Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хотя новые квартиры, по большей части, были в пятиэтажках без лифта с






совмещенными санузлами и маленькими кухнями («хрущебы»), но это был

большой шаг в организации быта и его улучшении, особенно с учетом после­

военных трудностей.

Большим событием стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в

Москве в 1957 году, когда произошло довольно массовое знакомство с «чужды­

ми советским людям» музыкальными ритмами, искусством, модой и пр. Иност­

ранные выставки и журналы давали возможность увидеть уровень зарубежной

бытовой техники и машин, организации социальной сферы и быта.

При дефиците многих товаров массового спроса впервые после окончания

войны наступило затоваривание из-за низкого качества и несоответствия това­

ров новым бытовым условиям; на складах и в магазинах скопилось большое ко­

личество отдельных видов продукции. По этим же причинам четко обозначились

проблемы во внешней торговле, из-за чего снизился приток валюты. Следстви­

ем этих процессов стало начало серьезной экономической реформы, задуманной

председателем Совета министров СССР А.С. Косыгиным. 28 апреля 1962 года

он подписал Постановление Совета Министров СССР № 394 «Об качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения

путем внедрения методов художественного конструирования».

Постановление было подготовлено ГКНТ, основным его разработчиком был

Ю.Б. Соловьев. В постановлении констатировалось, что ни проектировщики, ни

промышленники «не учитывают резко увеличивающийся спрос на продукцию

повышенного качества и не используют методы художественного конструирова­

ния, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые из­

делия». Всем руководящим министерствам и ведомствам предписывалось «обес­

печить систематическое повышение качества продукции машиностроения и то­

варов культурно-бытового назначения», используя методы художественного кон­

струирования, при этом делались конкретные распоряжения - Госкомитету Со­

вета Министров СССР организовать в 1962 году Всесоюзный научно-исследова­

тельский институт технической эстетики с опытным производством и демон­

страционным залом, разместив его на территории ВДНХ. На Институт возлага­

лась разработка и внедрение художественного конструирования, координация

научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство ра­

ботой специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), а также раз­

работка в СХКБ «проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных из­

делий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения» с созданием

«опытных образцов такой продукции».

Комитет и ВНИИТЭ должны были также «обеспечить систематическое изу­

чение иностранного опыта» в области дизайна. Советы Министров РСФСР, Ук­

раины, Азербайджана, Грузии и Латвии должны были организовать в этих рес­

публиках СХКБ для разработки «проектов рационально сконструированных и

художественно отработанных изделий». Должны были быть созданы художест-

венно-конструкторские бюро на предприятиях, поручалось «установить порядок,

по которому при проектировании промышленной продукции одновременно с

утверждением главного конструктора проекта утверждается заместитель главно­

го конструктора проекта по художественному конструированию».

Министерство высшего и среднего специального образования совместно с

Министерством культуры и Академией художеств должно было пересмотреть си­

стему подготовки кадров «с целью обеспечения выпуска квалифицированных ху-

дожников-специалистов для промышленности», в том числе ввести курс худо­

жественного конструирования в учебные планы ряда высших технических учеб­

ных заведений и организовать при МВХПУ и ЛВХПУ «вечерние отделения для

подготовки художников-конструкторов из числа дипломированных инженеров и

художников» [2].

ВНИИТЭ, расположившийся в здании около Хованского входа на ВДНХ,

как вспоминает Юрий Борисович Соловьев, заработал в полную силу в

1964 году [24.9]. Организационная структура института мало менялась многие

годы, чего нельзя сказать о кадровом составе, который пополнялся, расширял­

ся и изменялся. Проектная деятельность велась по трем направлениям худо­

жественного конструирования: изделия машиностроения, товары бытового на­

значения и средства транспорта.230 История дизайна, науки и техники

Основными действующими лицами на первом этапе были: опытные автомо­

билестроители Ю.А. Долматовский, В.Н. Ростков; ранее работавшие в АХБ

Ю.С. Сомов, А.С. Олыианецкий; талантливый инженер с большим опытом орга­

низационной работы Б.В. Шехов; опытный проектировщик Ю.П. Филенков; мо­

лодые специалисты с техническим образованием А. Грашин, Л. Кузьмичев, ху­

дожник А. Соломатин и др. Ученый и изобретатель Г.Н. Лист, получивший Ор­

ден Ленина за разработки, выполненные в специальном конструкторском бюро,

находившемся в системе МВД СССР («шарашка»), возглавил отдел инженер­

ной экспертизы. Позднее уже отдел экспертизы потребительских свойств изде­

лий возглавил В.М. Щаренский. Отдел научно-технической информации созда­

вался историком со знанием нескольких иностранных языков А.Л. Дижуром;

библиотека отдела со временем стала уникальной в стране по подбору специа­

лизированных зарубежных изданий. Психолог В.Н. Мунипов с коллегами зани­

мался инженерной психологией (эргономикой).

Исторические изыскания, теоретические и методические исследования начи­

нали проводить историк-искусствовед Н.В. Воронов, искусствовед Л.А. Жадова,

архитектор М.В. Федоров, позднее - В.Ф. Сидоренко и др. Промышленные ин­

терьеры были темой работы архитекторов Д.В. Гнедовского Г. Елькина, Ю.С. Ла­

пина, А. Г. Устинова и др. Существовали подразделения промышленной графики,

декоративных свойств материалов (Т.П. Печкова) и производственные мастер­

ские (П.П. Кулешов).

Позднее был создан отдел выставок (М.Е. Яковлев). В 1978 году начал функ­

ционировать Центр технической эстетики ВНИИТЭ, располагавшийся на пер­

вом этаже редакционного корпуса газеты «Известия» на Пушкинской площади

(И.Г. Костенко).

В январе 1964 года вышел первый номер специализированного бюллетеня

«Техническая эстетика». Это был фактически полноценный журнал по вопро­

сам практики, методологии и теории дизайна. Во многом благодаря усилиям

ВНИИТЭ в начале осени этого же года на ВДНХ прошла выставка «Роль ху-

дожника-конструктора в промышленности Великобритании».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.