Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I класс Развитие речи






Одной из основных задач, решающихся на уроках развития речи, является формирование у детей готовности к школьному обучению.

Полноценная готовность к школьному обучению предусматри­вает наличие у ребенка ряда личностных качеств: желание учить­ся, интерес к знаниям, навыки самоконтроля, понимание смыс­ла учебных задач, определенный запас знаний об окружающем мире. Одним из наиболее важных компонентов подготовки к школь­ному обучению является наличие определенного уровня речевого развития, поскольку изучение учебного материала построено на основе словесного общения.

Пропедевтика школьного обучения, тесно связанная с изуче­нием языка, в I классе реализуется в трех направлениях, ориен­тированных на формирование первоначальных учебных умений и

8 Жигорева 209


       
 
 
   


познавательных интересов: 1) накопление словарного запаса; орга­низация речевого общения и формирование элементарных навы­ков связной речи; 2) подготовка к системному обучению грамоте; 3) формирование наглядных обобщений.

Каждое из этих направлений решает свои специфические зада­чи, но в сумме они позволяют ко второму-третьему годам обуче­ния приступить к изучению основных школьных разделов языко­вого цикла (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи и т.д.)- Все вышеперечисленные направления коррек-ционно-подготовительной работы находят свое отражение в од­ном уроке; причем подача учебного материала на уроке организу­ется таким образом, чтобы не терялась специфика каждого на­правления. Опыт обучения показывает, что комплексный путь раз­вития речи оказывается для умственно отсталых слабослышащих детей оптимальным, поскольку обеспечивает многократную и разноплановую обращаемость изучаемого материала.

Накопление словарного запаса регулируется тематикой, свя­занной с учебно-игровой деятельностью детей, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Дети знакомятся со словами, обозначающими определенные классы предметов, «житейские» понятия: игрушки, посуда, одежда и т.д. Тематическая группировка материала («В классе», «В умывальне», «Столовая») дает возможность наряду с накоплением слов рабо­тать над развитием элементарных грамматических обобщений и формированием первоначальных навыков связной речи.

Особое место в программе занимает изучение лексики, необ­ходимой для организации учебного процесса. Оно включает по­нимание и употребление поручений, приказаний и вопросов (встань[те]9 сядь[те], возьми[те] ручки, тетради; Как тебя зо­вут? Как твоя фамилия?). Овладение этим лексическим материа­лом позволяет организовать учебную деятельность умственно от­сталых слабослышащих первоклассников, формируя у них прак­тические речевые навыки: умение назвать предмет, показать его, соотнести с картинкой, умение обратиться к товарищу с просьбой назвать предмет.

Лексический материал объединяется не только тематически, имеется в виду и лексико-грамматическая его группировка по принадлежности к разным частям речи. Основное место занимают более употребительные существительные в единственном и мно­жественном числе, одушевленные и неодушевленные. Объем пред­метного словаря, распределенного по четвертям, постепенно воз­растает. Так, в первой четверти дети должны выучить двадцать слов, во второй — тридцать и т.д. В группу прилагательных вклю­чены слова, характеризующие основные цвета и величину, а в группу глаголов — слова, обозначающие движение, состояние и речевую деятельность.


Работа над усвоением лексики на уроках развития речи начи­нается со знакомства с новым словом и может проводиться по следующему плану.

1. Создание естественной ситуации, в которой проводится по­
каз реальных предметов или муляжей. Знакомство со свойствами
предмета и его назначением.

2. Усвоение названий предметов в устной и письменной фор­
мах (глобальное восприятие таблички-названия, печатание назва­
ния по образцу, дактилирование).

3. Формирование умения соотносить предметы с их изображе­
ниями.

4. Включение новых слов в словосочетания и предложения и.
выполнение поручений, содержащих новое слово.

5. Употребление нового слова в устной речи с широким ис­
пользованием письменной (глобальное чтение, дактилология)
формы речи.

6. Знакомство со звукобуквенным составом слова: составление
слов из букв разрезной азбуки с опорой на табличку-название;
нахождение знакомых звуков и букв в слове и чтение их; аналити­
ческое чтение слов, в которых все буквы знакомы учащимся; пе­
чатание слов в тетради в клетку.

Особенности речевого и общего развития учащихся вспомога­тельных классов делают необходимым расширение чувственной основы, на которой строится словесное обозначение. Поэтому первоначальное знакомство со словом должно быть связано со всесторонним анализом предмета, который обозначается этим словом. Чем больше свойств и признаков выделит учащийся, тем шире будет сенсорная база, на основе которой школьники соста­вят свое представление о предмете, тем легче запомнится ими слово-название и тем теснее оно свяжется с самим предметом.

Обучение умственно отсталых слабослышащих первоклассни­ков словесной речи осложняется тем, что к моменту поступления в школу у них очень мал жизненный опыт, почти нет запаса пред­ставлений, на основе которых происходит развитие познаватель­ной деятельности и словесной речи. Поэтому на уроках развития речи учителю приходится решать двойную задачу: знакомить де­тей с предметами и явлениями окружающей действительности и одновременно вводить их словесные обозначения. Накопление социального опыта и усвоение словесной речи происходят одно­временно. При этом необходимо учитывать, что при обучении учащихся вспомогательных классов совершенно неэффективно многословное «толкование» слова: оно должно прийти к ребенку из его практического опыта. Следует специально обращать внима­ние детей на то, что одно и то же слово может означать однород­ные предметы, действия, качества. Как можно нагляднее нужно стремиться раскрыть учащимся то общее, что позволяет соеди-


нить предметы в однородную группу, т.е. познакомить детей с лексическим значением слова. Если пренебречь выполнением этого требования, то на начальном этапе развития речи слово у ум­ственно отсталого слабослышащего ребенка будет иметь единич­ную предметную отнесенность. Он воспримет и усвоит слово как единичное название.

При обучении слабослышащих учащихся вспомогательных клас­сов необходимо строить занятия таким образом, чтобы ученик испытывал положительные эмоции, радовался появлению ново­го слова, чтобы у детей появлялось желание употреблять его в речи. В связи с этим правомерно шире использовать игровую дея­тельность. Одна из основных трудностей, с которой встречается педагог на уроках развития речи, состоит в неумении учащихся осмыслить, понять содержание учебного задания. Поэтому в пер­воначальный период обучения применяется совместная деятель­ность учителя и ученика. Школьники постепенно научаются под­ражать действиям педагога, а затем переходят к самостоятельной деятельности. От сформированности умения подражать во многом зависит успешность практического овладения учащимися речью. Развитие умения подражать осуществляется на целесообразных, нужных ребенку для жизни и учения действиях. Для правильной организации этого процесса необходима четкость и точность по­каза. По мере развития следует переходить от пассивного подра­жания к активному действию, т.е. от совместных действий учите­ля и ученика к действиям по предварительному показу и образцу.

Известно, что одна из особенностей умственно отсталых детей состоит в том, что результаты их обучения крайне неустойчивы. Это выражается в том, что школьники с трудом запоминают но­вые слова и выражения и быстро забывают выученные. Очевидно, что без прочного и долговременного запоминания слов развитие речи тормозится. Поэтому необходимо создать учащимся такие условия, которые облегчили бы им запоминание и актуализацию словарного материала.

Эти условия определяются следующими основными положе­ниями.

1. Предметный словарь для запоминания предлагается в тема­
тической группировке.

2. Слова, обозначающие действия предметов, включаются в
различные словосочетания: сочетания с действиями, противопо­
ложными по значению; сочетания одного и того же глагола с раз­
личными существительными.

3. Новые слова должны обязательно сочетаться с ранее изучен­
ными.

4. Подача нового материала сопровождается целевой установ­
кой («запомни», «выучи»), побуждающей ученика к запомина­
нию.


Основной формой описательно-повествовательной речи, с которой знакомятся учащиеся на первом году обучения, является составление повествовательных предложений. Дети наблюдают то или иное явление, оформляют свои знания словом-названием, затем одной-двумя фразами и лишь потом описывают свои впе­чатления в виде связного текста.

Для решения этой задачи в основном используются типичные для 2-го отделения школы слабослышащих виды работ с измене­нием их дозировки и сложности. Количество упражнений увели­чивается, степень сложности их облегчается. Основными видами работы являются следующие: 1) описание выполняемых поруче­ний; 2) описание демонстрируемых действий; 3) составление подписей к картинкам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.