Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных новых религиозных движений






В основе новых религиозных объединений лежит связь с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к Западу, другие — к Востоку, третьи — коренятся в российской почве. Есть и такие, которые представляют собой как бы синтез элементов различных культур и конфессий (интерконфессиональные). Специфичны они и по своей идейной направленности, по характеру функционирования духовных явлений. Одни могут быть с той или иной степенью определенности отнесены к мистико-экстатическим культам, другие — к " рационалистическим", паранаучным.

По типу организации выделяются движения, имеющие централизованную структуру, четкую иерархию, где власть духовных харизматических лидеров имеет авторитарный характер. В других имеется значительная свобода для индивидуальной инициативы и самовыражения рядовых членов организации. Не каждое из новых религиозных движений, сочетая свойства различных типов, поддается однозначной классификации. В целом мы выделяем интерконфессиональные религиозные образования, религиозные культы восточного происхождения, западнохристианской ориентации и последнее — религиозные образования отечественного происхождения.

Такая классификация помогает сориентироваться в калейдоскопе новых культов, подчеркивает их отличительные, характерные черты, типичными для которых могут быть: изменение концепции Бога либо подмена понятия Бога понятием Абсолюта; изменение концепции человека, что проявляется в переходе от идеи изначальной греховности,

1 См.: Танрызам. 1999. Декабрь № 1.

связанной с чувством вины, покаяния, самоуничижения, к идее потенциального величия человека, вплоть до утверждения его изначально божественной сути; изменение концепции спасения, где на смену абстрактному утешению вероятным загробным воздаянием приходит обращение к практическим, прикладным методикам изменения сознания, психического состояния личности, дающим реальное чувство облегчения, успокоения в этом мире и сейчас.

 

Интерконфессиональные религиозные образования. В настоящее время одним из распространенных новых культов является Церковь объединения. Ее основатель Сан Мьюнг Мун родился 6 января 1920 г. в христианской семье в провинции Пьюнган Букдо (ныне Северная Корея). Призвание к миссии религиозного лидера он в почувствовал в возрасте 16 лет, когда пережил " явление ему сначала Иисуса Христа, а затем Будды, Лао-цзы, Конфуция и Мухаммеда". Систему собственных религиозных воззрений изложил в книге " Божественный принцип". 1 мая 1954 г. в Сеуле основал Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства). К настоящему времени у нее есть последователи более чем в 150 странах мира.

Центральная идея учения Муна состоит в том, что Бог есть Отец, а люди — его дети. Сердце Божие преисполнено невыразимой боли родителя, отвергнутого заблудшими детьми. Но в результате этого разрыва страдают и они. Покончить со страданиями, добиться всеобщего примирения и гармонии можно, лишь преодолев три главных препятствия: нравственный эгоцентризм, разобщенность мировых религий, всепроникающее влияние безбожной идеологии.

Бог, по Муну, есть вечная энергия, пульсирующая между мужским и женским началом. Целью творения была совершенная семья. Грехопадение Евы привело к потере веры и извращению изначального идеала истинной любви. Согрешив с Сатаной, Ева родила от него Каина. Спасти человечество может только совершенный человек, создавший совершенную семью. Для спасения людей Бог послал Мессию — Иисуса. Однако Иисус, не понятый современниками, был отвергнут и распят. Он дал людям лишь духовное спасение, так и не завершив свою основную задачу.

В 1960 г. Мун заключил брак с совершенной женщиной Хак Джа Хан Мун. С этого момента и началось спасение человечества. Корея стала центром Вселенной, и весь мир духов признал Муна своим владыкой.

Основным культовым действием в церкви Муна является очищение " крови мира", освобождение ее от сатанинского начала, о производится с помощью обряда " осоления" помещений, а также причащения " особым вином", в состав которого вместе с другими 20 компонентами входит кровь преподобного Муна.

В Церкви объединения приняты обряды посвящения ребенка Богу (на 8-й день после рождения) и бракосочетания. Особо чтимыми праздничными днями являются День Бога — в Новый год, а также отмечаемые по лунному календарю День родителей (март — апрель), День всего сущего (июнь), День детей (ноябрь). Молитвенные собрания проходят по воскресным дням, они включают пение религиозных гимнов чтение Библии и текстов преподобного Муна, проповедь.

Членами Церкви являются не отдельные лица, а супружеские пары. Поэтому в Ассоциацию принимаются только неженатые молодые люди. " Усыновленные" Муном и его супругой юноши и девушки вступают в брак и в Церковь. В 1982 г. в Мэдисон-Сквер-Гарден состоялось первое массовое венчание: Мун сочетал браком сразу 2075 пар своих приверженцев. Новобрачные видели друг друга впервые. Свадьбе предшествует помолвка, на подбор супругов у основателя уходит несколько минут. Брачная жизнь сопровождается причудливыми обрядами (такими, как ритуальное " очистительное" совокупление).

Основной целью Церкви провозглашается объединение людей перед лицом единого Бога независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания. Поэтому первенствующее значение придается активному социальному действию, направленному на консолидацию людей на основе принципов добра и любви. Этой цели призваны служить около 300 благотворительных, миротворческих, образовательных, научных, культурных программ, осуществляемых Движением объединения в различных регионах мира. Движение объединения, также созданное Муном, насчитывает в своих рядах сотни тысяч активистов, многие из которых не являются непосредственными членами Церкви. Установлению контактов, гармоничных отношений между религиями и верующими призваны способствовать различные межрелигиозные форумы, например Ассамблея религий мира, Конференция для священнослужителей разных вероисповеданий и т.п.

Церковь владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники и т.п. Преподобный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет построено Царство Божие.

Церковь объединения имеет около 250 тыс. последователей более чем в 150 странах мира. Структурно она представляет собой целостную международную организацию, в основе которой находятся общины, объединяемые в региональные группы - по странам или целым континентам. Общины возглавляют лидеры и старейшины, региональные объединения — президенты. Руководящий орган Церкви — Всемирный миссионерский центр - находится в Нью-Йорке (США). Президентом Центра является преподобный Квак.

Церковь имеет Теологическую семинарию (г. Берритаун, штат Нью-Йорк, США), преподаватели которой исповедуют различные религии, а также издательство " Парагон хаус", ряд газетно-журнальных корпораций.

На территорию СССР идеи Муна начали проникать в 1970-х гг. После встречи в апреле 1990 г. президента М.С. Горбачева с Сан Мьюнг Муном, который находился в Москве в связи с проведением XI Международной конференции работников средств массовой информации, началась официальная деятельность Церкви объединения в СССР. 21 мая 1992 г. Минюст РФ зарегистрировал Ассоциацию Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь объединения. К началу 1994 г. группы ее приверженцев сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и ряде других городов.

В 1994 г. Минюст РФ зарегистрировал Межуниверситетскую ассоциацию по изучению принципа (КАРП). Она занимается осуществлением ознакомительных поездок российских студентов и профессоров в различные университеты США и американских студентов — в Россию. Международным советом по лидерству в России проведены сотни семинаров, раскрывающих идеалы Движения объединения. В ноябре 1992 г. в Крыму состоялись семинары на тему " Духовное обновление и школьное образование в России". После этого Международным фондом образования был подготовлен и выпущен учебник " Мой мир и я". С сентября 1993 г. эта программа осуществляется во многих школах. В сентябре 1994 г. была выпущена вторая часть книги " Мой мир и я" — " Путь к любви".

В ноябре 1992 г. во время посещения Москвы госпожой Хак Джа Хан Мун было учреждено Российское отделение Федерации женщин за мир во всем мире. В июне 1994 г. оно получило регистрацию в Минюсте Российской Федерации.

 

Известна в России и Церковь сайентологии (Международная сайентологическая церковь), штаб-квартира которой находится в Лос-Анджелесе (США).

Основатель Церкви — американец Лафайет Рональд Хаббарл зарегистрировал ее в 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тыс. штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. В некоторых городах России созданы колледжи Л.-Р. Хаббарда, работающие на коммерческой основе.

" Сайентология" означает " изучение знания", " знание о знании" или " обращенная внутрь мысль". В более широком смысле сайентологию ее приверженцы определяют как изучение и решение проблем духа по отношению к самому себе, Вселенной и другим жизням.

Основы вероучения сайентологии изложены в работах Л.-Р. Хаббарда " Дианетика: современная наука душевного здоровья" " Динамика жизни", " Наука выживания" и многих других. Церковь сайентологии не имеет догмата относительно Бога. Вместе с тем сайентологи относятся к Библии как к Священному Писанию, Иисуса Христа почитают как Спасителя человечества и Сына Божьего.

Церковь сайентологии имеет ряд религиозных праздников: День рождения Л.-Р. Хаббарда (13 марта), День первой публикации книги " Дианетика" (9 мая), День одитора (человека, проводящего занятия в церкви), День создания Международной ассоциации сайентологов (7 октября). Члены Церкви отмечают также традиционные для христианства религиозные праздники.

Член Церкви обязан следовать Кодексу сайентолога, который он торжественно принимает во время вступления в Церковь. В соответствии с Кодексом посвященный берет на себя обязательства точно информировать о сайентологии общество, помогать семье и миру устранять любые злоупотребления против жизни и человека, поддерживать гуманитарные устремления в области прав человека, бороться за свободу слова, поддерживать свободу религии, увеличивать численность последователей и силу сайентологии по всему миру и др.

Церковь сайентологии располагает внутренними структурами, предназначенными для решения юридических, образовательных, этических проблем. Это " Офис особых дел", «Служебная организация " Флаг"», " Флагманская служебная организация", " Морская организация". Члены " Морской организации" носят униформу, заключают контракт с Церковью на миллиард лет, давая обязательство вечно служить ей,

готовят высший персонал Церкви. Это организация-братство. В ней работают самые преданные сотрудники, посвятившие Церкви свою жизнь. Многие специалисты считают Церковь сайентологии коммерческой организацией, предназначенной для делания денег, никакого отношения к религии не имеющей.

Сайентология рассматривает индивида как бессмертную душу или дух, переходящий из одной жизни в другую, но при этом теряющий непосредственное воспоминание о прошлой жизни вместе со смертью тела. Хотя у него есть сознание и тело, он сам является духовным существом, называемым " тетан" (от греч. " тета" - мысль или дух). Каждый человек — носитель тетана и может достичь бесконечной жизни при условии правильного восприятия его. Вселенная рассматривается как коллективный продукт духа.

Сердцевиной мировоззрения сайентологов объявляется дианетика —" современная наука душевного здоровья". Однако в серьезной научной среде она таковой не признается. Процедура, применяемая в центрах дианетики, содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению; ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде " отправляется" в прошлое. В конце сеанса его " возвращают" — дают кодовую команду на отмену внушений, восстанавливая полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Такие процедуры растягиваются на много сеансов и стоят достаточно дорого.

Основное таинство в сайентологии — " одитинг" (букв, " выслушивание"), состоящий из ряда религиозных ритуалов, обращенных к тетану. Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта и ориентация его как духовного существа. В результате одитинга якобы усиливаются духовное прозрение человека и его способности. В конечном счете человек осознает себя духовной личностью и приобретает уверенность в бессмертии, освободившись от нежелательных барьеров и грузов, которые мешают использованию врожденных способностей и достижению счастья и бессмертия. Одиторы-сайентологи используют прибор, который называется Е-метр, для того чтобы помочь прихожанам во время одитинга точно определить область душевных проблем.

Сайентологи считают, что, только знакомя людей со своим учением и помогая им достичь состояния клира (наивысшего уровня духовного прозрения и способностей), они могут спасти цивилизацию. В противном случае она обречена.

Сайентологические службы осуществляются священниками учителями, специально подготовленными в качестве инструкторов наставников. Сайентологические священники посвящаются в сан установленном порядке по завершении учебного курса и обучения интернатуре; посвященные в сан священники уполномочены проводит воскресные службы, совершать венчание, крещение и похороны, а также духовный одитинг и обучение.

На протяжении всех лет существования Церковь сайентологии постоянно обвинялась в нарушениях прав человека и религиозных свобод. Это связано с тем. что разработанная Л.-Р.Хаббардом " программа очищения" ведет к полному и безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви. Главная идея " программы очищения" неукоснительное выполнение физических упражнений, интенсивное посещение сауны, соблюдение специальной диеты, употребление витаминов в высокой концентрации. По мнению медицинских работников, такая методика имеет признаки незаконной медицинской практики.

В России " программа очищения" получила поддержку Фонда спасения детей и подростков от наркотиков, Инкомбанка и Уникомбанка. Кроме того, в России получила распространение административная психология, изложенная Хаббардом в книгах " Проблемы работы" и " Как выжить, будучи администратором". Суть методики административной психологии сводится к тому, что чем быстрее растет штат управленцев в организации, тем эффективнее работа. (На Московском вентиляторном заводе, где использовали эту технологию, численность управленцев сравняли с численностью работающих. Затраты предприятия составили несколько миллиардов рублей, не принеся никакой прибыли.) В курс обучения руководителя входит овладение навыками выявления " антисоциальных личностей" в коллективе. Накапливаемая информация дает возможность манипулировать коллективом, шантажировать личность. Если же сайентолог вступает в контакт с тем, кто его критикует, то последний объявляется " подавляющей личностью", " постоянным источником проблем". В этом случае неминуемы санкции, к этим людям применяется " честная игра" - борьба без правил, итогом которой может быть увольнение с работы. Так сайентология, по словам Хаббарда, " религия всех религий", становится инструментом подавления личности.

В 1993 г. Церковь сайентологии признана Департаментом налогов и сборов США религиозной и благотворительной организацией и

освобождена от уплаты налогов, а Федеральным судом по трудовым спорам ФРГ она определена как коммерческая организация и не может претендовать на статус религиозной общины. Греческий апелляционный суд признал отделение сайентологической организации (КЕФЕ) тоталитарным и распустил его, так как " участие в деятельности КЕФЕ приводит к переменам в поведении человека, к созданию контролируемого мышления".

История веры Бахаи начинается с середины XIX в. в Иране. Молодой иранский торговец по имени Сейд Али Мухаммад, известный под именем Баб (по-арабски - Врата), 23 мая 1844 г. объявил о своей миссии Посланника Бога; его учение привлекло значительный общественный интерес. Исламские деятели, обеспокоенные распространением идей Баба, использовали свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. Баб был сослан в Иранский Азербайджан и заточен в бастион Мах-Ку-и-Чихрик. 9 июля 1850 г. в Тебризе он был расстрелян. Однако смерть лишь придала уверенность его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что человечество неизбежно обретет " единство", что со временем появится " Обещанный", который объединит всех последователей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога.

Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817-1892), которого " посвященные" чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признается Пророком, продолжающим ряд посланников Бога, в числе которых Будда, Христос и Мухаммед, и вместе с тем - " Обещанным у всех пророков". Своего старшего сына Аббаса Эффенди (1844-1921), впоследствии известного как Абдул-Баха (Слуга Баха), Баха-Улла объявил своим преемником и толкователем учения. В 1910-1913 гг. Абдул-Баха совершил поездки в Египет, Европу, Северную Америку, где разъяснял учение веры Бахай. Ко времени кончины Абдул-Баха вера Бахаи имела последователей в 35 странах.

Среди основных положений бахаизма — существование непознаваемого Бога-творца, равенство всех религий, единство человечества и равенство всех людей перед Богом, самостоятельный поиск истины каждым, гармония науки и религии, равенство прав мужчин и женщин, духовное разрешение экономических проблем, всеобщий мир, международный вспомогательный язык, отказ от расовых, национальных и политических предрассудков, нравственный образ

жизни. Бахаи избегают употребления алкоголя и наркотиков, важное значение придают институту семьи, особо подчеркивают святость брака.

В бахаизме культовая практика сведена к минимуму. Предписано чтение трех обязательных молитв. Общие богослужения, проводимые каждый 19-й день, состоят из молитв, медитаций, чтения текст священных писаний бахай и других мировых религий. Всякая работа, выполняемая в духе служения, также рассматривается как богослужение '

Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от пищи и питья от восхода солнца до заката. От поста освобождаются дети до 15 лет и пожилые люди старше 70, больные, беременные и кормящие матери, путешественники и лица, выполняющие тяжелый физический труд. По достижении 15-летнего возраста человек может заявить о своей вере в ближайшем местном Духовном Собрании, которое принимает его в качестве члена общины бахаи. Выйти из общины можно также уведомив об этом местное Духовное Собрание.

Храмы бахаистов именуются Домами Поклонения. Они имеют центральный купол и 9 арочных входов, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода. Дома Поклонения создаются как духовные центры, включающие различные вспомогательные учреждения научного, воспитательного и административного характера. Бахаи совершают паломничества в Святую землю, в Хайфу и Акку, где покоятся останки Баха-Уллы и Абдул-Бахи.

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости или местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и заботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тыс. местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.

Раз в 19 дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Благодаря учреждению этих Встреч Девятнадцатого Дня мнения и рекомендации каждого последователя веры Бахаи могут передаваться не только местному, но и национальному Духовному Собранию — вплоть до Всемирного центра веры Бахаи. Другие собрания местной общины бахаи

проводятся во время девяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

Национальные Духовные Собрания имеются в каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи. Они также избираются раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов, рациональное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общин бахаи и за организацию всей их деятельности в национальном масштабе. В настоящее время их число достигло 166.

Верховным органом Международной организации бахаи является Всемирный Дом Справедливости (находится в Хайфе, Израиль). Его состав избирается тайным голосованием действительных членов Национальных Духовных Собраний на 5 лет.

Всемирный Дом Справедливости каждые 5 лет назначает советников из числа выдающихся и преданных бахаи. В настоящее время их 81, двое из них - русские. Существуют пять Континентальных коллегий советников, которые подчиняются Всемирному Дому Справедливости. Каждая Континентальная коллегия советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных коллегий, они непосредственно контактируют с местными Духовными Собраниями и отдельными бахай. Число членов Вспомогательных коллегий достигает

Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаистская литература публикуется во всем мире на 70 языках.

В России вера Бахаи была известна еще в дореволюционный период. О ней знал И.С. Тургенев. Лев Толстой относился к ней благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальные Духовные Собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в девяти крупнейших городах мира, в том числе в Москве.

В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано, что в принципе не

противоречит ныне действующему Закону " О свободесовести религиозных объединениях".

Религиозные образования восточного происхождения. Вторую группу, как уже говорилось, составляют религиозные образования восточного происхождения. К ним относятся: Международное общество сознания Кришны, " Ананда марг", Тантра сангха, Агни йога, Учение истины АУМ, Трансцендентальная медитация и ряд других, близких по вероучению и культу.

Общество сознания Кришны (вайшнавы), пожалуй, единственное духовное движение, о котором можно сказать, что его " новизна" обусловлена лишь иным культурным контекстом. Назвать его " новым" можно лишь условно, поскольку у себя на родине, в Индии, традиция сознания Кришны известна уже многие тысячелетия. С точки зрения современной индологической науки ваишнавизм (поклонение Вишну или Кришне) считается основным течением в индуизме.

Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира — Ведах, вернее, их части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого учения изложена в таких классических писаниях, как Бхагавадгита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана), некоторые другие Пураны и Упанишады.

" Бхагавадгита" является своего рода библией вайшнавов. В переводе с санскрита название " Бхагавадгита" означает " Песнь Бога". Гита представляет собой диалог между Кришной, Верховной Божественной Личностью, и Арджуной, его близким другом и учеником, перед началом битвы на поле Курукшетра, состоявшейся более 5 тыс. лет назад.

" Бхагавадгита" — это философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики - материального мира, калы — вечного времени, кармы — деятельности, лживы — живого существа и Бхагавана - Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь со Всевышним), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения.

Уникальное ведическое знание испокон веков передается по четырем сампрадаям - направлениям ученической преемственности: Шри-сампрадае, Кумара-сампрадае, Рудра-сампрадае и Брахма-сампрадае. Эти изначальные ветви индуизма называют вайшнавскими,

так как в их основе лежит поклонение ВысшейБожественной Личности Вишну (Кришне). Общество сознания Кришны объединяет последователей Брахма-сампрадаи.

Центральное место в традиции сознания Кришны занимает " бхакти" (путь преданного служения Богу). Цель бхакти — пробудить в человеке чистую изначальную любовь к Богу, что, согласно учению Вед, является критерием истинной религии.

Вайшнавская традиция утверждает: мы — не материальные тела, а души, духовные частицы, связанные друг с другом через Кришну, единого высшего отца. Кришна - вечный, всеведущий, вездесущий, всемогущий и всепривлекающий Бог, тот самый Бог, о котором говорят все основные священные писания мира. Он — дающий семя отец всех живых существ и источник энергии, поддерживающий Вселенную. Наша жизнь не прекращается со смертью тела, индивидуальность сохраняется и после смерти. Вопрос лишь в том: сумеем ли мы распорядиться данной нам свободой выбора, начнем ли служить Верховному Господу с любовью и преданностью.

На протяжении своей многотысячелетней истории бхакти то угасало, то вновь обретало всеобщую популярность. Так произошло, в частности, в XVI в., когда бхакти проповедовал знаменитый религиозный деятель Индии Шри Чайтанья (1486-1534), последовательный борец против кастовой системы и угнетения женщин.

Дело Чайтаньи продолжили такие мыслители Брахма-сампрадаи, как Рупа Госвами, Санатана Госвами, Лжива Госвами, Нароттами дас Тхакур, Вишнаватха Чакраварти Тхакур, Бхактивинода Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати.

Следующим звеном в этой ученической преемственности стал А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), благодаря которому и началось массовое движение за возрождение ведической культуры на Западе. Соблюдая древние индийские религиозные традиции четырех этапов жизненного пути, Бхактиведанта Свами постепенно оставил семейные обязанности, посвятив все свое время научной и литературной деятельности, а в 1959 г. в возрасте 63 лет принял саньясу — обет отречения от мира — и получил титул Свами (овладевший умом и чувствами).

Прабхупада внес выдающийся вклад в исследование и популяризацию Вед - его перу принадлежат в общей сложности свыше восьмидесяти переводов с санскрита и подробных комментариев к ним, трактатов и монографий.

Международное общество сознания Кришны (MOCK) миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов, Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

Общество сознания Кришны ставит своей целью одухотворены человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам — древнейшему источнику духовных и материальных знаний.

Основой религиозной практики Общества сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Наибольшее внимание вайшнавы уделяют мантре " Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе", состоящей из изначальных имен Бога. Имя Кришна означает " всепривлекающий", Рама — " всерадующий", Харе — это звательный падеж от слова " Хара", обозначающего духовную энергию Бога. Содержание этой мантры таково: " О, всепривлекающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе".

Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны — это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом.

Вайшнавы с уважением относятся к верующим других религий, считая, что верующим людям нечего делить, поскольку Бог един, а все люди — его крохотные частички. Бог многогранен, и потому у Него много различных имен. Одна традиция исповедует путь через одно имя, другая — через другое.

Все вайшнавы — вегетарианцы. Они едят только то, что вначале было поднесено Кришне, выражая тем самым свою преданность Богу. Образ жизни приверженцев сознания Кришны предполагает также строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: отказ от нечистых продуктов питания — мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр.

Ныне MOCK насчитывает свыше 500 храмов, а также не поддающееся строгому учету количество " нама-хатт", т.е. небольших центров, где регулярно собираются люди, интересующиеся этой культурой. Отличительной чертой MOCK является демократическая система управления — все храмы полностью автономны и вольны принимать решения, исходя из собственных соображений, если это, разумеется, не противоречит принципам вайшнавизма.

В MOCK функционирует коллегиальный орган управления, получивший название Всемирный совет (ВС). Он выполняет функции консультативного комитета по решению спорных вопросов, а также по контролю за чистотой традиции. ВС насчитывает более 40 членов, каждый из которых отвечает за поддержание высокого духовного стандарта MOCK в определенном географическом регионе или же за определенную сферу деятельности (образование, проведение богослужений и т.д.). Решения ВС принимаются путем голосования.

Духовное руководство в MOCK осуществляют более 50 духовных учителей (гуру). Будущий ученик может выбрать из них того, кто, по его мнению, будет ему лучшим духовным наставником. Авторитет духовного учителя не абсолютен — ему самому следует поступать в соответствии с принципами священных писаний. Духовный учитель не считается ни Богом, ни Мессией, он только слуга Бога. Если же окажется, что поведение или наставления духовного учителя идут вразрез с наставлениями писаний, то ученику следует отказаться от такого учителя. Этот порядок исключает возможность использования духовного авторитета в корыстных целях.

Каждому, кто получает духовное посвящение, дается имя, заканчивающееся на " дас" (слуга) или — у женщин — " даси" (служанка), помогающее человеку помнить свое подчиненное положение по отношению к Богу.

Общество сознания Кришны состоит из постоянных членов и прихожан. Часть постоянных членов проживает в храмах. Как правило, это молодые люди, которые получают там духовное образование. Большинство из них после завершения образования создают семьи и поступают на работу. Некоторые остаются в храмовой общине, чтобы служить в качестве проповедников и священников.

В нашей стране Общество сознания Кришны появилось в 1971 г. Российским вайшнавам во многом удалось избежать промахов, типичных для их западных собратьев. Этому способствовали, как ни парадоксально, такие негативные явления, как изолированность от уже многочисленных

американских и западноевропейских общин, почти полное отсутствие религиозной жизни в застойные годы, преследования со стороны советских властей, видевших в кришнаизме " происки ЦРУ".

В эпоху перестройки в соответствии с Законом о реабилитации жертв политических репрессий кришнаиты были полностью реабилитированы " за отсутствием состава преступления". В 1988 г. после многочисленных обращений в Совет по делам религий при Совете Министров СССР была зарегистрирована первая вайшнавская религиозная община в Москве.

По данным на 1 января 1999 г., в России насчитывалось свыше 121 общины, 110 храмов и 1 строящийся монастырь. Количество активных членов (посвященных и живущих в храмах) составляет около 10 тыс. человек, а общая численность прихожан — свыше 200 тыс.

Для координации деятельности общин был создан Центр обществ сознания Кришны в России. Движение структурировано следующим образом: Центр ОСК в России, региональные центры, общины и подразделения гуманитарной миссии " Харе Кришна — пища жизни".

Действительным членом Российского общества сознания Кришны (РОСК) может стать организационная единица, образовавшая юридическое лицо путем регистрации в Минюсте РФ, возглавляемая ' человеком, имеющим духовное посвящение. РОСК является полноправным членом Международного общества сознания Кришны, имеет своего представителя в высшем руководящем органе MOCK — Всемирном совете, принимает участие в решении вопросов международного значения.

Высшим руководящим органом РОСК является Национальный совет (НС), наиболее полно представляющий РОСК и состоящий из представителей организаций-членов. НС вправе принимать решения по любым вопросам деятельности РОСК и собирается для их обсуждения раз в год. К компетенции НС относятся: внесение изменений в Устав ЦОСКР, выборы Председателя Правления, принятие и исключение действительных членов, формирование фондов ЦОСКР и др.

Правление состоит из пяти отделов: отдела общественных связей, отдела религиозного образования и культуры, издательского отдела, пресс-службы, отдела социального служения. Председатель Правления имеет право наложить вето на решения Правления и Национального совета. Вето может налагаться в исключительных случаях, когда возникает опасность отклонения от канонических принципов вероучения.

Каждый член РОСК — индивидуальный и коллективный, ассоциированный и действительный — может беспрепятственно выйти из него в любое время.

Один из важнейших видов деятельности Общества сознания Кришны — благотворительность. Среди благотворительных программ вайшнавов наибольшую известность и популярность приобрела Международная гуманитарная миссия " Харе Кришна - пища жизни" (Food for Life), действующая в мире с 1972 г. Девиз миссии: " Мы служим миру". В ходе этой программы кришнаиты раздают бесплатную горячую пищу больным, престарелым, детям, а также беженцам и людям, пострадавшим от военных конфликтов и стихийных бедствий.

Среди других социально полезных программ можно выделить программу духовной поддержки заключенных и наркоманов, проводящуюся уже несколько лет и заслужившую высокую оценку работников компетентных ведомств.

Серьезное внимание кришнаиты уделяют духовному образованию детей. Для этой цели ими создаются ведические гимназии (гурукулы), в которых дети наряду с обычными предметами усваивают духовные знания. В некоторых общинах, например в Москве, Санкт-Петербурге и др., существуют также группы поддержки семьи, комитеты родителей, чьи дети присоединились к Движению сознания Кришны.

В течение ряда лет в Москве действует круглосуточная духовная радиостанция " Кришналока", при ней есть клуб " Веда", объединяющий любителей ведической культуры и философии.

 

Организация " Ананда марг прачарак сангх" (Общество пропаганды пути к блаженству), или, как ее чаще называют, " Ананда марг" (Путь к блаженству), была создана в 1955 г. в штате Бихар (Индия). Ее основатель — прабхат Ранджан Саркар (родился в 1923 г.), выходец из семьи обедневших бенгальских брахманов. Основав свою организацию, он принял титул " Ананда мурти" (воплощение блаженства) и довольно быстро обзавелся значительным числом сторонников и учеников, которые уважительно называют его " баба" (отец) и " гуру".

Принцип гуруизма — слепого и безоговорочного подчинения ученика наставнику, младшего старшим — есть организационная и идеологическая основа " Ананда марг". Соответственно в " Ананда марг" нет никаких выборных руководящих органов. Вся ее деятельность, политическая тактика и стратегия определяются главой общества и его ближайшим окружением.

Прием в " Ананда марг" обставляется таким образом, чтобы произвести впечатление на неофита, — обряд совершается ночью на кладбище или на площадке для кремирования трупов. После длительного и сурового поста и соответствующей психологической подготовки кандидата приводят в установленное место и усаживают на чьи-то останки. Обряд инициации призван создать нужный психологический настрой, ощущение принадлежности к могущественному тайному ордену, который заботится о своих членах и жестоко наказывает отступников. Это не может не импонировать подросткам и юношам 12-17 лет, вступающим в " Ананда марг", а именно из молодежи формируются наиболее фанатичные ее представители. Семь молодых членов общества, например, публично сожгли себя ради своего " бабы".

Структура общества не определена каким-либо уставом или статутом. Его возглавляет " ананда мурти", обладающий неограниченными полномочиями. Он назначает генерального секретаря, ведающего организационными вопросами и замещающего " ананда мурти" в его отсутствие. Внутри " Ананда марг" функционируют так называемые департаменты, сформированные по принципу теневого правительства: департамент внутренних дел (разведка и контрразведка), по связям с общественностью (агитация и пропаганда), социального благосостояния (филантропическая деятельность), образования.

В настоящее время штаб-квартирой " Ананда марг" считается Калькутта. Здесь, в районе Тилджала, в 1982 г. построен " Глобальный ашрам" (обитель) организации, но ее ежегодные сборища, называемые " дхарма махачакро" (великое колесо веры), проводятся в разных местах.

В своей практической деятельности " Ананда марг" выступает с критикой как капитализма, так и коммунистической модели построения общества. Подобно другим религиозно-общинным организациям, " Ананда марг" старательно подчеркивает свою " истинно индийскую", точнее, индусскую самобытность, отвержение любых западных " измов". Ее лидеры развивают тезис о мессианской роли индуизма, призванного, по их мнению, принести духовное избавление всему человечеству, погрязшему в грубом и бездуховном материализме.

Для достижения собственных целей руководство общества открыто проповедует насилие и с презрением относится к демократии. Члены " Ананда марг" неоднократно совершали террористические акты против отдельных политических деятелей Индии как у себя в стране, так и за рубежом через заграничные отделения организации. Основные зарубежные центры " Ананда марг" размещены в Нью-Йорке, Лондоне,

Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби. Они превратились в очаги международного терроризма.

Индийская общественность различной политической ориентации в делом относится к " Ананда марг" враждебно. Власти, обеспокоенные террористическими акциями, постоянными нарушениями ее активистами законности и порядка, вводят различные ограничения. Однако деятели общества либо нарушают эти ограничения, либо добиваются их отмены через судебные инстанции. Это объясняется тем, что в руководстве его много высокопоставленных чиновников, судей, полицейских, армейских офицеров.

В последние годы в крупных городах России появились последователи этой организации.

 

Трансцендентальная медитация (ТМ) —это неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х гг. индусом Махешем Прасадом Вармой (род. в 1918 г.), принявшим ритуальное имя Махариша Махеш Йога. В начале 60-х гг. в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции), в настоящее время перешедшая свой зенит. Особую значимость это движение имеет в Индии.

Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ - коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению " секретной" односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

Распространение ТМ в западных странах стимулировалось вниманием к " научной" стороне этого медитационного движения, в

результате чего было создано несколько университетов Махарищи (занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров) и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики релаксационного воздействия. С другой стороны, получили развитие коммерческие методы пропаганды и организации практики ТМ. В конечном счете медитационная техника приобрела самостоятельное значение в движении ТМ, поскольку после 1978 г. популярность Махариши пошла на спад и он возвратился в Индию, отказавшись от своих социально-реформистских планов -подготовить 30 тыс. инструкторов ТМ, увеличить с их помощью численность своих приверженцев до 1% от общей величины народонаселения планеты и тем избавить его от войн, голода и болезней на многие тысячелетия.

Махариши создал разветвленную сеть организаций, которые пропагандируют методы ТМ в разных слоях и группах общества, учитывая их образовательный уровень, профессиональные и жизненные интересы. В одних случаях ТМ пропагандируется как средство достижения хозяйственно-экономических интересов, в других — повышения творческих, интеллектуальных возможностей человека, в третьих — как средство гармонизации взаимоотношений с окружением, нервно-психологической разгрузки и т.д.

В прошлые годы Махариши несколько раз посещал СССР, тогда же и появились первые группы приверженцев и пропагандистов ТМ. В настоящее время группы, состоящие из представителей творческой интеллигенции, есть в крупных городах.

 

В России широко известна Агни-йога (живая этика) — учение о первооснове и принципах бытия, строительстве макро- и микрокосмоса, а также о целях и задачах человечества в процессе творческой эволюции Вселенной.

Учение признает Раму, Кришну, Моисея, Орфея, Будду, Пифагора, Платона, Христа как величайших посвященных, призванных сообщить человечеству те знания, к уровню понимания которых они поднялись. Последователи Агни-йоги считают, что это новейший завет человечеству. Согласно учению Агни-йоги, жизнь Вселенной вечна и периодична. Она порождается путем соединения Большого Творческого Начала, Единого Духа, которого Христос назвал Отцом, и Единой Матери. Агни-йога называет ее Матерью Мира. Состояние Абсолюта проявляется в Логосе, который одновременно является Творческой, Сохраняющей и Уничтожающей Силой (Троица). Во Вселенной логосов множество, они

составляют иерархию разумных сил. Эволюционный процесс является параллельным совершенствованием жизни в сторону роста сознания и формы, в которой эта жизнь достигает развития. Человеческая монада совершенствуется с целью развития до уровня Логоса. Общим принципом развития сознания является переход Духа в материю. Учение утверждает единство всего сущего и раскрывает общие законы строительства последнего, которыми являются законы Аналогий, Равенства, Начал, Перевоплощения, Кармы, Жертвы. В работах создателей учения Агни-йоги (Н.Рерих, Е.Рерих) впервые разносторонне рассмотрена природа мысли и психической энергии, предпринята попытка определить методы рационального подхода к их исследованию.

Русская православная церковь к учению Агни йоги относится негативно. В определении Архиерейского собора (ноябрь 1994 г.) " О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" подчеркивается, что " в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием... возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые новые религиозные движения, которые... пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству..." ¹.

Православие осуждает это учение за то, что в нем Христос поставлен в один ряд с различными учителями человечества, утверждается, что Он не был Мессией, отрицается, что в день Страшного суда каждый воскреснет в своем физическом теле, за то, что Рерихи не приемлют Благовестия Христова, за отрицание личного Бога, как и Его образа — личности человека, вместо Бога в нем выступает Абсолютный, или Высший, Космический Дух.

В основе такого миропонимания, с точки зрения православия, лежит сатанизм, проповедуемый Агни йогой.

В России это учение распространено среди творческой интеллигенции. Существуют кружки, школы, общества, в которых изучается учение Рерихов.

 

К новым культам восточной ориентации относится и скандально известная в России и Японии корпорация АУМ Синрикё. Она создана в 1986 г. Сёко Асахарой (Титзуо Мацумото). В прошлом он был владельцем сети недорогих ресторанов в Японии, приносивших ему

¹ Архиерейский собор Русской православной церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г М, 1995 С. 178.

стабильный значительный доход. В конце 1977 г. Сёко Асахара занялся аскетической практикой первоначального буддизма, йоги, даосизма и других эзотерических наук.

АУМ — священная мантра, означающая постоянство; Синрикё в переводе с японского — Учение Истины. АУМ Синрикё — это организация, которая ищет буддийскую истину во всех мировых религиях.

Центральная роль в данной организации принадлежит Асахаре — не только как ее основателю и создателю нового учения, но и божественному гуру, который считается воплощением в феноменальном (т.е. земном) теле верховного бога Шивы.

Истины АУМ содержат в себе " пять столпов" — критериев истинности, которым должна отвечать любая религия: наличие гуру (духовного наставника), который достиг Просветления и Освобождения способного вести своих учеников к этой цели; непротиворечивую' логически обоснованную доктрину; систему духовной практики' позволяющей испытать то, о чем говорит учение; людей, имеющих опыт, описанный в доктрине и в древнейших писаниях; особые способы передачи знаний, опыта гуру, духовной энергии для ускоренного продвижения в практике.

Для практикующих в учении АУМ существует 11 заповедей. Для монахов принята более строгая система, насчитывающая более сотни заповедей.

Белее высокой практикой АУМ Синрикё является воспитание четырех Великих Неизмеримых Состояний Души, включающих в себя: Святую Любовь, Святое Сострадание, Святую Отрешенность, Святую Похвалу.

В основе деятельности " АУМ Синрикё" лежит идея триединого спасения: 1) помощь людям в избавлении от различных, даже излеченных болезней; 2) помощь людям в обретении душевного покоя и счастья; 3) помощь людям в достижении Просветления и Освобождения от страданий - обретение высшей мудрости, осознание структуры и законов Вселенной.

Культовая практика АУМ представляет собой совокупность многообразных форм йоги, включая нравственное совершенствование и физио- и психотерапевтические средства религиозно-мистической направленности. Они позволяют достичь экстаза, сложных и динамичных галлюцинаций и даже самадхи — экстремального, почти безжизненного состояния. Таким образом, культовая практика " АУМ Синрикё" содержит

в себе факторы риска, особенно для той части верующих, которые по состоянию здоровья и не окрепшего по молодости лет организма и психики не в состоянии выносить чрезмерные психофизические и моральные нагрузки, выпадающие на долю членов этой организации.

В конце 1980-х гг. филиалы " АУМ Синрикё" возникли в США, Германии, Шри-Ланке. Летом 1992 г. был официально зарегистрирован и начал работу Российский филиал " АУМ Синрикё". В 1994 г. в Управлении юстиции Москвы зарегистрировано московское религиозное объединение " Учение Истины АУМ". До 1995 г. в Москве насчитывалось шесть центров АУМ.

По гражданскому иску в отношении московских организаций АУМ вынесено судебное решение о прекращении их деятельности. Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении руководителей религиозных организаций " АУМ Синрикё". Однако и в Москве, и в других городах Российской Федерации общины продолжают действовать, а в Московской области, по сообщению средств массовой информации, они строят свою деревню под экзотическим названием Белый Лотос.

В Японии после теракта в метро возбуждено уголовное дело в отношении Сёко Асахары и его ближайших сподвижников.

Культы западнохристианской ориентации. К этой группе мы относим Международную Церковь Христа, " Семью" и группы, возникшие на Западе в 70-80-х гг.

Международная Церковь Христа, или Бостонская Церковь Христа, основана в 1979 г. в Бостоне молодым протестантским пастором Кип Мак Кином. В 1981 г. она развернула активную миссионерскую работу в США и в Европе. Сегодня Церковь Христа представлена на всех континентах, объединяя более 50 тыс. последователей.

Характерными чертами воззрений Церкви Христа являются: во-первых, учение о спасении, для которого недостаточно веры в Иисуса Христа, для выражения послушания Иисусу необходимо действительное крещение; во-вторых, практика ученичества, в ходе которого жизнь каждого ученика находится под контролем наставника. Над каждым наставником есть свой наставник - устремленная вверх иерархия наставников. Утверждается, что власть наставнику дана Богом; не слушаясь наставника, ученик вступает в противоречие с Богом. В богослужениях Церковь Христа не придерживается одной какой-либо традиции. На молитвенных собраниях выступают проповедники разных

течений (пятидесятники, харизматики). Богослужения включаю крещение Святым Духом, " говорение на иных языках".

В России Церковь Христа зарегистрирована Минюстом РФ 1992 г. Получает финансовую поддержку Международной мисси " Голгофа". До 1992 г. последователям Церкви Христа в России оказывал поддержку Центр христианских общин " Родник жизни" (г.Елгава, Латвия), являющийся координирующим органом для всех общин на территории СНГ. В настоящее время эти функции взяла на себя Московская община.

Московская Церковь Христа располагает очной и заочной Библейской школой, где обучается более тысячи человек. Ведется активная миссионерская работа во многих городах России и стран СНГ особый акцент делается на работе среди заключенных, для этих целей создан фонд помощи отбывающим заключение и бывшим заключенным Кроме того, проводится значительная работа среди молодежи. Так, основу Новосибирской Церкви Христа составляет учащаяся молодежь (20-25 лет).

 

" Семья" — это евангелическая миссионерская организация, начало которой положил американский пастор Дэвид Брандт Берг в 1968 г. в Южной Калифорнии. Небольшая группа из тех, кто принял его проповедь, вскоре образовала ядро нового движения, получившего в прессе название " Дети Бога".

В 1977-1978 гг. организация " Дети Бога" пережила серьезный кризис - она была официально распущена. Пастор Д.Берг создал новое движение с демократической системой организации и руководства —" Семья Любви".

Вероучение " Семьи" имеет протестантский характер. При этом подчеркивается, что уже современное поколение станет свидетелем второго пришествия Христа. Участники движения верят в возможность прямого контакта с Христом, свидетельством чего, по их убеждению, является " говорение на иноязыках" (глоссолалия), достигаемое при богослужении его участниками. В " Семье" практикуется только одно священнодействие — хлебопреломление.

Члены " Семьи" посвящают себя проповеди Евангелия, часто сопровождаемой благотворительными акциями. В своей благотворительной деятельности общины " Семьи" опираются на добровольные пожертвования.

Принципы организации и членство в " Семье" определяются Хартией движения, принятой в феврале 1995 г. В настоящее время

движение возглавляет жена Д. Берга, скончавшегося в 1994 г., — Мария. Его исполнительными и координирующими органами являются так называемые Всемирные службы, члены которых утверждаются Марией и ее советом. Всемирные службы руководят общинами посредством назначенных ими территориальных офицеров. Последние осуществляют пастырское попечение и информационную функцию в отношении общин, не вмешиваясь в их повседневные дела.

В " Семье" существует два вида членства — постоянное и ассоциированное. Постоянные члены, следуя нормам, принятым в раннехристианской Церкви, живут вместе, пользуются сообща всем имеющимся у них имуществом, нередко оставляют свои светские занятия - работу или учебу, посвящая себя полностью делам Церкви. Обращаясь к новой жизни, вступающий в общину иногда принимает новое имя. Большинство же приверженцев " Семьи" являются ее ассоциированными членами. Они не живут в общинах, работают или учатся и участвуют в их программах лишь в свободное время.

Административные и пастырские функции в общине выполняет совет, избираемый в количестве 3—4человек из постоянных членов сроком на 6 месяцев.

Первые миссионерские группы " Семьи" появились в России в 1991 г. В 1992-1996 гг. общины " Семьи" при поддержке зарубежных благотворительных организаций и в контакте с местными органами власти осуществили поставки гуманитарной помощи, главным образом в районы Сибири и Дальнего Востока.

Основными источниками доходов " Семьи" в России являются пожертвования зарубежных общин и спонсоров. В настоящее время общины " Семьи" имеются примерно в 20 городах России, где ведут активную миссионерскую работу.

 

Несколько слов необходимо сказать о Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Этот культ не является новым, так как он возник в США в 30-х гг. XIX в., но для России он новый. Основатель Церкви — Джозеф Смит (1805-1844).

Источником вероучения наряду с Библией признается также Книга Мормона, содержащая откровения некоего пророка Мормона. Церкви присущ ряд особенностей вероучения, организации и практики:

1) Америка, ее народ включены в иудео-христианскую традицию через версию о том, что за шесть столетий до новой эры на этом континенте поселились прямые потомки некоего семитского племени, ставшего непосредственным предком американских индейцев. Кроме

того, Книга Мормона повествует о посещении Америки Иисусом Христом после его воскресения.

2) В организационном плане Церковь демонстрирует приверженность раннехристианской традиции. Ее возглавляет Пророк, харизматический лидер. При нем находятся 12 апостолов. Чин священства включают также патриархов, первосвященников семидесятых (по аналогии с 70 учениками Христа), старейшин священников, учителей, дьяконов. Местными общинами руководят епископы. Однако оплачиваемого духовенства в Церкви нет. Вопросы церковной жизни решаются путем голосования.

3) Исключительное значение придается семье; брак считается священным, а семья — созданной для вечности. Запрещены чай (кроме зеленого), вино, наркотики.

В настоящее время насчитывается около 10 млн членов Церкви в 130 странах мира. Всемирный центр ее находится в США, в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Члены Церкви платят церковный налог — десятину, а также ежемесячно " приношение поста" — сумму, сэкономленную в результате однодневного воздержания от пищи.

В России первые группы мормонов (приходы) появились в 1989 г. В настоящее время действуют миссии в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове и других городах. Они занимаются организацией приходов в прилегающих регионах. В каждом приходе религиозное образование детей и юношей (14—18 лет) осуществляется на так называемых семинарах (кружках,) а лиц старше 18 лет - в институтах (кружки, работающие по более сложной программе). В приходах действуют также отделения Женского общества милосердия, Организации молодых женщин, Организации первоначального общества (для детей).

 

В крупных городах нашей страны есть группа организаций сатанинской направленности, прежде всего Церковь Сатаны, созданная А. Ла Веем в 1964 г. в США.

Вероучение сатанизма изложено А. Ла Веем в работах " Сатанинская библия", " Сатанистские ритуалы", " Совершенная ведьма".

Для современного сатанизма характерен специфический подход, выражающийся в искажении и своеобразном " переворачивании» христианских ценностей, что проявляется в персонифицированном почитании зла — Сатаны.

В космогонии сатанистов зло приобретает вселенские масштабы, олицетворяясь в сверхъестественном существе, которое снимает само понятие греха, моральное и физическое напряжение, давая последователям сатанизма " стимул" существования на земле.

Основа мира и его устройство — зло, поэтому культ насилия и пропаганда жестокости по отношению к окружающему миру становятся смыслом жизни дьяволопоклонников, центральным моментом их проповеди.

Сатанистская мифология как бы синтезирует воедино языческие представления о мироустройстве и христианское вероучение, вывернутое наизнанку. Так, например, в большинстве сатанистских организаций именно Сатана является добрым и человеколюбивым существом, которое стоит на страже интересов человека перед суровым и властным Богом.

В целом вероучение сатанизма приближено к позиции Элистера Кроули, изложенной им в Книге Закона в начале XX в., — каждый живет в соответствии с собственным сводом правил.

Догматически современных дьяволопоклонников можно разделить на три направления:

1) радикальное, в котором Бог почитается злым правителем, требующим от человека несвойственного ему подавления плоти. В противовес ему Дьявол Ветхого и Нового Заветов - истинное божество, олицетворяющее собой полноценный источник жизни и природных наклонностей;

2) либеральное. Данному направлению свойственно убеждение, что культ Сатаны - просто миф и ритуал, дающий человеку возможность достичь согласия с чувственной стороной бытия;

3) смешанное, где Сатана — полноправный, более чем реальный князь мира и зла. В награду за свое рвение и искреннее почитание члены данных организаций мечтают после земной жизни стать подданными царства тьмы.

Ла Вею свойственны крайний индивидуализм и эгоизм. Автор " Сатанинской библии" восстает против человеческой духовности, против необходимой связи человека с окружающим и формирующим его обществом, призывая своих последователей к противостоянию с остальным, прежде всего христианским, миром.

Обрядовый комплекс различных сатанистских обществ, с одной стороны, направлен на культивирование страсти и звериных наклонностей. Например, Антон Ла Вей считает, что сексуальный инстинкт является самым сильным в человеке. Чтобы человек

раскрепостился и стал вести более активный образ жизни, ему нужно позволить развивать в любой форме половые инстинкты, поэтому правилам Церкви Сатаны проводятся сексуальные оргии (групповой сек садомазохизм или иные извращенные формы).

С другой — обряд сатанистов представляет собой набор магически действий (использование енохского языка).

Как правило, обрядовая сторона черной мессы основывается на пародии богослужения Католической церкви.

Служение проводит назначаемый жрец, который подражает образу Дьявола в своем внешнем облике, поведении и провоцирует экстатическое состояние последователей культа.

Внутри Церкви Сатаны также практикуется личное или коллективное так называемое проклятие врага, служащее основным моментом психологического воздействия. Сатанисты проводят так называемую черную мессу с использованием черных свеч, перевернутых распятий, проклятий, жертвоприношений.

Собрания заканчиваются чувственной молитвой и поклонением Сатане.

Признают три основных " праздника": Вальпургиеву ночь, канун дня Всех Святых (оба " праздника" с эротическим наполнением содержания — весеннее возрождение природных сил) и крещение новообращенного последователя (знаменует посвящение в тайны культа).

Что касается структуры и организации сатанистских группировок, то в последние десятилетия члены общин рекрутируются большей частью из молодежной среды (нередко на рок-концертах и фестивалях).

В ряде общин формируется руководящий орган — Совет Девяти, члены которого отвечают за определенные направления в деятельности организации: демонологию, астрологию, некромантию, рекрутирование новых членов, охрану обрядовых действ. Как правило, у каждого члена подобного совета есть помощники из числа простых членов общины.

Кроме Церкви Сатаны известны близкие по вероучению организации — " Черный ангел", " Зеленый орден", " Южный крест". Элементы сатанизма встречаются и в некоторых других оккультных группах, например в сайентологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.