Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР (Золотыми, Серебряными и Бронзовыми), правда, не все получили по






полному комплекту медалей - с «золотом» было только три комплекта.

География лауреатов медалей (разработчиков и производителей) была до­

вольна представительной. Шесть комплектов медалей достались москвичам, по

пять - ленинградцам и рижанам, по два - ереванцам, бакинцам, тбилисцам; по

одному комплекту уехало в Свердловск, Вильнюс, Могилев, Киев, Павлово-на-

Оке. Разнообразием отличалась тематика изделий-лауреатов: станки и др. про­Лекция 24. Советский дизайн 231

изводственное оборудование, автотранспорт, тягачи и путеукладчик, оборудова­

ние для аэропортов, приборы, аппаратура и вычислительная техника, кинокаме­

ра, упаковка и реклама, интерьеры и проекты по культуре труда цехов.

Тремя лучшими проектами были названы: специализированный автомобиль-

такси (Ю.А. Долматовский и др., ВНИИТЭ - см. Лекцию 16), внутришлифо-

вальный полуавтомат Л3-154 (А.Е. Белокопытов и В.Э. Винтман, Ленинград) и

комплексное оборудование цеха приборостроительного завода (В.М. Шпак и др.,

Москва) [24.9]. Приоритетным направлением внедрения методов художествен­

ного конструирования в промышленность была продукция машиностроения, что

было заложено уже в самом Постановлении 1962 года. Не случайно поэтому

широкий резонанс получило проектирование во ВНИИТЭ гидрокопировально­

го токарного полуавтомата для итальянской фирмы UTITA (1972-1973). Коллек­

тив разработчиков во главе с А. Грашиным на основе глубокого анализа прото­

типа с изготовлением макетов М1: 1 и при участии эргономистов (отработка на

специальном стенде) добился хороших результатов. Существенно удобнее стала

эксплуатация станка благодаря централизации органов управления и размеще­

нию их в оптимальных зонах, расположению пульта управления и панели набо­

ра программ в общей зоне, применению дублирующего вспомогательного пульта

на задней бабке и эргономической проработке органов управления. Были сни­

жены усилия станочника, прилагаемые при установке и съеме обрабатываемой

детали, а также улучшены условия подхода к станку, повышена обзорность ра­

бочей зоны (легкосъемные прозрачные экраны), предложена система механичес­

кой уборки стружки (шнековое устройство). Сократились габариты станка (вы­

игрыш в площади, занимаемой станком, составил 1, 5 м2) и его материалоемкость.

Самое главное, станок приобрел красивый облик, стал лаконичнее и цельнее по

форме, его высокие технико-эксплуатационные свойства нашли выражение в его

внешнем виде. Художественно-конструкторский проект получил высокую оцен­

ку и одобрение заказчиков - итальянских специалистов.

Годом фактического создания единой государственной системы художествен­

ного конструирования страны под эгидой ГКНТ Совета Министров СССР мож­

но считать 1966 год. Основными элементами этой системы стали:

ВНИИТЭ и его филиалы: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван),

Белорусский (Минск), Вильнюсский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный

(Хабаровск), Киевский, Ленинградский, Уральский (Свердловск) и Харьковский;

отраслевые СХКБ (в т.ч. Минлегмаша и «Эстел», Москва) и др. головные

художественно-конструкторские организации союзных и республиканских мини­

стерств;

художественно-конструкторские подразделения (отделы, КБ, группы) пред­

приятий, НИИ, СКБ и др. организаций.

Зримо эта система в виде схем и таблиц была представлена на выставке «Ху­

дожественное конструирование в СССР», Варшава, осень 1968 года. Выставка

отразила новый этап развития отечественного дизайна. На ней были показаны

не только промышленные изделия (в натуре, проектах, моделях, макетах и фо­

тографиях), но отражены предыстория отечественного дизайна, методология ху­232 История дизайна, науки и техники

дожественного конструирования в СССР. Наряду с широким освещением дея­

тельности ВНИИТЭ демонстрировались изделия и разработки различных

СХКБ, НИИ и КБ. Модели новых пассажирских самолетов ИЛ-62, ТУ-154,

ТУ-144, блоки пассажирских кресел для них соседствовали с макетами катера

на подводных крыльях и судна на воздушной подушке, фотографиями и схема­

ми многотонных станков Коломенского и Новосибирского заводов. Серийные

телевизоры различных марок и радиотехника, фото- и киноаппараты в сопро­

вождении промышленной графики и рекламы. Свои методы подготовки дизай­

неров демонстрировали два самых крупных художественно-промышленных вуза

страны - Московское и Ленинградское ВХПУ.

Выставка позволила проанализировать состояние советского дизайна. При

этом наибольшее значение имела даже не сама выставка, а ее подготовка, во вре­

мя которой были установлены контакты со многими предприятиями и органи­

зациями, просмотрено большое количество изделий и проектов, значительная

часть которых не была включена в состав экспозиции из-за несоответствия тре­

бованиям, предъявляемым к высококачественной промышленной продукции по

техническим и эстетическим параметрам, а также из-за отсутствия патентной

чистоты. Организационный комитет выставки сделал по этому поводу заявле­

ние, опубликованное в журнале «Техническая эстетика» (1969, № 1), перечис­

лив Министерства, не представившие образцов, которые можно было бы демон­

стрировать на выставке [24.4].

Роль ВНИИТЭ стала более действенной не только в методически-консуль-

тативном, но и контрольно-экспертном плане с введением государственной атте­

стации промышленной продукции (1967). Без положительного заключения Ин­

ститута по потребительскому, в том числе эстетическому, уровню изделия не

могли получить право на простановку Знака качества. Получение такого Знака

давало не только реальную надбавку к цене изделия. Процент аттестованной

продукции был одним из главных показателей работы предприятия и жестко

контролировался правительственными и партийными органами. Принципиаль­

ная позиция сотрудников ВНИИТЭ при проведении экспертизы, вынуждавшая

предприятия существенно повышать качество продукции, сыграла весьма поло­

жительную роль во внедрении методов художественного конструирования.

Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ

Первые международные контакты начали складываться сразу после создания

ВНИИТЭ. Уже в конце 1962 года в Институт приехала делегация Польской На­

родной Республики во главе с С. И. Шидловской, руководителем Совета по тех­

нической эстетике при Премьер-министре. О контактах с делегациями стран

социалистического лагеря на Первой всесоюзной выставке по художественному

конструированию (1964) уже говорилось выше. Подробнее о контактах со стра­

нами-членами СЭВ речь пойдет в Лекции 26.

В 1965 году ВНИИТЭ был принят в ИКСИД. ИКСИД - Международный

совет организаций по промышленному дизайну (авторитетная организация приЛекция 24. Советский дизайн 233

ЮНЕСКО) объединял практически все значительные организации, творческие

союзы и учебные заведения по дизайну в большинстве стран мира. Основное на­

значение ИКСИДа - обмен опытом в области дизайна. Руководил этой органи­

зацией Исполнительный комитет во главе с Президентом. Состав Исполкома

переизбирался каждые два года на Генеральных ассамблеях, предшествовавших

основному мероприятию этой организации - конгрессу ИКСИДа. На постоян­

ной основе в Исполкоме работали только Генеральный секретарь и технический

персонал. Штаб-квартира была расположена в Брюсселе.

Конгресс 1965 года проходил в Вене, Австрия. На него выехала делегация

Института во главе с А.Л. Дижуром. Конгресс обсуждал весьма важную и акту­

альную тему: «Дизайн на службе общества».

Ровно через 10 лет Москва принимала один из очередных конгрессов ИКСИДа.

Темой этого конгресса был девиз «Дизайн для человека и общества».

Проведению конгресса в Москве предшествовала большая и, в целом, пло­

дотворная деятельность ВНИИТЭ и лично Ю.Б. Соловьева на международном

уровне.

Начало этому процессу положил первый международный проектный семи­

нар «Интердизайн-71» в Минске. До тех пор ИСКИД занимался преимущест­

венно вопросами образования студентов - будущих дизайнеров. По предложе­

нию Соловьева было решено позаботиться и об опытных специалистах, нахо­

дящихся в расцвете творческих сил. Если до этого дизайнеры в плане между­

народных отношений общались друг с другом, обмениваясь, так сказать, реча­

ми на конгрессах, конференциях и симпозиумах, то теперь они должны были,

по замыслу инициаторов, обмениваться на семинарах проектными идеями, ме­

тодами, опытом непосредственно в процессе совместного проектирования. Се­

минар «Интердизайн» планировался как уникальная возможность для дизай­

неров поработать вместе с зарубежными коллегами над решением реальных за­

дач, не ограничиваясь жесткими рамками и условиями, которые обычно при­

сутствуют в повседневной практике. Причем ориентиром служили достаточно

крупные социальные проблемы, требующие серьезной концептуальной пози­

ции, новых дизайнерских идей.

Одной из целей было выявление специфики общения специалистов, говоря­

щих на разных языках. Характеризуя задачи первого международного семинара,

его координатор проф. Фр. Хайт (Великобритания) заострял внимание именно

на этом: «Здесь есть много людей, говорящих на разных языках. Но мы хотели

бы выяснить, насколько универсален язык дизайна. Образно говоря, вам при­

дется общаться, прежде всего, при помощи карандаша» [24.6].

В новом здании Белорусского филиала ВНИИТЭ в начале лета собрались

вместе 15 советских и 14 иностранных дизайнеров (из Австрии, Бельгии, Гол­

ландии, Индии, Ирландии, Норвегии, США, Франции, Японии и ряда стран

СЭВ). Они совместно работали над двумя темами: «Оборудование для системы

доставки и продажи хлеба» и «Оборудование городской площади». Семинар по­

лучил не просто высокую, а восторженную оценку в ИКСИДе. За этим семина­

ром последовали следующие ежегодные «Интердизайны».234 История дизайна, науки и техники

«Интердизайн-77» опять прошел в Советском Союзе в Харькове. Его тема

была «Дизайн для инвалидов и престарелых». Позднее в СССР были проведе­

ны еще 3 семинара: Тбилиси - «Дизайн оборудования для городской среды»

(1980), Баку - «Дизайн для сельского быта» (1983), Ереван - «Будущее ча­

сов» (1985). Каждый из них выделялся, прежде всего, фундаментальностью

своей подготовки. Примерно 8-12 месяцев основательно прорабатывались и

решались многообразные вопросы организации и проведения семинара. В то

же время велась интенсивная научная проработка намеченных к семинару тем

и проблем, собиралась и изучалась необходимая информация, издавались не­

обходимые материалы к семинару и даже создавался его фирменный стиль. В

сочетании с представительным интернациональным составом участников вы­

сокой квалификации это обусловило высокий уровень и результативность се­

минаров. Руководили семинарами, как правило, общепризнанные в мировом

масштабе авторитеты, в том числе лица, занимавшие в свое время пост прези­

дента ИКСИДа.

ВНИИТЭ содействовал организации и проведению в СССР выставок зару­

бежного дизайна (Англии, Италии, США, ФРГ, Японии и др.), а также органи­

зовывал выставки советского художественного конструирования в странах Ев­






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.