Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения методики оценки ущерба






Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера разработана на основе обобщения проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском ЧС техногенного и природного характера, а так же работ других ведущих научно-исследовательских и проектных учреждений.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов соответствующих органов при разработке мероприятий по повышению (обеспечению) устойчивости функционирования территорий (объектов экономики) в чрезвычайных ситуациях.

Методика позволяет устанавливать общие требования органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации (органов управления ГОЧС) по оценке ущерба:

возможного - на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасного объекта;

фактического - нанесенного чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и террористического характера.

Методика может использоваться:

· при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных комплексов, в состав которых входят расположенные на обособленной территории или обеспечивающие единый технологический процесс опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, объекты использования атомной энергии, аварии на которых при их эксплуатации могут привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде;

· при определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при составлении деклараций безопасности, планировании аварийно-спасательных работ, а также при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

· при страховании гражданской ответственности собственников опасных объектов (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварий на этих объектах, для определения размера страховой суммы;

· при планировании аварийно-спасательных работ;

· при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

· при прогнозировании размера сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии опасного объекта и ликвидации ее последствий.

Методика позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события;

 

Общие положения методики

 

Оценка ущерба от ЧС является основой для:

учета и регистрации ЧС по единым экономическим показателям;

оценки риска ЧС на опасных производственных объектах;

принятия обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах, защите населения и территорий от ЧС;

категорирования опасных производственных объектов по степени риска ЧС;

анализа эффективности мероприятий, направленных на снижение размера ущерба от ЧС.

По объекту воздействия негативных факторов различают следующие виды ущерба:

ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья, приводящими для некоторой их общности (населения страны, общества) к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;

ущерб социально-экономической системе (социально-экономический), который состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от незаключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.;

ущерб государству (социально-политический);

ущерб природной среде (экологический), под которым понимается ухудшение природной среды или затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий или затраты на ее реабилитацию.

Наряду с понятием «ущерб» используются и другие близкие или эквивалентные ему термины: вред, потери, убытки, урон, риск, последствия, выбытие, гибель, затраты и т.д.

Деятельность по определению экономического ущерба вторична по отношению к определению физического ущерба от ЧС.

Это означает, что прежде чем приступить к экономической оценке ущерба от ЧС, должна быть проведена работа по определению разрушений и иных потерь в натуральных (физических и иных) измерителях, т.е. определен физический ущерб от ЧС.

При определении физического ущерба от ЧС прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) физические (технические, организационные, природные и др.) процессы возникновения, развития и ликвидации ЧС.

При определении экономического ущерба:

осуществляется переход (пересчет) показателей физического ущерба в стоимостные (денежные) измерители;

прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) экономические процессы функционирования объектов экономики и социальной инфраструктуры применительно к условиям ЧС;

выделяется фактический (расчетный) экономический ущерб, как правило, исчисляемый в годовом измерении и выражаемый в ценах и расценках предыдущего года.

При оценке фактического ущерба:

оценка ущерба для юридических лиц осуществляется преимущественно на основе инвентаризации ущерба;

оценка ущерба для физических лиц осуществляется на основе экспертных оценок ущерба;

экспресс-оценка ущерба осуществляется на основе экспертных оценок ущерба.

Принимается, что объем ущерба в основном определяется двумя факторами: интенсивностью ЧС (модель воздействия) и сопротивлением этому воздействию (законами разрушения - для зданий, сооружений и законами поражения - для людей). Все другие факторы, влияющие в той или иной степени на последствия ЧС, учитываются через эти факторы.

Все без исключения ЧС техногенного, природного и террористического характера наносят или могут нанести ущерб интересам личности, общества и государства, выражающийся в следующих видах ущерба:

ущерб жизни и здоровью населения;

экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС;

экологический ущерб (ущерб природной среде);

другие виды ущерба, в том числе ущерб культурным ценностям, моральный ущерб и т.д.

Это принципиально разные виды ущерба, несводимые друг к другу и подлежащие раздельному учету.

В аналитических целях, в интересах получения обобщенных интегральных оценок влияния фактора ЧС, представляется возможным использование экономических оценок неэкономических составляющих ущерба от ЧС, в том числе ущерба жизни и здоровью людей, экологического ущерба, ущерба культурным ценностям, морального ущерба, других видов ущерба.

В соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» экономический ущерб подлежит определению на следующих иерархических уровнях:

организаций (предприятий) и муниципальных образований;

субъектов федерации и отраслей;

Российской Федерации.

На нижнем уровне («первичного звена») в качестве объекта ущерба от ЧС принимается отчитывающийся об ущербе объект:

организация (предприятие);

муниципальное образование (район, населенный пункт).

На среднем уровне в качестве территориального объекта ущерба от ЧС принимается субъект Российской Федерации в целом с охватом всех находящихся на территории субъекта федерации организаций (предприятий) и муниципальных образований (районов, населенных пунктов).

На уровне субъекта Российской Федерации формируются сводные сведения о крупномасштабных ЧС: территориальных, региональных, а также федеральных.

На среднем уровне в качестве отраслевого объекта ущерба от ЧС принимается совокупность организаций (предприятий), входящих в отрасль, или совокупность организаций (предприятий) или иных объектов, на которых произошли ЧС определенного вида.

На верхнем (макроэкономическом) уровне в качестве объекта ущерба от ЧС принимается совокупность всех организаций (предприятий) и территориальных образований Российской Федерации.

Основным источником информации об экономическом ущербе должны быть формы статистической информации, содержащие сведения об ущербе от ЧС, нанесенном организации (предприятию) или муниципальному образованию (району, населенному пункту).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.