Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Объект экономики. Основные положения






Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном федеральным законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Промышленные предприятия - составная и неотъемлемая часть техносферы, окружающей современного человека.

Вместе с тем, крупное промышленное предприятие - не только источник доходов для тех, кто на нем работает или вложил свои средства, но и, как правило, является источником опасности для рабочих, служащих и населения. Таких предприятий на территории России десятки тысяч. В то же время статистика чрезвычайных ситуаций в техносфере подтверждает высокую степень негативного влияния крупных промышленных предприятий на жизнь населения регионов России.

В этой связи правомерно рассматривать предприятие как объект внимания и контроля органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях экономики, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, может выполнять один либо несколько видов любой деятельности, предусмотренной его Уставом, если они не запрещены законодательством РФ и входящих в нее субъектов.

В соответствии с положениями Конституции РФ и иной законодательной базы исключительно к сфере деятельности государственных предприятий относятся виды работ и услуг:

· производство любых видов оружия, боевых припасов;

· производство взрывчатых веществ, пиротехнических изделий;

· ремонт боевого оружия;

· изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

· посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

· переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;

· лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

· и некоторые другие виды деятельности.

В связи с тем, что в федеральной нормативной базе сложно учесть весь перечень опасных видов деятельности, которые могут выполняться лишь государственными предприятиями, органы управления административно-территориальных единиц (АТЕ) дополняют этот перечень, формируя свою нормативно-правовую базу обеспечения безопасности в техносфере.

В соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность предприятий и учреждений, которая может представлять либо представляет опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды, осуществляется на основе лицензии (специального разрешения). После ряда процедур на каждый заявленный вид деятельности предприятию специальным уполномоченным государственным органом выдается специальный документ - лицензия на конкретный вид деятельности.

Перечень видов деятельности, требующих от производителя специального разрешения, определяется федеральной нормативно-правовой базой и органами управления субъектов Российской Федерации, в частности, все виды потенциально опасных видов деятельности.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, обеспечения безопасности рабочих и служащих (РиС), повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.

Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников предприятия и членов их семей регулируется законодательством РФ. В соответствии с ним предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью рабочих и служащих.

Каждое предприятие, учреждение, организация регистрируются органами управления (в исполнительных органах власти), в Госкомимуществе, в налоговой службе, а если представляет опасность для населения и окружающей среды, - регистрируется в государственном Реестре опасных производственных объектов органами Госгортехнадзора (с 2004 г. -Ростехнадзора).

Весьма большой перечень объектов строят свою деятельность на основе безусловного выполнения требований органов госнадзора: угольные производства, горнорудные производства, химические производства, нефтедобывающие производства, газодобывающие производства, геологоразведочные предприятия, объекты, эксплуатирующие магистральные газопроводы, предприятия газоснабжения, металлургические производства, производства хлебопродуктов, объекты котлонадзора, объекты, эксплуатирующие стационарные грузоподъемные механизмы и сооружения, предприятия, занятые перевозкой опасных грузов.

Таким образом, любое предприятие имеет свободу в организации коммерческой деятельности и ограничено требованиями безопасности.

При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:

* форма собственности предприятия;

* техническая сложность объекта экономики;

* виды опасности, которые исходят с территории объекта;

* этап эксплуатации объекта;

* важность объекта в народном хозяйстве государства либо субъекта РФ;

* порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);

* критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;

* ведомственная принадлежность.

Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты.

К ним относятся:

* ядерно- и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

* объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

* гидротехнические сооружения 1 и 2 классов;

* объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

* магистральные газо-, нефте-, и продуктопроводы с давлением в системе более 6 Мпа;

* крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

* объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

* предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

* тепловые электростанции мощностью свыше 600 Мвт;

* морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;

* крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.

Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:

* потенциально-опасный объект;

опасный производственный объект.

" Объект экономики (ОЭ)" в данной работе определяется как государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным объектом (ПОО) называется объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с законом Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997 г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

· получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы; окисляющие вещества; горючие вещества; взрывчатые вещества; токсичные вещества; высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

· используется оборудование, работающее под давлением более 0, 07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

· используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

· получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

· ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты (рис. 1.1):

· радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);

· ядерно опасные объекты;

· химически опасные объекты;

· пожаровзрывоопасные промышленные предприятия;

· гидродинамически опасные объекты;

· биологически опасные предприятия (объекты);

· транспортные предприятия;

· объекты - источники электромагнитных излучений;

· объекты полигенной опасности.

 

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролируют и обеспечивают федеральные службы, осуществляющие надзорную деятельность, и органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

К химически опасным относятся объекты, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.

Пожаровзрывоопасным является объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений, представляющих опасность для населения, определен законом Российской Федерации “О безопасности гидротехнических сооружений” от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты – объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности, т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности, одной из характеристик которых является пожаровзрывоопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта “домино” и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

В зависимости от этапа существования промышленного объекта параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество.

Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.

В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования:

· проектируемые промышленные объекты;

· строящиеся объекты;

· вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

· нормально функционирующие предприятия;

· реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

· технически перевооружаемые;

· перепрофилируемые;

· законсервированные объекты;

· промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

· аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

На каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином " чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

· объекты особой важности;

· объекты первой категории;

· объекты второй категории;

· некатегорированные объекты.

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998 г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

· прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

· переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

· продолжающие работу в опасных зонах;

· объекты-дублеры.

Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

К ним относятся: объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса, учреждения управления, предприятия (объекты) связи, здравоохранения, транспорта, пищевой промышленности, коммунального хозяйства и бытового обслуживания, строительные организации и предприятия по производству строительных материалов, производители средств спасения, ремонтные предприятия, предприятия и учреждения средств массовой информации, а также другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности АТЕ. Проект перечня таких объектов готовят отдел, управление гражданской защиты и противопожарной безопасности территориального образования (главное управление МЧС России по субъекту) и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определенных перечнем объектов.

В перечень объектов на территориях входят объекты транспорта, топливно-энергетического комплекса, водоснабжения, здравоохранения.

 

 
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.