Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет и списание транспортно-заготовительных расходов






 

Приобретая материально-производственные запасы, необходимые для осуществления своей деятельности, организации несут различные сопутствующие расходы, связанные с транспортировкой и страхованием груза, оплатой услуг морских портов, уплачивают таможенные комиссионные платежи. Такие расходы принято называть транспортно-заготовительными расходами.

В статье рассмотрим понятие и состав транспортно-заготовительных расходов, а также порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

 

Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) согласно п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н), - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов, используя Примерную номенклатуру ТЗР, приведенную в Приложении 2 Методических указаний N 119н, и утвердить его в своей учетной политике.

В бухгалтерском учете организации затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов (далее - МПЗ) до места их использования согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету " Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), учитываются в стоимости приобретаемого сырья.

 

Справочно: Методические указания N 119н и ПБУ 5/01 применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), разъяснения на этот счет приведены в Информации Министерства финансов Российской Федерации N ПЗ-10/2012 " О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете". В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.

 

Затраты по заготовке и доставке МПЗ, в частности, включают в себя:

- расходы по страхованию;

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;

- затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором;

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

- таможенные пошлины;

- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.

Наряду с производственной деятельностью организации могут осуществлять торговую деятельность. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 такие организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу.

В соответствии с п. 83 Методических указаний N 119н ТЗР принимаются к учету путем:

- отнесения ТЗР на отдельный счет 15 " Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно расчетным документам поставщика;

- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 " Материалы";

- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала. Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Если же организация приобретает материалы для перепродажи и включает расходы по доставке таких материалов на склад в издержки обращения, то она должна учитывать ТЗР по дебету счета 44 " Расходы на продажу", а в дальнейшем списать данные расходы в дебет счета 90 " Продажи", субсчет 2 " Себестоимость продаж".

Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке МПЗ в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета.

 

Пример. Организация ООО " Омега" для последующей перепродажи приобрела партию материалов на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.). Расходы по доставке товаров до склада составили 2360 руб. (в том числе НДС 18% - 360 руб.).

Предположим, что учетной политикой ООО " Омега" предусмотрено, что расходы по доставке включаются в стоимость материалов, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15 " Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Тогда в бухгалтерском учете ООО " Омега" будут сделаны следующие записи с применением счетов и субсчетов:

10 " Материалы";

15 " Заготовление и приобретение материальных ценностей";

19 " НДС по приобретенным ценностям";

44 " Расходы на продажу";

51 " Расчетные счета";

60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

68-2 " Расчеты по НДС";

76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Дебет счета 15 Кредит счета 60

- 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов;

Дебет счета 19 Кредит счета 60

- 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам;

Дебет счета 15 Кредит счета 76

- 2000 руб. - учтены в стоимости материалов расходы по их доставке;

Дебет счета 19 Кредит счета 76

- 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов;

Дебет счета 10 Кредит счета 15

- 12 000 руб. (10 000 руб. + 2000 руб.) - отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад;

Дебет счета 68-2 Кредит счета 19

- 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС;

Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 51

- 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке.

Допустим, что учетной политикой ООО " Омега" предусмотрено, что расходы по доставке и заготовке материалов учитываются в составе расходов на продажу.

В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 60

- 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов;

Дебет счета 19 Кредит счета 60

- 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам;

Дебет счета 44 Кредит счета 76

- 2000 руб. - отражены расходы по доставке материалов;

Дебет счета 19 Кредит счета 76

- 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов;

Дебет счета 68-2 Кредит счета 19

- 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС;

Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 51

- 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке.

 

В соответствии с п. п. 87, 88 Методических указаний N 119н ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному распределению пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущей суммы ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР в стоимости материалов допускается применять следующие упрощенные варианты:

- при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20 " Основное производство", 23 " Вспомогательные производства" и увеличение стоимости проданных материалов;

- удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц;

- в течение текущего месяца ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

- ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределяемой суммы ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

- ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%.

Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике.

Порядок отражения ТЗР в налоговом учете организации зависит непосредственно от условий договора с поставщиком.

Суммы расходов на доставку покупных товаров (материалов), предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения таких материалов, относятся к прямым расходам согласно ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

 

Пример (цифры условные). Организация ООО " Мир" учитывает расходы по доставке материалов в составе расходов на продажу.

Допустим, что остаток по счету 44 " Расходы на продажу" на начало текущего месяца составил 20 000 руб., расходы на доставку товаров от поставщика за текущий месяц равны 40 000 руб.

Остаток материалов на начало текущего месяца составил 100 000 руб. За текущий месяц поступило материалов для перепродажи на сумму 500 000 руб., реализовано товаров на сумму 400 000 руб.

Следовательно, остаток нереализованных материалов на конец текущего месяца будет равен 200 000 руб. (100 000 руб. + 500 000 руб. - 400 000 руб.).

Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана за текущий месяц, рассчитывается следующим образом:

1) сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.);

2) сумма товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка нереализованных товаров на конец месяца будет равна 600 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб.);

3) средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит 10% ((60 000 руб. / 600 000 руб.) x 100%);

4) сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, на конец текущего месяца будет равна 20 000 руб. (200 000 руб. x 10%);

5) сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, составит 40 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб. - 20 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО " Мир" списание транспортных расходов за текущий месяц отразится следующей проводкой:

Дебет счета 90 " Продажи", субсчет 2 " Себестоимость продаж", Кредит счета 44 " Расходы на продажу"

- 40 000 руб. - списаны транспортные расходы на себестоимость продаж.

 

Таковы основные особенности отражения транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.