком деятельности. Только при одно временном наличии этих двух условий налогоплательщик может быть подвергнут ответственности, предусмотренной ст. 117 НК РФ. При этом обязанность доказать факт ведения налогоплательщиком деятельности лежит на налоговом органе.

Применение к организации или индивидуальному предпринимателю ответственности по ст. 117 НК РФ, в случае если они ведут деятельность без постановки на налоговый учет по месту своего нахождения или по месту своего жительства либо через обособленные подразделения без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, не вызывает сомнений.

Что касается нарушений сроков постановки на учет по двум другим основаниям — по месту нахождения недвижимости либо транспортных средств, — полагаем, что деяние может быть квалифицировано по ст. 117 НК РФ только в том случае, когда приобретенное организацией имущество используется для осуществления приносящей доход деятельности.

Этот вывод также базируется на анализе использованной законодателем формулировки санкций за данное налоговое правонарушение — «штраф в размере десяти (двадцати) процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности».

Таким образом, если организация приобрела вне места своего нахождения недвижимость, сдает ее в аренду и тем самым использует приобретенное имущество в целях извлечения дохода, игнорируя при этом обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимости на нее может быть возложена ответственность, предусмотренная ст.117НКРФ.

Напротив, если организация поместила приобретенный автомобиль

в гараж и не эксплуатирует его, пропуск 30-дневного срока после регистрации транспортного средства, как представляется, является основанием для привлечения организации к ответственности, установленной ст. 116 НК РФ, поскольку отсутствует факт ведения деятельности, связанной с объектом, подлежащим налоговому учету.

Как и в случае со ст. 116 НК РФ, размер санкций, установленных п. 1 и п. 2 ст. 117 НК РФ, зависит от длительности допущенной налогоплательщиком просрочки в постановке на налоговый учет, сопровождавшейся ведением деятельности. Сумма штрафа составит:

— 10 % от доходов, полученных в результате ведения деятельности, осуществляемой после истечения срока, установленного для подачи заявления по соответствующему основанию, но не менее двадцати тысяч рублей, если просрочка не превышает трех месяцев, или

— 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, если нарушенный срок подачи заявления превысит три месяца.

К сожалению, законодатель не указал, каким образом должен рассчитываться доход, полученный в результате ведения деятельности. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим порядок взимания конкретных налогов — налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

Исходя из данного определения считаем допустимым говорить, что доход — это не любое получение денежных средств или других материальных благ, а только то, которое влечет появление выгоды, то есть улучшение экономического положения лица. Следовательно, доход имеет место в случае превышения поступивших материальных благ над затраченными на эти цели средствами. Поэтому при определении дохода следует учитывать и связанные с его получением расходы. Таким образом, в качестве базы для исчисления штрафов, предусмотренных ст. 117 НК РФ, следует признавать для организаций — прибыль, для индивидуальных предпринимателей — доходы, полученные от деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, за вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Прибыль организации или доход индивидуального предпринимателя как база для расчета штрафа должны определяться в соответствии с соответствующими положениями законодательства о налогах и сборах.


50 Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения как вид налогового правонарушения

Одна из наиболее часто применяемых налоговыми инспекциями норм НК РФ - статья 120, предусматривающая штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Во избежание ее применения налогоплательщику нужно знать, что понимать под грубым нарушением. Однако Налоговый кодекс не дает четкого ответа.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (не менее двух раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Данное понятие сформулировано нечетко, что позволяет фискальным ведомствам расширять перечень нарушений, за совершение которых можно привлечь по ст. 120 НК РФ. Однако в п. 3 ст. 7 НК РФ указывает, что все неустранимые сомнения, неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Исходя из этой нормы, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по данной статье за нарушения, которые в ней прямо не поименованы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.