Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммунальные платежи и методы управления ими






Повышение уровня сбора платежей является одной из предпосылок финансовой стабильности в сфере предоставления коммунальных услуг в Украине.

С целью увеличения поступлений средств на предприятия за предоставленные услуги необходимо разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение финансовой дисциплины потребителей.

Проблема задолженности по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг в Украине многогранная и сложная. Вообще она значительно обостряется в моменты повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Особое значение имеет анализ и изучение опыта уменьшения задолженности и анализ деятельности предприятий и местных и региональных органов власти, у которых уровень задолженности высочайший.

Задолженность за жилищно-коммунальные услуги продолжает возрастать, еще больше ухудшая и без того критическое финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Проблема задолженности имеет два измерения, поскольку одна часть долгов есть текущая, а другая накопились за минувшие годы. Соответственно и способы решения проблемы относительно двух видов долгов разные. В случае текущей задолженности могут применяться мероприятия с целью предотвращения их образования и создание условий, по которым своевременно платить за услуги будет выгодно (санкции, экономические стимулы при своевременной оплате, усовершенствование процедуры собирания платежей), а для погашения накопленной задолженности более целесообразны реструктуризация долгов или возмещения долгов в судебном порядке.

Украина до этого времени не выработала единого подхода для преодоления кризисного положения относительно долгов за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Проблема повышения уровня сбора платежей за коммунальные услуги давно находится в центре внимания органов местного самоуправления, органов государственной власти, политиков и общественности.

Уровень задолженности за потребленные коммунальные услуги тесно связан с качеством и объемами их предоставления. К причинам, которые приводят к снижению уровня оплаты услуг, относятся: отключение горячего водоснабжения без предшествующего информирования населения, неосуществление перерасчетов стоимости реально полученных услуг (например, в случае теплой зимы), задержка с восстановлением централизованного теплоснабжения, и даже отсутствие самой услуги. Отсутствие у потребителей действующих механизмов реагирования на некачественные услуги, неравнозначные отношения между потребителем и поставщиком - важный фактор возрастания задолженности. Для того чтобы сделать перерасчет в случае получения услуг низшего качества или в меньшем объеме, потребителю необходимо осуществить довольно сложную процедуру - вызвать представителей ЖЕКа или коммунального предприятия, выслушать от них встречные претензии, оформить акт. Намного проще перестать платить. В то же время для повышения стоимости услуг, нерегулярного предоставления услуг коммунальным предприятиям даже не нужно сообщать потребителям. Считается достаточным, чтобы в конце года был сделан окончательный расчет по факту потребления.

Коммунальные предприятия - поставщики услуг, которые могут прекратить предоставление услуг потребителям в случае неуплаты ими представленных счетов. Соответствующее положение о возможности совершения таких действий может быть определено в договоре о предоставлении услуг. При этом исполнитель может заранее предупредить потребителя об отключении.

В случае неоплаты гражданами потребленных коммунальных услуг коммунальные предприятия могут взыскать долг в судебном порядке. Для этого нужно соблюсти определенные процедуры - прислать письменное требование предприятия об уплате суммы долга. В этом требовании может быть предупреждение о том, что в случае неуплаты долга к суду будет передано исковое заявление о принудительном взыскании долга. Практика показывает, что часть должников считает за лучшее оплатить долги к началу рассмотрения дела в суде.

В соответствии с Гражданским кодексом Украины, срок исковой давности составляет 3 года. Итак, долги могут быть взысканы за 3 года, которые предшествуют дате представления иска.

В случае невыполнения должником решение суда добровольно, долг взимается в принудительном порядке органами Государственной исполнительной службы.

Согласно закону Украины № 606-XІ " Об исполнительном проведении", возмещение долгов может осуществляться, в первую очередь, за счет средств должника, или - за счет его имущества, а в случае недостаточности или отсутствия средств и имущества - за счет доходов граждан.

По решению суда в случае отсутствия средств у должника на его имущество может быть наложен арест (проведено описание) и продано в принудительном порядке.

Экономические стимулы и прочие мероприятия по увеличению сбора платежей:

- внедрение прямых расчетов с потребителями;

- создание городских расчетных центров по автоматизированному сбору платежей;

- внедрение мероприятий контроля за движением средств;

- применение экономических стимулов с целью увеличения сбора платежей;

- информационно-разъяснительная робота среди населения;

- с целью экономического стимулирования населения вводить такие стимулы, как скидки при погашении задолженности и (или) оплате за жилищно-коммунальные услуги;

- лотереи среди дисциплинированных плательщиков.

Организационные мероприятия по погашению задолженности:

- предоставление должникам возможности заключения договора с коммунальными предприятиями о реструктуризации долга на срок 1-5 лет, при условии 100% текущей оплаты;

- списание задолженности в исключительных случаях по решению местных органов власти, преимущественно, чтобы защитить несовершеннолетних;

- товарообменный способ оплаты (бартер);

- поквартирный обход должников специальными комиссиями, которые состоят из представителей местной администрации, коммунальных предприятий, ЖЕКов, социальных служб, с целью изучения платежеспособности населения;

- информационно-разъяснительная работа.

" Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период до 2010 года", одобренная постановлением КМУ № 139, предусматривает привлечение к управлению жилым фондом на конкурсных основах " управляющих компаний", к функциям которых будет относиться определение подрядчиков для выполнения работ по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и заключения соглашений с ними, а также организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Форма оплаты услуг, как предусмотрено " Правилами предоставления населению услуг...", может быть наличная или безналичная, что определяется в договоре между потребителем и исполнителем услуг. При оплате в безналичной форме (возможные авансовые платежи) потребитель поручает банку или другой организации ежемесячно перечислять (например, из заработной платы) определенную сумму платежа со своего счета на расчетный счет исполнителя. Оплата денежной наличностью осуществляется через кассы банковских учреждений или исполнителя услуг по выдаче платежного документа, оформленного в установленном порядке (отражение регистратора расчетных операций, печати и т.п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.