Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение как деятельность. Мотивация учения, её изучение и формирование.






 

Учение —специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков {учебная деятельность} и развитие самого ученика. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые знания. Только при этом условии мож­но избежать формализма в усвоении знаний, обеспечить высо­кий уровень сознания. Цель учения рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изме­нение, обогащение, “перестраивание” самого ребенка.

Учебная деятельность, как и любая развернутая деятель­ность, предполагает достижение ряда целей. Общие цели всегда, на всех этапах учения задаются извне (учебным планом, программой, методическими разработка­ми и учителем), В постановке частных целей при­нимает участие сам ученик. Учебный процесс не­обходимо строить таким образом, чтобы ученик не только при­нял цели учения, но и научился сам ставить близкие и далекие цели, исходя из задач учебной деятельности.

Учебная деятельность сложна по своей структуре. Основными её компонентами являются: учебная задача, учебные действия, действия по контролю за процессом усвоения и оценки степени усвоения.

Учебная задача не совпадает с конкретно-практической. Учебная задача предполагает научение ребёнка способам усвоения знаний. Усвоение учебной задачи должно стать целью.

Учебное действие складывается из учебных операций. Знание способов действия обеспечивает успех в деятельности, успешный резуль­тат. Успешный же результат стимулирует активность и поддер­живает устойчивую мотивацию.

Действие по контролю за ходом усвоения сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания, на основании проб и ошибок.

Действие оценки степени усвоения процесса оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления (оценки как компонента учебной деятельности) — идентично некоторым аспектам самооценки. Самая общая и самая важ

ная функция самооценки—регулятивная. Самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития ученика. Выде­ляют два вида самооценки:

1) ретроспективная— оценка результатов своей деятельности (“Хорошо или плохо я сделал? ”);

2) прогностическая— оценка субъектом собственных возможностей (“Могу ли я справиться с этой задачей или нет?)

Научение —это устойчивое, целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакция­ми организма.

Выделяют различные виды научения. Например, уже в раннем детстве ребенок научается различать цвета, звуки, форму предметов. Это сенсорное научение, Рано у ребенка проявляется и моторное научение. Ребенок научается ходить, произносить зву­ки. Сенсомоторное научение (синтез сенсорного и моторного) обеспечивает выполнение сложных действий под контролем вос­приятия и представлений (например, чтение вслух. Более высокий уровень— интеллектуальное научение (понятиям, мыш­лению).

Однако во всех названных случаях освоение знаний не высту­пает как цель, поэтому результаты такого научения, как прави­ло, случайны, а знания в этом случае отрывочны и бессистем­ны. Это скорее разрозненные сведения, умения, навыки. Такое науче­ние не может быть ведущим, но оно может быть использовано как средство, облегчающее выполнение целенаправленной дея­тельности (например, учебной). Избежать указанных недостат­ков можно только в том случае, когда целью деятельности ста­новится само научение. Деятельностью с таким целеполаганием является учение. Учение— это активность ребенка, специаль­но направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков и на их основе всестороннее развитие личности.

Обучение представляет собой процесс взаимодействия двух деятельностей: учителя (преподавание} и учащегося (учение). Обучение нельзя рассматривать только как простую передачу ученику знаний, умений, навыков. Знания, умения, навыки фор­мируются у ребенка в результате его собственной познаватель­ной деятельности. Задача любых обучающих воздействий—выэвать физическую и психическую активность ученика и напра­вить ее так, чтобы у него сформировались определенные знания, умения, навыки, совершалось нравственное и умственное развитие.

Воздействия извне, которые вызывают деятельность учащего­ся, называют стимуляцией. Воздействия извне, которые направляют деятельность, называют управлением. Процесс обучения предполагает необходимость целенаправленного управления не только усвоением знаний, формированием навыков и умений, но мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учащихся в их умственном развитии.

Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего надо понять мотивы этих действий, которые могут быть различными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий.

Различают понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемы” человеком. Мотив — побуждение к достижению цели.

Различают мотивы понимаемые и реально действующие.

Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку. Любая деятельность полимотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определен­ная иерархическая структура мотивов.

Типы мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания которые ребенок получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т. д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению определенными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Выделяет несколько типов мотивации, свя­занной с результатами учения: 1) мотивация, которая условно может быть названа “отрицательной”. Под отрицательной мо­тивацией подразумеваются побуждения школьника, выз­ванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т. п.). Такая мо­тивация не приводит к успешным результатам; 2) мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с моти­вами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта моти­вация выступает в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определя­ется весомыми для личности социальными устремлениями (чув­ство гражданского долга перед страной, перед близкими). Уче­ние рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жиз­ни. с нею.

Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. п.

Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удо­влетворение любознательности, приобретение определенных зна­нии, расширение кругозора.

Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки учаще­гося (например, стремление обходить или преодолевать трудно­сти), длительные удачи или неудачи в процессе учебных заня­тий, выбор жизненного пути и другие.

О формировании мотивации учения Большое значение для возникновения интереса к учению является внутренняя мотивация. Это такие мотивы, как любопытство, стремление к компетентности стремление к на­коплению опыта, мастерства, умений, знаний).

В формировании мотивов учения большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т. е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотиви­рующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями надо пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных осо­бенностей.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано ря­дом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих учащихся. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностя­ми учащихся, могут иметь место объективные причины, связан­ные с деятельностью самого учителя. Все это необходимо знать учителю для того, чтобы форми­рование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

 

30. Понятие о характере. Психологические основы формирования характера. Норма и патология характера (акцентуации, психопатии)

 

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Анализ поведения и поступков людей свидетельствует о том, что качества характера относятся к разным психическим процессам. Так решительность, боязливость относятся к воле, жизнерадостность, угнетенность – к чувствам, вдумчивость – к уму. То есть характер человека – это комплексное образование. Характер формируют три фактора: наследственность, социальная среда, самовоспитание. Отечественная психология, признавая роль наследственности (задатков, черт темперамента) в характере человека большое внимание отводит социальным условиям и самовоспитанию. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития группы.

Хотя характер человека не врожденный, особенности природной организации, и, в первую очередь нервной системы сказывается на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. (один –горячий, второй – рассудительный и т.д.) Кроме типа нервной системы на характер влияют и др. особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной системы, Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека. В свою очередь образующиеся черты характера влияют на проявления природных свойств личности. Характер может одни черты маскировать, другие – усиливать. В характер надо видеть единство устойчивых и динамических черт, Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность и нерешительность, твердость и мягкость. Заметные изменения в поведении человека обуславливаются временными состояниями психики. С естественно-научной точки зрения характер есть сплав черт типа нервной системы и жизненных впечатлений, закрепившихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.