Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Общая характеристика учебного предмета






 

Горнолыжный спорт (вид спорта) – сложнокоординационный, скоростно-силовой вид спорта, основанный на спуске на горных лыжах за более короткий промежуток времени по специальным трассам, проложенным в горах, с прохождением расставленных в определенном порядке контрольных ворот в соответствии с правилами.

История горных лыж насчитывает более сотни лет. Он возник в середине XVIII в. в Скандинавии.

Горные лыжи популярны, как вид активного отдыха миллионов людей по всему миру. Традиционно этот вид спорта наиболее развит в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Швейцария, США, Германия.

Первые правила соревнований по горным лыжам были предложены в 20-е годы XX в. англичанином А. Лунном, который в 1922 г. организовал в швейцарском местечке Муррен первые официальные соревнования по слалому.

Первый в истории учебник по горным лыжам был выпущен в самом конце XIX века (1896 г.) австрийцем Матиасом Здарским, в котором он обобщил все имеющиеся на тот момент достижения: технику спуска с применением " упора" (плуга), обосновал необходимость создания более жестких ботинок и прочных креплений, описал перспективы развития этого вида спорта и изложил основные методы обучения. Это был человек, который впервые документально оформил все имеющиеся сведения и положил начало написания учебных пособий по горнолыжному спорту. Можно сказать, что с этого момента горные лыжи из народной забавы стали превращаться в серьёзный вид спорта.

Горнолыжный спорт – вид спорта, включенный во Всероссийский реестр видов спорта под номером-кодом 0060003611Я.

Дисциплины горнолыжного спорта:

- скоростной спуск 0660013611Я

- супер-гигант 0660023611Я

- слалом-гигант 0060033611Я

- слалом 0060043611Я

- комбинация 0060053611Я

- параллельный слалом 0060063811Я

- супер-комбинация 0060083811Л

- троеборье 0060073811Н

Первенство мира по горнолыжному спорту регулярно проводится с 1930 г. С 1936 г. он включен в программу зимних Олимпийских игр.

 

Суть обучения спускам на горных лыжах - это последовательная система изучения (теория + практика) упражнений и приёмов, постепенное овладение которыми создаёт необходимую базу двигательных умений и навыков, чувства равновесия, ориентировки и координации движений, открывающих путь к овладению совершенной техникой красивых и безопасных спусков с гор на лыжах.

Учебный процесс основан на последовательном формировании технических навыков и рефлексов, которые создают необходимую двигательную базу для овладения в дальнейшем более сложными элементами.

В основные обучения катанию на горных лыжах лежат следующие принципы:

· от известного к неизвестному;

· от общего к частному;

· от простого к сложному;

· не делать одно упражнение слишком долго или слишком мало;

· усложнять упражнения постепенно, обучать в соответствии с методикой;

· повороты тренировать в обе стороны;

· усложнять повороты, изменяя скорость, радиус, склон;

· объяснять и корректировать основные ошибки сразу, но не более 2-х за один раз;

· разнообразие движений и упражнений в обучении.

 

Занятия по горнолыжному спорту проводятся на горнолыжной трассе, представляющей собой специально подготовленный участок склона с определенным профилем, оснащенный необходимыми техническими устройствами для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по горнолыжному спорту и обеспечивающий возможность безопасных спусков.

Действует система, классифицирующая трассы (по уровню сложности) по следующим категориям:

· «зеленая» — для начинающих;

· «синяя» — низкого уровня сложности;

· «красная» — среднего уровня сложности;

· «черная» — высокого уровня сложности.

Кроме указанных трасс, в любом горнолыжном комплексе выделяют в стороне от основных трасс места для катания новичков и детей («детский клуб», «лягушатник», пр. названия).

 

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности Программа включает в себя три основных раздела:

· «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

· «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);

· «Физическое совершенствование» (процессуально-мотива­цион­ный компонент деятельности).

В разделе «Знания о физической культуре» представлены история олимпийского движения в мире и России, основные термины и понятия горнолыжного спорта и история его развития, востребованность в современном обществе. В этом разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, а также требования техники безопасности.

 

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел взаимосвязан с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя:

- организацию и проведение занятий горнолыжным спортом с учетом возраста обучающихся, особенностями их физиологического развития и физической подготовленности;

- условия соблюдения требований техники безопасности;

- правила выбора и подготовки мест для занятий;

- информацию об инвентаре и одежде для занятий горными лыжами.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами горнолыжного спорта и включает в себя несколько направлений:

- «Физкультурно-оздоровительная деятельность»;

- «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»;

- «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».

«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся (освоение техники безопасности в том числе).

«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и специальной технической подготовки обучающихся, оосвоение ими начальных навыков и приёмов катания на горных лыжах.

«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» ориентирована на совершенствование техники упражнений и приёмов катания.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её раз­делов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

 

Программа предполагает три этапа обучения, в которые включены 10 уровней подготовки, - по степени сложности выполняемых упражнений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Содержание обучения в рамках каждого этапа, уровни подготовки и место проведения занятий (категория горнолыжной трассы) соответствуют определённому возрасту обучающихся (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2):

· I (начальный) этап обучения (1-3 уровни подготовки) – 1-4 классы;

· II (общий) этап обучения (4-7 уровни подготовки) – 5-9 классы;

· III (продвинутый) этап обучения (1-3 уровни подготовки) – 10-11 классы.

 

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16).

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

При планировании занятий горными лыжами, как 3-ий урок физической культуры (в качестве вариативной части),

на I этапе обучения (1-4 классы) отводится 52 часа: в 1-2 классах – по 10 часов, в 3-4 классах по16 часов;

на II этапе (5-9 классы) - 80 часов (по 16 часов в каждом классе);

на III этапе (10-11 классы) - 32 часа (по 16 часов в каждом классе).

Программа также может использоваться в рамках дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (напр.: в работе школьных спортивных клубов по направлению «Горнолыжный спорт».

Обучение катанию на горных лыжах по Программе организуется с обучающимися общеобразовательных организаций, не имеющими медицинских противопоказаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.