Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемное обучение. Психолого-педагогические основы и пути реализации.






 

Проблемное обучение - это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Проблемное обучение является реализацией на практике развивающего обучения. Сущность развивающего обучения состоит в том, что при его организации создаются такие условия, при которых ребенок становится субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие из побочного случайного результата превращается в главную задачу как для учителя, так и для ученика. Эта задача должна решаться последовательно. На первом этапе – первые 4-5 лет обучения у ребенка должна формироваться потребность к самоизменению. В последующие годы – развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации.

Такие задачи требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя с учениками. Если в традиционно сложившемся обучении главным является обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действий по частным правилам, то в условиях развивающего обучения главной задачей становится раскрытие принципов действия, единственно возможной оказывается деятельность воспроизводящая особенности научного исследования. В данном случае учителю отводится роль творческой личности, и это особенно ярко проявляется в той системе отношений с учеником, которая в традиционной педагогике получила название индивидуального подхода.

Но в условиях традиционных методов индивидуальный подход лишь желаемое – учитель может по сути дела обходиться без учета многих показателей действительного хода развития ученика и тем более без планирования системы управления им. В условиях развивающего обучения управление развитием каждого ученика становится непременным условием всей системы организации учебного процесса. Такое управление в первую очередь предполагает выявление картины происходящих в обучении изменений в деятельности каждого отдельного индивида по мере его становления как субъекта учебной деятельности.

Проблемное обучение в определенной степени отвечает названным выше требованиям. Центральным звеном проблемного обучения явилось представление о таком процессе в обучении, который имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.

Проблемой называется такая ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях. Возникающая познавательная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является

 

основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека.

Проблемное обучение в целом включает информационные и тренировочные этапы бучения. Они предполагают усвоение известных знаний, не требующих в процессе усвоения обязательной творческой активности. К ним относятся системы сведений о фактах науки, определения, понятия и т.д. Тренировочные этапы составляют необходимое звено формирования в обучении простых и сложных профессиональных навыков. Процесс обучения в этих случаях осуществляется по законам тренировки, включающим повторение выполненного действия и контроль за успешностью его выполнения.

В зависимости от уровня теоретической подготовленности учащихся по степени проблемности различают три основных уровня: проблемное изложение, при котором при котором преподаватель ставит проблему и находит её решение; проблемное обучение при котором преподаватель ставит проблему, а поиск её решения осуществляется совместно с учащимися; творческое обучение, предполагающее взаимно активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиске её решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.

Общим условием успешности реализации проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство преподавателя. При этом мастерство преподавателя заключается в постановке проблем такой трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации активной познавательной работы каждого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.