Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основное понятие гражданской безопасности






Современная политическая и экономическая ситуация в России, социально-экономический кризис, коренные преобразования в национально-государственном устройстве страны обострили до крайности проблемы в области безопасности.

Безопасность - весьма сложное и многосоставное понятие. В этом аспекте можно говорить о таких взаимодействующих системах, как природа (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), человек, общество (социосфера), результаты человеческой (антропогенной) деятельности и других.

Все эти системы и составляющие их подсистемы представляют собой объекты безопасности, взаимодействующие между собой, вызывая позитивные и негативные последствия. При этом центральным фактором, влияющим на все составные понятия безопасности и устойчивости, является глобальная система взаимодействия - “природа-человек-производство”, поскольку именно эта система в решающей степени определяет перспективы существования жизни на Земле в современных условиях, включая и самого человека.

Современное общество стремится определить человека главным объектом и субъектом безопасности - как самое ценное и уязвимое создание природы на Земле и одновременно наиболее опасное для самого себя и среды обитания.

Экономическое развитие сегодня не должно ухудшить жизнь будущих поколений, чрезмерно истощая ресурсы Земли и загрязняя окружающую среду.

Являясь порождением природы, человек представляет собой первоисходную категорию для всех понятий и составляющих безопасности. Он, будучи сам объектом и субъектом безопасности, присутствует во всех других системах, играя при этом в них основную системообразующую роль.

В декабре 1997 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Она определила национальные интересы страны в области экономики, во внешнеэкономической и внутриполитической сферах, в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, в области духовной жизни, культуры и науки, в международной, оборонной, информационной сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют ее основные цели, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они сочетают в себе основные интересы личности, общества, государства. Они полностью соответствуют необходимости радикального решения глобальных проблем.

Одним из важнейших факторов, определяющих устойчивость развития экономики, являются природные катастрофы, уносящие ежегодно тысячи человеческих жизней и наносящие огромный материальный ущерб. Несмотря на развитие научных знаний и технологий, величина ущерба от природных катастроф возрастает ежегодно примерно на 6%.

До недавнего времени усилия многих стран по уменьшению опасности стихийных бедствий были направлены на ликвидацию природных явлений, оказание помощи в виде материальных, технических и медицинских услуг, поставку продуктов питания и т.д.

Однако необратимый рост числа катастрофических событий и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными и выдвигает в качестве приоритетной новую задачу: прогнозирование и предупреждение природных катастроф. В итоговом документе Всемирной конференции по природным катастрофам, состоявшейся в мае 1994 г. в Иокогаме (Япония), записано: “Лучше предупредить стихийные бедствия, чем устранять их последствия”. Нельзя считать, что человеческое общество находится в состоянии безысходности и полной обреченности перед лицом стихийных бедствий. Имеющиеся научные знания и накопленный опыт позволяют говорить о путях управления возникающими опасностями. Это, прежде всего, относится к природно-техногенным процессам и явлениям, развитие которых связано с деятельностью человека, благодаря чему они контролируются и прогнозируются по сравнению с событиями природного характера.

К сожалению, во многих странах, в том числе и в России, к прогнозированию и предупреждению природных катастроф до сих пор относятся как к расточительной и не оправдывающей цели политике, не вписывающейся в повседневные экономические, социальные и политические проблемы.

Между тем международный опыт показывает, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям примерно в 15 раз меньше по сравнению с величиной предотвращенного ущерба.

Развитие техногенной сферы в ХХ веке имело исключительно высокие темпы в сравнении с предыдущими столетиями. Это привело как в каждой из индустриально развитых стран, так и во всем мире, к двум диаметрально противоположным последствиям:

* были достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической технике, в биологии, генной инженерии, продвинувшие человечество на принципиально новые рубежи во всех сферах жизнедеятельности;

* были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, созданным им объектам и локальной и глобальной среде обитания не только в военное, но и в мирное время.

Анализ и обобщение многочисленных данных (измеряемых тысячами и десятками тысяч в наиболее развитых странах) позволили провести классификацию техногенных аварий и катастроф. По масштабам охваченных ими стран и территорий, по числу жертв и пострадавших, по экономическому и экологическому ущербу были выделены трансграничные, федеральные, региональные, территориальные, местные и локальные катастрофы.

По степени потенциальной опасности, приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтехранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные и подземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса: ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и морские суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами.

Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями. Типы и параметры поражающих факторов при этом могут изменяться в весьма широких пределах.

Человечеству необходимо целенаправленно осуществить крутой поворот в своем развитии, сравнимый по значению с неолитической, промышленной и научно-технической революциями. В ее основу должны, прежде всего, лечь гармонизация отношений человека с природой, гуманизация общественных отношений, частичный пересмотр ценностей цивилизации.

Развитие общества может быть устойчивым, если оно характеризуется необратимым, направленным и закономерным увеличением эффективности и масштабов общественного производства, повышением уровня жизни людей. При этом имеется в виду саморегуляция взаимоотношений человека с окружающей средой и обеспечение удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

Непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов. Под социальными факторами имеются в виду военные конфликты, политические кризисы и т.п. Безопасность и устойчивость развития общества - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и путей достижения материального и духовного уровней жизни людей.

Концепция безопасности формируется на основе долговременных перспективных интересов России. Они же (интересы) являются содержанием стратегии безопасности.

Несмотря на всю важность аспектов безопасности, основное и ведущее место занимает обеспечение безопасности жизни, здоровья и самого существования человека, а, следовательно, и всего социума, т.е. гражданского общества в целом.

Отсюда следует, что обеспечение функционирования и работы объектов экономики, систем жизнеобеспечения и экономики в целом обеспечивает основную потребность человека в безопасном существовании его самого, его семьи и всего общества, или выполнение основного требования понятия “гражданская безопасность”, объектом которой выступает человек, общество и государство в условиях ЧС мирного и военного времени.

То есть, гражданская безопасность есть составной элемент системы федеральной безопасности Российской Федерации, а ее обеспечение - важнейшая функция государства как субъекта безопасности в целом.

Гражданская защита есть поддержание безопасности жизнедеятельности граждан (гражданской безопасности), защита населения, объектов экономики, национального достояния и окружающей среды от поражающих воздействий и последствий ЧС любого характера, а также постоянная готовность к их ликвидации.

Учитывая единство задач мирного и военного времени, можно кратко резюмировать, что гражданская защита есть защита от катастроф и бедствий в мирное время плюс ведение гражданской обороны при воздействии противника в военное время.

Гражданская защита достигается: проведением единой государственной политики в области безопасности; своевременным предотвращением или предупреждением ЧС, повышением устойчивости функционирования объектов, их защитой от поражающих воздействий и последствий ЧС; заблаговременной подготовкой, оперативным реагированием и управлением при возникновении ЧС; восстановлением безопасности жизнедеятельности в зоне бедствия.

Отсюда следует, что для обеспечения безопасности необходимо устойчивое функционирование территориальных и отраслевых звеньев экономики, в т.ч. и при чрезвычайных ситуациях.

Устойчивость в широком смысле является составной частью безопасности, прежде всего, экономической, промышленной, экологической.

Уровень безопасности, соответствующий тому или иному состоянию общества, его научно-техническим и экономическим возможностям, имеет стохастическую природу и определяется целым рядом случайных явлений.

В общем случае для возложенных на РСЧС видов безопасности он характеризуется:

* вероятностью возникновения техногенных аварий, катастроф, опасных природных явлений и возможным ущербом при этих событиях;

* степенью негативного воздействия на человека и окружающую среду вяло протекающих техногенных и природных процессов при сохранении на макроуровне равновесного состояния экосистем;

* вероятностью перерастания экологической обстановки в кризисную и катастрофическую и возникновения чрезвычайной ситуации.

Необходимо заметить, что указанные выше вероятностные характеристики, по сути, выражают риск определенных событий:

* риск техногенных аварий, катастроф и опасных природных событий;

* риск ухудшения здоровья человека, негативных изменений в окружающей среде и т.п. при неэкстремальных условиях;

* риск возникновения чрезвычайной ситуации экологического характера.

Уровень безопасности, удовлетворяющий общество, выбор стратегии ее обеспечения, с учетом путей развития экономики, инвестиционных намерений на тех или иных территориях и в регионах, осуществляется исходя из определенных принципов.

Закон “О безопасности” определяет следующие принципы обеспечения безопасности:

* законность;

* соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

* взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

* интеграция с международными системами безопасности.

Кроме того, на основе анализа международной и отечественной практики можно назвать несколько таких принципов:

* безусловный примат безопасности как важнейшего качества жизни и социального прогресса;

* приемлемые опасность и риск, в соответствии с которым устанавливается нижний допустимый и верхний желаемый уровень безопасности, и в этом интервале, с учетом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень безопасности и риска;

* минимальная опасность, в соответствии с этим уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально допустимо, исходя из допущения, что любые затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными;

* последовательное приближение к абсолютной безопасности, т.е. к нулевому риску;

* несоизмеримость экономического и социального ущерба от ЧС и безусловный приоритет последнего;

* компромисс между поколениями (безопасность детей и внуков дороже сегодняшних благ);

* другие принципы, представляющие собой сочетание или развитие вышеприведенных.

При установлении целесообразного и приемлемого для общества уровня безопасности и риска возникает необходимость в проведении анализа условий и путей устойчивого развития общества, с учетом материальных и духовных стимулов и приоритетов.

Количественное проведение такого анализа представляется возможным лишь при наличии адекватных критериев выбора оптимального уровня безопасности в рамках тех требований, которые предъявляются к нему обществом.

В качестве таких критериев могут рассматриваться:

* валовой национальный продукт (ВНП);

* качество жизни (КЖ);

* ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ);

* стоимость увеличения ОПЖ.

Валовой национальный продукт - это все материальные ценности, создаваемые обществом за определенный период (обычно за год), в денежном выражении.

Исчисленный в деньгах и отнесенный к общему количеству людей он составляет средний доход на душу населения. Величина валового национального продукта непосредственно влияет на такие важные показатели уровня жизни, как качество жизни и ожидаемая продолжительность жизни.

Качество жизни обычно характеризуется наличием возможностей для отдыха, занятий спортом, искусством, получения образования и т.п. С качеством жизни также принято связывать возможность приобретения предметов не первой необходимости и роскоши, избыток услуг. Качество жизни, как критерий безопасности, не носит самостоятельного характера в силу недостаточной представительности. Он может использоваться в совокупности с другими критериями.

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в настоящее время считается наиболее приемлемым критерием для оптимизации уровня безопасности. Этот критерий обладает достаточной представительностью, поскольку именно на ожидаемой продолжительности жизни сказываются техногенные и природные воздействия. С другой стороны, ожидаемая продолжительность жизни зависит от среднего дохода на душу населения, а, следовательно, от валового национального продукта.

Создаваемая человеком инфраструктура вызывает изменение ожидаемой продолжительности жизни. Строительство жилья, медицинских учреждений, обеспечение населения продуктами и товарами, развитие транспорта, коммунальных объектов, иных услуг, оказываемых населению, обусловливают рост ожидаемой продолжительности жизни. С другой стороны, создание для этих целей необходимых народнохозяйственных объектов ведет к загрязнению окружающей среды, авариям, истощению природных ресурсов, деградации природы и, как следствие, к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. При установлении оптимальной величины ОПЖ учитываются указанные тенденции.

Устойчивое развитие общества характеризуется постоянным ростом ОПЖ. При этом оптимизация темпов роста ОПЖ предусматривается исходя из интересов как настоящего, так и будущего поколений и проводится с учетом прогнозируемых техногенных, экологических и других нагрузок на объекты биосферы, а также социально-экономических соображений.

Стоимость увеличения продолжительности жизни, так же как и качество жизни, может использоваться в виде дополнительного критерия при оптимизации уровня безопасности.

Средняя ОПЖ (СОПЖ) определяется двумя основными видами расходов:

* расходами на медицину, питание, жилье, транспорт, отдых, культуру, разным образом влияющие на ожидаемую продолжительность жизни;

* расходами на предотвращение и компенсацию отрицательного влияния техногенной деятельности и опасных природных явлений на ожидаемую продолжительность жизни.

Следует отметить определенные трудности в расчете СОПЖ, с учетом внедрения новых безопасных технологий. Дело в том, что модернизация производства и внедрение новых технологий, являющиеся более безопасными, чем прежние, вызывают не только повышение безопасности, но и, как правило, ведут к увеличению эффективности производства. Возникает некоторая неосознанность в оценке долей затрат, которые могли бы быть отнесены к повышению безопасности и увеличению эффективности производства. Не без основания считается, что вторая часть затрат в значительной мере направлена на повышение безопасности будущих поколений. Имеется в виду, что высокая эффективность производства создает серьезные предпосылки для повышения уровня безопасности человека и окружающей среды.

Уровень безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики в развитии экономики и в известной степени является индикатором социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим важное значение имеет принятая за основу концепция территориального размещения производственных и других объектов, являющихся источниками техногенной опасности. Как известно, концентрация производства влечет за собой экономию текущих и капитальных затрат, что обусловлено ростом производства. Однако при высокой концентрации производства вступает в силу другой фактор - увеличивается величина наносимого ущерба при крупных авариях в случае землетрясения, акта терроризма или попадания в объект боевого средства. Это касается, прежде всего, наиболее опасных объектов.

При размещении производственных объектов необходимо учитывать и социальные аспекты повышения безопасности. Как известно, промышленность тяготеет к городам и поселкам с хорошо развитой инфраструктурой. Это влечет за собой увеличение риска крупных социальных потерь при авариях, катастрофах и других событиях, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Уровень безопасности в значительной мере зависит от эффективности проектно-конструкторских решений по созданию промышленных объектов, особенно тех из них, которые несут повышенную опасность.

Поиск эффективных решений проводится с учетом затрат на повышение надежности и безопасности технических систем и качества выпускаемой продукции, временного фактора и социальных эффектов.

Установление того или иного уровня безопасности и обеспечение устойчивого развития общества является возможным лишь при наличии эффективного механизма управления безопасностью. В соответствии с современными взглядами, при управлении безопасностью необходимо следовать определенным стратегиям, выражающим в конкретной и компактной форме основные направления усилий по снижению уровня опасности и защите населения и окружающей среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.