Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование наглядных обобщений






Задачей данной рубрики программы является формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), необходимых для развития познавательной деятель­ности учащихся.

У умственно отсталых слабослышащих детей к началу школь­ного обучения оказываются несформированными элементарные познавательные процессы. Предметы и явления окружающей дей­ствительности фиксируются в их сознании бессистемно, отры­вочно. Система учебной работы по формированию элементарных словесных обобщений включает: выделение отдельных свойств предмета, дифференциацию существенных и несущественных признаков, выделение существенных свойств групп предметов, объединение видовых понятий в родовые, усвоение обобщаю­щих слов.

Совершенно очевидна необходимость проведения специальной коррекционно-воспитательной работы по формированию умствен­ных действий, без чего невозможно ни обучение речи, ни изуче­ние школьных предметов.

Формирование наглядных обобщений на первом году обуче­ния предусматривает обогащение представлений детей об окру­жающей действительности, повышение уровня их общего разви­тия, пробуждение у учащихся познавательного интереса. Специ­альная коррекционно-воспитательная работа должна быть направ­лена на развитие способности к наблюдению, на формирование умений сравнивать и сопоставлять предметы и явления действи­тельности, а также на усвоение «житейских» понятий. Широко используя наглядные средства, экскурсии и практическую дея­тельность, учитель расширяет жизненный опыт ребенка, уточня­ет конкретные представления и знания учащихся о свойствах пред­метов, их взаимосвязи в окружающем мире.


Натуральные предметы, предметные и сюжетные картинки, таблички для глобального чтения — все это в целом составляет наглядную основу, подводящую в последующем к первоначаль­ным словесным обобщениям. Работа по формированию обобще­ний представлена в программе в определенной последовательно­сти:

1) выделение признаков предметов;

2) сравнение предметов по выделенным признакам и установ­
ление их иерархии;

3) предметная классификация: а) по опорным картинкам;
б) по табличкам для глобального чтения.

Наряду с классификацией проводится группировка геометри­ческого материала (круги, квадраты, треугольники, ромбы), а также работа по конструированию и складыванию разрезных и сюжетных картинок. В связи с работой по формированию обобще­ний используется описание предметов. Этот вид работы рекомен­дуется проводить в I классе по образцу и с опорой на таблички для глобального чтения.

Обучение основным приемам и способам мыслительной дея­тельности, проводимое на уроках развития речи с преимуществен­ным использованием дидактических игр и практических работ как наиболее доступных форм обучения слабослышащих учащихся вспомогательных классов, активизирует их учебную деятельность. Поэтому в программе указаны виды практических работ и экскур­сий, способствующих формированию обобщений и развитию по­знавательной деятельности учащихся. К ним относятся зарисов­ки, лепка, наклеивание аппликации и поделки отдельных пред­метов, названия которых изучаются в течение года; знакомство со школьными помещениями (столовая, спальни, библиотека); экс­курсии на близлежащую улицу и в школьный двор; проведение подвижных игр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.