1. Характеристика доходов общего фонда и их бухгалтерский учет
Доходами общего фонда бюджетных учреждений есть ассигнования из государственного и местного бюджета, которые бюджетное учреждение получает согласно смете от высших распорядителей на содержание учреждения, во исполнение программ и мероприятий.
Бюджетные ассигнования - полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств согласно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства на осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.
Годовая сумма этих средств определена в Смете учреждения, а в Плане ассигнований по общему фонду она детализируется по месяцам.
На основании распоряжения Государственного казначейства суммы открытых ассигнований зачисляются на счета главным распорядителям, которые в свою очередь на протяжении следующего рабочего дня после получения выписки об открытии ассигнований предоставляют соответствующему структурному подразделу Госказначейства Украины распределения открытых ассигнований за кодами программной и экономической классификации расходов и за территориями в разрезе низших распорядителей и получателей бюджетных средств.
Об открытых ассигнованиях бюджетным учреждениям предоставляется выписка из их регистрационных счетов обслуживающими органами Держ-Казначейства.
Для бухгалтерского учета доходов общего фонда - открытых ассигнований, - используют пассивный счет 70 " Доходы общего фонда", к которому приоткрываются субсчеты:
701 " Ассигнование из государственного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия";
702 " Ассигнование из местного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия". Это пассивные счета предназначены для учета источников финансирования.
По кредиту этих счетов отображают:
- суммы бюджетных средств, что полученные для осуществления расходов, предусмотренных в смете по общему фонду бюджета;
По дебету этих счетов отображают:
- суммы отозванных средств высшим распорядителем;
- суммы неиспользованных средств в конце бюджетного года;
- суммы переведенных средств низшим распорядителям;
- суммы фактически использованных средств общего фонда, которые списываются в конце года в порядке закрытия счетов на субсчет 431 " Результат выполнения сметы за общим фондом".
Аналитический учет ассигнований организуется за каждой бюджетной программой или кодом функциональной классификации расходов, а в середине их - за кодами экономической классификации расходов. Для этого используют " Карточку аналитического учета полученных ассигнований" установленной формы.
Карточка приоткрывается на бюджетный год. По строке " Утверждено сметой на год" проставляется годовая сумма ассигнований в разрезе КЕКВ. В процессе выполнения сметы в ней на основании выписок госказначейства из регистрационных и специальных регистрационных счетов записываются суммы фактически выделенных ассигнований. Отозванные суммы записываются со знаком " -", или чернилами красного цвета.
Ежемесячно в Карточке подсчитывается итог ассигнований, полученных за месяц и нарастающим итогом с начала года (за вычитанием отозванных сумм), и определяется сумма остатка годовых бюджетных назначений.
" Карточка аналитического учета полученных ассигнований" приоткрывается отдельно по каждому коду программной классификации расходов или функциональной классификации расходов. Кроме того, отдельно ведется учет ассигнований полученных учреждением из общего и отдельно из специальный фонда бюджета. Для этого приоткрываются отдельные карточки. Карточка подписывается исполнителем и лицом, которое она проверила.
2. Учет денежных средств общего фонда
При выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственное казначейство Украины, которая действует в составе Министерства финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.
На этот счет зачисляются налоги, собрание, другие обязательные платежи, поступления в бюджет из других источников. В тот же время Держ-Казначейство с этого счета осуществляет платежи в пользу субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставили товары или услуги распорядителям бюджетных средств.
Открытие и закрытие счетов бюджетных учреждений в органах Госказначейства регулируется инструкциями Госказначейства.
Казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает:
- розрахунково-касове обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов согласно законодательству;
- контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей за этими обязательствами;
- ведение бухгалтерского учета и составление отчетности о выполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета;
- осуществление других операций с бюджетными средствами.
В территориальных отделениях Госказначейства для бюджетных учреждений (на имя распорядителей бюджетных средств) приоткрываются регистрационные счета по учету средств общего фонда и специальные регистрационные счета для учета средств специальный фонда. Для обслуживания счетов с органом Госказначейства заключается договор на обслуживание счета.
Содержание и назначения каждый счет указан в таблице 1.
Таблица 1
Средства общего фонда бюджета
Назначение средств, которые учитываются на счете
| На содержание учреждения
| 311 " Текущие счета на расходы учреждения"
| 321 " Регистрационные счета"
| Средства бюджета переведенные главному распорядителю или распорядителю 2 уровня для перераспределения и переведение подведомственным учреждениям
| 312 " Текущие счета для переведения подведомственным учреждениям"
| 322 " Лицевые счета"
| За осуществленными операциями систематически учреждению предоставляется выписка со счета.
Для отображения в учете хозяйственных операций с денежными средствами общего фонда предназначенный мемориальный ордер № 2 " Накопительная ведомость движения денежных средств в органах держ-казначейства (учреждениях банков)" (форма 381 бюджет). Этот мемориальный ордер имеет две части: в первой отображается поступление средств(дебет счета), а в другой части - их расходования (кредит счета). Записи осуществляются на основании выписок со счетов. По окончании месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту счета, записывается остаток на начало и конец месяца.
Мемориальные ордера приоткрываются отдельно по каждому регистрационному (личному, текущему) счета. При наличии нескольких счетов по каждому приоткрывается и ведется отдельный мемориальный ордер, который нумеруется: № 2-1, № 2-2, № 2-3 и т.д
|