Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозные образования отечественного происхождения.






Наиболее известными новыми религиозными объединенями отечественного происхождения являются Православная церковь Божией Матери " Державная", Великое Белое Братство. Церковь Последнего Завета, Истинно православная восточная небесная апокалиптическая

церковь Откровения Иоанна Богослова. Кроме того, в 90-х гг. возникли новые культы неоязыческой и медицинской направленности.

Православная церковь Божией Матери " Державная" — одно из направлений в современном русском православии. Принимая истины православного вероучения (никео-цареградский Символ веры), основанные на Библии, апостольскую традицию и определения семи Вселенских соборов (IV—VIIIвв.), Церковь дополняет их Откровениями Божией Матери, совершавшимися, как свидетельствуют ее последователи, в течение XX в. в различных точках мира. В связи с этим особый раздел в богословской системе Церкви составляет мариология.

В своем учении и практике Церковь стремится возрождать традицию живой веры и деятельного подвижничества, идущую от Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского. Особое место в сонме почитаемых святых занимают император Николай II и императрица Александра Федоровна. В то же время Церковь остро критически относится к " стяжательской" традиции церковной жизни, основанной Иосифом Волоцким.

В Церкви совершаются все семь православных таинств. Богослужение строится на основе литургии Иоанна Златоуста, с включением элементов " пластической молитвы" (молитвенные состояния, передающиеся в жестах и движениях), торжественных процессий, крестных ходов. Язык богослужения - русский, используется музыкальное сопровождение.

По свидетельству представителей Церкви, она происходит из недр Истинно православной церкви (катакомбной) и легализовалась в начале 1990-х гг. В июне 1992 г. Управлением юстиции Москвы была зарегистрирована ее первая община с наименованием " Церковь Божией Матери Преображающейся". В феврале 1997 г. Министерством юстиции РФ зарегистрировано централизованное религиозное объединение Православная церковь Божией Матери " Державная".

На январь 1999 г. в Российской Федерации зарегистрировано 18 общин, в том числе в Ленинградской и Тверской областях, Краснодаре. Ростове-на-Дону, Северодвинске и др. В настоящее время последователи Церкви проживают более чем в двухстах населенных пунктах СНГ. Фиксированного членства Церковь не имеет. Количество духовенства достигает ста человек, среди них семь епископов.

Регулярно проводятся всероссийские соборы, на которых присутствуют до 3, 5 тыс. человек более чем из 85 городов России и государств СНГ.

Административным органом Церкви является Духовно управление (Собор епископов), располагающееся в Москве. В настоящее время Духовное управление возглавляет архиепископ Иоан (Береславский Вениамин Яковлевич). Он родился в 1946 г., в 1970 г окончил Государственный институт иностранных языков им. М.Тореза. Обратившись в веру, в 1985 г. он сблизился с подвижниками катакомбной Церкви и в этом же году в катакомбном монастыре Краснодарского края Синодом ИПЦ был пострижен в монахи и рукоположен в сан священника. В 1990 г. по благословению главы Украинской автокефальной православной церкви митрополита Иоанна (Боднарчука) архимандрит Иоанн хиротонисан в сан епископа в московском катакомбном храме. По утверждению последователей Церкви, митрополит Геннадий (Секач) (ум. в 1985 г.), возглавлявший ветвь катакомбной Церкви, и затем его преемник митрополит Феодосии (Гуменников) благословили архиепископа Иоанна (Береславского) и ряд священников на свидетельство от лица катакомбной Церкви и регистрацию общин Церкви.

Основным условием возрождения России последователи Церкви считают воплощение евангельского принципа любви к ближнему во всех сферах жизнедеятельности: семейном быту и воспитании детей, политике и экономике, культуре и международных отношениях.

Священнослужители - благовестники Церкви посещают с благотворительными целями, а также для совершения обрядов больницы, детские интернаты, тюрьмы, дома престарелых. С 1991 г. действует благотворительный фонд " Богородичный центр", в 1993 г. принявший наименование " Новая Святая Русь".

Церковь имеет несколько монашеских обителей. В московской общине - женская (12 чел.) и мужская (до 15 чел.) обители. Обет монашества дается как временно, на определенный срок (1-3 года), так и постоянно.

Кадры духовенства готовятся в специальном учебном заведении -Московской духовной академии, имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге.

Издательство " Новая Святая Русь" за семь лет своей деятельности выпустило более 150 наименований книг. С марта 1992 г. издавалась газета " Рыцарь веры", №1-24 (тираж 10-80 тыс.). С лета 1995 по сентябрь 1997 г. газета выходила под новым названием - " Милосердие Богородицы", №1-8 (тираж 10-30 тыс.). Издавался также журнал " Оазис мира" (с марта 1995 по июль 1996 г., №1-16, тираж 1-5 тыс. экз.).

Исходя из принципа единства в многообразии, Церковь выступает за диалог христианских церквей и нехристианских религий. В мае 1992 г. Церковь принята в качестве полноправного члена в Международный совет общинных церквей, являющийся членом Всемирного совета церквей при ООН.

 

Новой харизматической ветвью русского православия является Истинно православная восточная небесная апокалиптическая церковь Откровения Иоанна Богослова. Основатель этой Церкви — Иван Яковлевич Голошубов (брат Иоанн). В 1979 г. он приступил к обновлению традиционного вероучения посредством раскрытия тайн Апокалипсиса - пророческой книги " Откровение Иоанна Богослова", а в 1987 г. основал новую Церковь. При этом сам он выступает в роли Иоанна Богослова, воплощающего якобы явившегося на Землю Иисуса Христа. Основатель новой Церкви называется Иисус Христос Земной.

Новое вероучение характеризуется резко выраженной альтернативной направленностью, отвергает социально-политические реалии современной России и официальное православие. " Истинные христиане не ходят под светскими законами, не имеют печати Сатаны: ни пенсий, ни профсоюзов, не голосуют за Антихриста", не признают демократической Конституции. Новая Церковь принципиально отказывается от государственной регистрации.

Идеологи новой Церкви объявили, что пророческий дар передан теперь простым мирянам из числа истинных христиан, которые стали апостолами и женами-мироносицами. Именно они возвещают теперь Божье слово, поскольку в них живет сошедший на Землю Христос; что же касается духовенства РПЦ и Зарубежной церкви, то оно, лишенное благодати, не способно породить в своей среде пророка. Теперь дух всех апостолов, пророков, святителей, священников находится в учении Церкви Иоанна Богослова. Без Откровенной Церкви и без ее церковного управления спастись невозможно.

Церковь Иоанна Богослова издала несколько номеров газет " Небесный град" — в 1993 г. и " Новый Иерусалим" — в 1994-1995 гг.

Великое Белое Братство (ЮСМАЛОС) — религиозное движение, созданное в начале 90-х гг. киевлянином Ю.А. Кривоноговым, специалистом в области микроэлектроники. Его религиозная деятельность началась в 1990 г., когда он зарегистрировал " Институт Души Атма", созданный под покровительством Киевского фонда милосердия и здоровья. Штат " института" состоял из двух человек, но это не помешало объявить его сначала " всесоюзным", а через некоторое

время — " международным". Кривоногоев который к тому моменту имел опыт общения с религиозными организациями " новой волны", развернул деятельность по созданию собственной религии.

В мае 1991 г. Ю.А.Кривоногов, выступая с лекцией по экстрасенсорике, получил записку от женщины, которая писала, что имела опыт общения с Богом. Эта женщина впоследствии и стала " живым Богом" новой религии, созданной Ю.А.Кривоноговым. Ее имя — Марина Мамонтова (в замужестве Цвигун). После встречи с Кривоноговым она оставляет семью, уезжает в Киев и начинает " служение" в качестве " Богородицы" и " живого боговоплощения". До 1992 г. " божественная чета" совершает заграничное турне, посещая Иерусалим, Египет, Польшу, Болгарию. По возвращении с новой энергией начинает деятельность по созданию религиозной организации, которая получает название " Белое Братство ЮСМАЛОС". ЮСМАЛОС — аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом: ЮС — Юоани Свами, искаженное в псевдовосточном духе Иоанн Святой (Креститель), т.е. лидер учения Кривоногое; МА — Мария Дэви Христос, также от искаженного Дева Мария, она же живое воплощение Иисуса Христа, одновременно его мать и невеста; ЛОС — сокращенное от Логос (греч.) — " слово" — одна из ипостасей Бога. Таким образом, название как бы заключает в себе идею новой божественной Троицы. Оно также используется членами организации в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмическом повторении которой верующий впадает в транс. Это расценивается как слияние с Богом и растворение в божественной сути.

С 1992 г. основателями организации были изданы следующие книги: " Учение о Фохате" (божественном свете), " Пророчество о конце славянских народов", " Поэма величальная" - два тома божественной поэзии, сборник " В пустыне". Среди членов организации распространялись аудиокассеты с записями " Посланий Божественной четы", содержавших наставления, разъяснения и божественные мантры.

Суть воззрения юсмалиан изложена в " Учении о Фохате". Авторы используют терминологию, заимствованную как из традиционных, так и из " новых религий": " карма", " третий глаз", " астральный мир", " манвантара" и т.п. Названия отдельных глав этого произведения звучат " нетрадиционно": " Каббалистический аспект программы Юсмалос", " Пожирание эгрегоры", " Энергетическая пирамида", " Диагностика души и тела (по ауре)" и т.д. Цель и смысл этой " литературы" — обосновать божественное, " космическое" происхождение, особую, божественную

мудрость и миссию ее создателей. Учение содержит множество " научных" откровений: Киев объявлен Новым Иерусалимом, а его власти — современным воплощением тех, кто когда-то распял Иисуса. Мэр города объявлен воплощением Понтия Пилата. Особое место в вероучении занимает в ярких деталях нарисованный конец света. Центральной в этом учении является не теоретическая часть, а детально разработанная культовая практика. Используя элементы культовой практики самых разнообразных религий, как старых, так и новых. Кривоногое сумел создать достаточно эффективно действующую систему формирования религиозного сознания. Способ обработки будущих членов организации включал ряд стадий и несколько уровней погружения. Деятельность организации состоит из двух уровней: " верхнего" — для всех желающих, где проходил детальный отбор " своих", и " законспирированного" -только для избранных. После перенесения в 1992 г. центра организации из Киева в Москву в руководстве появляется еще одна фигура - " папа Петр Второй". Далее идут " сефироты" из числа доверенных и приближенных. Следующее звено составляют " апостолы". Далее —" воины Ильи и Еноха-рыцаря", это рядовые юсмалиане, разбитые на группы со старшим во главе. Еще одна категория — сочувствующие, но колеблющиеся юсмалиане — так называемые " крысы". Вся деятельность организации жестко координируется, применяются методы дисциплинарного воздействия - запрет на ношение белых одежд, отлучение от проповеди и т.д. для тех, кто проявил какое-нибудь неповиновение.

Численность приверженцев Братства и их местонахождение определить затруднительно: собрания и проповеди строго конспирируются. В России и на Украине действуют несколько общин.

После привлечения к уголовной ответственности Ю.Кривоногова и М.Цвигун центр деятельности Братства переместился в Россию.

 

Достаточно известна в России Церковь Последнего Завета, основанная в 1991 г. С.А. Торопом (Виссарионом), бывшим сотрудником милиции г. Минусинска Красноярского края. Центр Церкви находится в Красноярском крае.

Несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и т.п.) продали свои квартиры (в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и других городах) и переселились по призыву Виссариона в Красноярский край. В различных городах бывшего СССР (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Липецк, Белгород, Рига и др.) существуют центры " Источник",

издающие произведения Виссариона, распространяющие видео- и аудиокассеты с его проповедями.

С. Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца под знаком Единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий. Виссарион составил вероучительный текст — " Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного", состоящий из разделов: предвозвещение, книга основ, книга обращений, заповеди и встречи. Последний Завет, данный ему якобы Богом, состоит из 61 заповеди. " Миру были явлены четыре основные религии: даосизм, буддизм, христианство и ислам. Много веков существуют сии религии, не осознавая, что составляют части единого древа, в коем заключена сущность единой религии. Последний Завет явлен Вам в критический миг развития. Он явлен, дабы совершить великое священное воссоединение всех существующих религий. Последний Завет приведет к полному раскрытию Вашей души и должному воссоединению с Богом, его невозможно было сотворить ранее".

Главный мотив проповеди Виссариона — будьте, как дети, живите сердцем, а не разумом. Всякий искренний, идущий от сердца поступок — благо. Ошибетесь — не беда, ошибку можно исправить. У Виссариона на все есть универсальный ответ: прислушайтесь к голосу своего сердца. Впрочем, он осторожно дает понять, что восточные религии не дают недлинного духовного роста, экстрасенсы и маги скорее всего слуги дьявола, посещать можно любую церковь, но подлинное Откровение — только у него, Виссариона.

Виссарион выдвигает пять основных постулатов:

- Творец Вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла;

- Творец человеческих душ - Отец Небесный - создатель добра, источник Святого Духа;

- Отец Небесный является также источником Духа жизни, который, слившись с энергией сердца земли-Матушки, породил Сына Божия;

- существуют и ад, и рай, и переселение душ. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает новую возможность для духовного роста,

- есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов.

По мнению Виссариона, развитие человечества протекает на следующих основах: Земля, Единый дух жизни, Бог всех и Святой Дух. Дух нисходит от Бога, а Дух жизни нисходит от Единого. Природа считается женским источником. Бог — мужским, человеческая плоть принадлежит природе. Мир разделен на высший (божественный, удаленный от Земли) и низший (дьявольский).

Признается реинкарнация, существование Внеземного Разума (Разума Вселенной, внеземных цивилизаций).

По учению Виссариона, человек обладает двойной судьбой (вынужденной и предначертанной), которую может изменить. Своеобразно трактуется возможность искупления грехов, поскольку считается, что от содеянного греха можно очиститься только благими деяниями, а не молитвой и исповедью. Мозг человека — храм души. Душа, по представлению последователей Виссариона, может развиваться только во плоти. Порицается материальное благосостояние, власть, не приветствуется служба в Вооруженных Силах, обучение в вузе.

После смерти люди попадают в один из миров (в низшем наступает окончательная смерть, в высшем - райское наслаждение) либо в " интервал неопределенности" (некое подобие чистилища) до Страшного суда. После Страшного суда обитатели рая будут возвращены на Землю в " наиболее благоприятной плоти" Без объединения всех религий и до появления Виссариона воссоединение с Богом невозможно.

Учение Виссариона — смесь космологии, христианства и йоги. Христианству он отводит центральную роль. Из индуизма взято учение о переходе души, причем Виссарион в отличие от индуистов признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному.

По данным руководства Церкви Последнего Завета, около 50 тыс. последователей Виссариона, проживающих в Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение " Община Единой Веры", которое зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края. В октябре 1995 г религиозное объединение официально перерегистрировано в Церковь Последнего Завета. Церковь объединила представителей

различных вероисповеданий и неверующих, не нашедших себя в традиционных религиях.

Исходя из этических и мировоззренческих принципов последователи Церкви Последнего Ззавета придерживаются строгого вегетарианства, рацион их питания составляют продукты только растительного происхождения.

Глава Церкви Последнего Завета и ее высшее духовное лицо — Виссарион. Он выбирает и посвящает отдельных братьев в духовный сан священнослужителей, выбирает и благословляет Устроителя Церкви и членов коллективного органа — Церковного совета. Устроитель выполняет административно-управленческие функции. Церковным Советом решаются материально-финансовые вопросы.

 

Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией " Джива - храм Инглии", Родная вера, Родная украинская национальная вера и др. Все они обращаются к духовным дохристианским традициям, поэтому исповедуют многобожие — поклоняются Перуну, Мокоши, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу и др. С точки зрения последователей неоязычества, христианство, привнесенное из-за рубежа, сформировало рабскую психологию славян, способствовало их подчинению другим народам. Вот почему право славить бога (Даждьбога) и его вечную энергию бытия принадлежит только неоязычникам. Кроме того, последователи ордена-миссии " Джива-храм Инглии" отмечают праздники, посвященные богам как языческого пантеона (день Сварога), так и мировых религий (день Кришны, день Будды. Пасха и др.), совершают обряды причастия, крещения, постятся. Появление неоязычества в последние годы, по-видимому, связано с обращением наших соотечественников к историческим корням, с поиском ответов на те вопросы, которые поставила жизнь сегодня. Многие активно ищут ответы на трудные вопросы современной российской жизни, но не находят их ни в официальной идеологии, ни в идеологии традиционных религий, руководство которых порой так далеко от насущных проблем простых верующих. Вот почему они обращаются к тем, кто им протягивает руку помощи. Характерно, что, по данным социологических исследований, среди молодежи (17, 24 и 31 лет) верующие составляют 52,

43, 44% соответственно. Однако проблема в том, что эти верующие в равной мере верят в астрологию, оккультизм и магию.

Вот почему Россия стала благодатным полем для различного рода магов, экстрасенсов, зарубежных миссионеров. Вот почему нашему обществу крайне необходимы знания об истории религий, распространенных среди наций и народностей Российской Федерации. Не может общество успешно развиваться, не зная своих духовных корней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.