Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие торгового предприятия






Вопрос о сущности и содержании понятия «предприятие» следует рассматривать с разных сторон: организационно-экономической, правовой, места и роли предприятия в системе общественного производства.

С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, надлежащим образом организованных для производства продукции, выполнения каких либо других работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществление социально-значимых функций.

Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать решения по всем видам и результатам своей деятельности на рынке и нести ответственность за свои действия.

Понятие предприятия имеет и правовую основу. Оно обязательно должно быть юридическим лицом.

Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйственный субъект, c правом юридического лица, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.

Данное определение относится к любому предприятию.

Основными признаками (чертами) предприятия являются:

- организационное единство;

- экономическая обособленность;

- экономическая самостоятельность;

- хозяйственно-оперативная самостоятельность;

- обособленное имущество;

- имущественная ответственность;

- единоналичие;

Участие в хозяйственном обороте от собственного имени.

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности и предполагает полную экономическую и хозяйственно-оперативную самостоятельность.

Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.

В соответствии с законодательными и нормативными актами субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:

- численность и структуру персонала;

- формы и системы оплаты труда;

- поставщиков и покупателей;

- ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства).

Хозяйственно-оперативная самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

Совокупность черт предприятия придает ему целостность как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.

Основной функцией торгового предприятия является продажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости в денежную.

Для торгового предприятия характерны три основных признака: экономический, организационный и правовой.

Экономический признак означает осуществление цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

Классификация предприятий торговли:

1) по размеру в зависимости от численности работников;

2) по «глубине акционирования».

В соответствии с первой классификацией, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.

В соответствии со второй классификацией, торговые предприятия делятся на малые, средние и крупные группы в зависимости от «глубины акционирования». К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг.

Под термином «глубина акционирования» понимаются 3 возможных состояния торгового предприятия с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл. 1).

К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функционирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере, а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма предприятий среднего размера - это акционерное общество.

Таблица 1

Классификация торговых предприятий по глубине акционирования

 

Группа торговых предприятий Отношение к акционированию Отношение к рынку ценных бумаг
Малые Средние Большие Не акционерное Акционерное Акционерное Нет Нет Акции котируются на фондовой бирже

 

К большим относятся торговые предприятия, акции которых котируются на фондовой бирже.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.