Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка транспортной системы к устойчивой работе в чрезвычайных условиях






 

Подготовка транспортной системы к работе в чрезвычайных условиях ведется в целях дальнейшего повышения ее надежности и возможностей по выполнению хозяйственных, воинских и эвакуационных перевозок. Это достигается рассредоточенным размещением объектов транспорта и транспортных средств, развитием и совершенствованием транспортных коммуникаций, повышением их пропускной способности, надежным обеспечением транспортных средств и объектов электроэнергией, топливом, водой, запасными частями и агрегатами, совершенствованием сетей ремонтных и обслуживающих предприятий.

Большинство из этих мероприятий разрабатываются и осуществляются по линии органов управления всех уровней, при этом качественное проведение мероприятий по подготовке транспортной системы к устойчивой работе в условиях ЧС может дать наибольший эффект только при комплексной подготовке всех видов транспорта, транспортной сети, инженерных сооружений и технических средств.

Ежегодно в Российской Федерации перевозится транспортом общего пользования более 3, 5 млрд.т грузов, в том числе большое количество химически опасных и взрывоопасных веществ. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего водного - 8%, морского - 3%. В России всеми видами транспорта ежесуточно перевозится более 100 млн.человек. В пассажирообороте на долю железнодорожного транспорта приходится около 47% перевозок, автомобильного - 47%, воздушного - 15%, водного - 1%.

Так как транспортом перевозятся и потенциально опасные вещества (12% от общего объема перевозимых грузов), опасность для жизни и здоровья населения при транспортных перевозках усугубляется.

Подготовка транспортной системы к устойчивому функционированию в ЧС проводится с учетом особенностей всех видов транспорта и включает анализ состояния и повышения устойчивости: объектов всех видов транспорта; транспортных узлов и пунктов взаимодействия различных видов транспорта; основных транспортных направлений каждого вида транспорта; транспортных систем регионов страны в целом.

На основе анализа и обобщения результатов “Требований по повышению устойчивости” различных видов транспорта, научных исследований, практической работы по этой проблеме могут быть рекомендованы мероприятия, которые эффективны для всех видов транспорта.

К таким мероприятиям относятся обеспечение маневра всеми видами транспорта и дублирование перевозок. Транспортные коммуникации и узлы являются наиболее уязвимыми элементами транспорта страны в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций и могут быть повреждены от воздействия стихийных бедствий, блокированы при массовых беспорядках и волнениях.

Для эффективного взаимодействия всех видов транспорта, комплексного использования сохранившихся в чрезвычайных ситуациях ресурсов транспортных узлов должны подготавливаться пункты стыка или перегрузочные районы грузов.

Основными показателями, характеризующими подготовленность пунктов стыка являются:

· количество взаимодействующих видов транспорта;

· объем грузопереработки;

· подготовленность единого органа управления работой всех видов транспорта; комплексность развития технических средств;

* строительство соединительных дорог, обходов, стыков городских и загородных магистралей, развитие дорожной сети в загородной зоне;

* подготовка и создание дублирующих мостовых переправ и переходов;

* надежное обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами: электроэнергией, ГСМ, водой, запчастями. Важное место занимает подготовка к использованию местных ресурсов;

* подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС, в т.ч. к выполнению перевозок в условиях заражения РВ, ОВ и БС, обеспечение защиты грузов от заражения опасными веществами, а также в условиях светомаскировки;

* подготовка транспортных средств к перевозкам сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий ЧС, а также к осуществлению эвакуационных мероприятий;

* развитие ремонтной базы, создание мобильного резерва ремонтных средств;

* совершенствование технологии перевозок, методов погрузочно-разгрузочных работ с использованием высокопроизводительных средств механизации, использования контейнеров;

* подготовка резерва кадров;

* подготовка к развертыванию временных перегрузочных пунктов вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций;

* разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения аварий и катастроф на транспорте;

* повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов процесса.

Рассмотренные требования должны выполняться на всех видах транспорта с целью подготовки его к устойчивому функционированию в ЧС.

Железнодорожный транспорт в нашей стране является главным средством перевозок и самым массовым транспортом, работающим вне зависимости от времени года, суток и погоды. Поэтому железнодорожный транспорт имеет огромное значение в решении задач экономики, обороноспособности страны. Решение перечисленных задач зависит от своевременного проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу объектов железнодорожного транспорта.

В развитии железнодорожного транспорта основным направлением считается увеличение пропускной и провозной способности. В хозяйственном и административном отношении железнодорожная сеть России подразделяется на дороги.

Железная дорога является самостоятельной хозяйственной единицей железнодорожного транспорта. Руководство отдельными отраслями железнодорожного хозяйства осуществляется начальником дороги через соответствующие службы: движения, локомотивного хозяйства, электрификаций, вагонного хозяйства, путей и сооружений, сигнализации и связи, грузовую и пассажирскую.

Железные дороги территориально и организационно делятся на отделения, которые являются основными линейными и хозяйственными единицами дороги. В составе одной дороги имеется 5-8 и более отделений.

В состав отделения железной дороги входит 800-1500 км железнодорожного пути главного хода. Главная задача отделений железных дорог заключается в том, чтобы координировать на месте деятельность станций, локомотивных депо, вагонных участков, дистанций пути, сигнализации и связи, участков энергоснабжения и т.п. в деле обеспечения перевозок.

Все железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами.

Раздельными пунктами являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры.

Железнодорожные станции в зависимости от основного назначения и характера работы делятся на: промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, грузовые.

Железнодорожные узлы представляют собой совокупность нескольких станций и других раздельных пунктов, связанных между собой общим технологическим процессом. Они образуются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений.

Кроме перечисленных объектов железнодорожного транспорта важными объектами также являются крупные мосты и тоннели, путепроводы и виадуки. В условиях войны вероятными объектами нападения могут быть: крупные железнодорожные узлы, станции, крупные мосты, тоннели и другие важные объекты. Наименее устойчивыми в ЧС мирного и военного времени являются наземные здания, воздушные линии телефонно-телеграфной связи, подвижной железнодорожный состав, мосты с большими пролетами.

Безопасность и устойчивость перевозок грузов и населения железнодорожным транспортом определяется состоянием путевого и вагонного хозяйства.

Потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня на 80-85%. В результате общая протяженность путей с рельсами, выработавшими ресурс, составила 20, 6 тыс.км или 16, 3%. Количество дефектных рельсов из-за их бокового износа в последнее время увеличилось с 8, 8 тыс.км до 12, 5 тыс.км (или на 42%). На начало 1995 г. количество пришедших в негодность деревянных шпал составило 24, 3 млн.шт. или 13, 2% от их общего количества. У 30% вагонов-цистерн в ближайшее время истекают нормативные сроки эксплуатации.

В результате за последние 20 лет на железнодорожном транспорте произошло около 100 крушений поездов и свыше 45 железнодорожных аварий, количество аварийных происшествий и ситуаций продолжает расти.

Обеспечение устойчивости работы железных дорог в ЧС мирного и военного времени решается путем осуществления инженерно-технических мероприятий как при новом строительстве железных дорог и при реконструкции существующих, а также путем проведения организационных мероприятий.

Важное значение для выработки мероприятий по повышению устойчивости работы железных дорог имеет оценка сети железных дорог.

В основу обеспечения непрерывности перевозок и повышения устойчивости железнодорожных объектов в ЧС заложены принципы рассредоточения, дублирования, взаимозаменяемости и резервирования постоянных устройств, переменных средств и кадров.

С учетом специфики железнодорожного транспорта для повышения устойчивости функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать:

· создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения энергоснабжения;

· создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

· подготовку к доставке грузов их получателям в обход возможных зон ЧС;

· подготовку подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

· приспособление подземных линий (участков) метрополитена в зонах возможных ЧС для укрытия населения при возникновении (угрозе возникновения) ЧС;

· подготовку станций, входящих во временные перегрузочные районы (ВПР), а также погрузочно-выгрузочных районов (ПВР) для работы в условиях ЧС;

· разработку норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;

· проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемых в условиях ЧС;

· осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт играет чрезвычайно важную роль в жизни страны, на его долю приходится 39% грузовых перевозок и 39% пассажирооборота страны. Одной из важнейших задач государства является дальнейшее развитие автомобильного транспорта, прежде всего транспорта общего пользования. Это обусловливается тем, что автомобильный транспорт обладает наибольшей мобильностью и живучестью, большим радиусом действия, способностью действовать независимо от времени года и суток, высокой проходимостью, обеспечивающей возможность передвижения почти по любым дорогам и часто в условиях полного бездорожья, способностью доставлять пассажиров и грузы от места посадки (погрузки) до места назначения.

В условиях современной войны, а также в чрезвычайных ситуациях автомобильный транспорт играет важную роль в жизнеобеспечении населения и работы экономики, а в ряде регионов страны он будет единственным видом транспорта.

Автомобильный транспорт состоит из следующих основных элементов: средств сообщения, путей сообщения и предприятий, обеспечивающих бесперебойную работу средств и путей сообщения.

К средствам сообщения относится подвижной состав автомобильного транспорта: автомобили, тягачи, прицепные системы и автопоезда.

К путям сообщения автотранспорта относятся автомобильные дороги со всеми сооружениями на них: мостами, тоннелями, путепроводами и т.д. Очень часто узлы автомобильных дорог общей сети страны находятся в крупных городах.

К предприятиям, обеспечивающим бесперебойную работу средств и путей сообщения, относятся:

* автоэксплуатационные грузовые автомобильные хозяйства, автобусные и таксомоторные парки, смешанные автомобильные хозяйства, топливо-заправочные станции и станции технического обслуживания, гаражи, автовокзалы и автостанции и т.д.;

* авторемонтные заводы и мастерские;

* дорожно-строительные, дорожно-эксплуатационные и дорожно-ремонтные.

Проведенный анализ состояния и уязвимости элементов автомобильного транспорта показывает, что:

наиболее устойчивыми являются шоссейные дороги, металлические и железобетонные мосты;

наиболее уязвимыми - автозаправочные станции, подвижной состав, а также производственные здания автотранспортных предприятий.

Следует учитывать, что в военное время и в ЧС автомобильный транспорт будет выполнять различные виды перевозок на короткие расстояния, а при нарушении функционирования железнодорожного, водного транспорта он может оказаться в отдельных регионах основным видом транспорта.

Народнохозяйственные перевозки в ЧС будут характеризоваться изменением клиентуры, объемов и номенклатуры грузов, сменой маршрутов перевозок и строгим пропускным режимом на них.

Воинские перевозки автомобильным транспортом будут выполняться в отдельных случаях:

по особому распоряжению;

по плану и под руководством военного командования.

Повышение устойчивости и безопасности функционирования автомобильного транспорта является важной задачей. При этом следует учитывать, что автомобильный транспорт является основным источником загрязнения окружающей среды в городах. В авариях и катастрофах на автомобильном транспорте гибнет наибольшее количество людей.

В целях повышения устойчивости функционирования автомобильного транспорта необходимо осуществлять:

· подготовку объездов возможных зон ЧС;

· подготовку к прокладке путей движения автотранспорта в возможных очагах поражения;

· установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска возникновения аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики;

· подготовку автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

· рациональное размещение в зонах возможных ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

· разработку и подготовку к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

· создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки загрязненной (зараженной) автомобильной техники;

· разработку и поставку потребителям специальных автомобилей с учетом возможности их переоборудования для различных вариантов использования (для перевозки пакетированных грузов, контейнеров и эвакуации людей);

· разработку и внедрение автотранспортных средств со значительным снижением ущерба окружающей среде (расширением сфер использования электротранспорта, разработка принципиально новых двигателей, совершенствование двигателей внутреннего сгорания и их фильтров и др.);

· разработку и внедрение в эксплуатацию автотранспорта повышенной проходимости для работы в сложных дорожных условиях в зонах возможных ЧС;

· накопление и хранение в неприкосновенном запасе комплектов запасных частей, агрегатов, оборудования и инструмента;

· совершенствование системы технического прикрытия автомобильных дорог и объектов в автотранспорте, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах возможных опасных природных явлений;

· строительство автомобильных дорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможного возникновения ЧС; подготовку подходов к местам дублирования мостовых переходов;

· подготовку производственных мощностей предприятий (асфальтобетонных заводов, карьеров и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

· совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

· разработку типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

Водный транспорт является важнейшим звеном транспортной системы, несмотря на то, что в последние годы снизились объемы пассажирогрузоперевозок.

Среднегодовой объем перевозок водным транспортом составляет: внутренним водным - 8%, морским - 3% грузовых перевозок, а пассажирооборот для водного транспорта в общем транспортном обороте составил 1%. (В СССР доля водного транспорта в общем объеме грузооборота доходила до 25%.)

Уровень безопасности перевозок грузов и населения на речном и морском транспорте снижается. В последние годы это определялось увеличением количества нарушений правил судовождения, технической эксплуатацией, снижением качества ремонта, прекращением строительства судов нового поколения. Имеется тенденция увеличения количества кораблекрушений и аварийных происшествий. Отсюда вытекает необходимость повышения уровня безопасности и в целом повышения устойчивости функционирования водного транспорта.

Водный транспорт обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта. Главные из них: наличие естественных путей; возможность одновременного передвижения крупных масс грузов и пассажиров и транспортировки крупногабаритных грузов, а также погрузки и выгрузки грузов собственными средствами судов; сравнительно хорошие защитные свойства судов.

Наряду с преимуществами, водный транспорт имеет и недостатки, это: перерывы в судоходстве на зимнее время на многих реках и отдельных морях; колебания уровня воды на водных путях; сравнительно низкие технические скорости движения (от 5 до 50 км/ч); ограниченность направлений подвоза на реках.

Основными техническими средствами водного транспорта являются:

· транспортный флот (суда);

· порты (пристани) и их оборудование;

· навигационные и другие сооружения, обеспечивающие безопасность плавания;

· средства связи;

· судоремонтные предприятия.

Различие судоходных условий и транспортная характеристика грузов оказывают существенное влияние на конструкцию судов, что привело к значительному разнообразию судов по их конструкции, размерам, грузоподъемности и другим показателям.

Следует отметить, что водный транспорт включает в себя элементы различных отраслей экономики, поэтому следует учитывать, что мероприятия, проводимые с целью повышения устойчивости на объектах различных отраслей, применимы в определенной степени и для водного транспорта.

С учетом специфики водного транспорта для повышения устойчивости его функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать:

· подготовку запасных перегрузочных пунктов, причалов (включая рейдовые и островные), судоремонтных баз и стоянок для плавучих доков к функционированию в условиях ЧС;

· подготовку к использованию в условиях ЧС судов, которые могут осуществлять перевозки при малых глубинах и необорудованном побережье;

· дооборудование контейнеровозов для использования вертолетов при выполнении погрузочно-выгрузочных работ на рейдах в условиях ЧС;

· подготовку портов и судов к перевозкам эвакуируемого населения, раненых и больных из зон возможных ЧС;

· совершенствование системы технического прикрытия объектов морского и речного транспорта;

· подготовку судов для хранения продуктов питания и использования их в качестве источников электро- и теплоснабжения прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий в условиях ЧС;

· подготовку речного флота к работе в условиях разрушения крупных гидроузлов, а также к организации переправ для обеспечения непрерывности перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте.

Воздушный транспорт имеет небольшую долю в грузовых перевозках, но его доля в пассажирообороте составляет 15%. К основным причинам, определяющим состояние аварийности при авиационных перевозках, следует отнести:

существенное снижение характеристик надежности воздушных судов, вызванное старением и ухудшением качества технического обслуживания и ремонта авиатехники;

рост числа нарушений авиационными специалистами установленных правил выполнения и обеспечения полетов;

преобладание в политике авиапредприятий экономических приоритетов по отношению к приоритетам безопасности полетов.

Для повышения устойчивости функционирования воздушного транспорта необходимо выполнение следующих специальных требований:

· подготовку аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;

· подготовку самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения спасательных и других неотложных работ в условиях ЧС;

· подготовку к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения самолетного парка в условиях ЧС;

· разработку и поставку авиапредприятиям самолетов различных вариантов использования;

· создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

· разработку и поставку авиапредприятиям подвижных средств ремонта и технического обеспечения управления воздушным движением и навигации с учетом их мобильной доставки и развертывания на необорудованных аэродромах;

· подготовку экипажей и воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных и эвакуации населения из опасных зон;

· совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.