Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое послевоенное десятилетие






СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН

В ходе Второй мировой войны Советский Союз понес огромные людские и

материальные потери. Были разрушены 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс.

сел и деревень (или 66, 2 млн м2 жилья), 32 тыс. промышленных предприятий,

6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек и т.д.

Уже в середине войны предпринимается ряд мер организационного характе­

ра для восстановления разрушенного войной. В сентябре 1943 года создается Ко­

митет по делам архитектуры. Комитет уделял значительное внимание восстанов­

лению, реставрации и сохранению памятников архитектуры, монументальной

живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Одной из приори­

тетных задач Комитета была подготовка кадров. По предложению специально

созданной комиссии в феврале 1945 года, когда до Победы еще оставалось три

месяца, Совет народных комиссаров (правительство) СССР принял постановле­

ние, значимое и в контексте нашей темы. В нем говорилось: «В целях подготов­

ки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности, де­

коративно-прикладного искусства и для выполнения художественно-отделочных

работ при новом строительстве и восстановлении разрушенных немецкими за­

хватчиками городов и памятников искусства воссоздать во 2-ом полугодии

1945 года в Москве - Московское центральное художественно-промышленное

училище (Б. Строгановское)...; в Ленинграде - Ленинградское художественное

промышленное училище (Б. Штиглица)...». В конце 1940-х годов оба училища

получат статус Высших учебных заведений и начнут планомерную подготовку

художников для нужд промышленности. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был до­

стигнут в 1948 году, а в 1950 году превзойден на 73%. Одновременно происхо­

дило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий, в основном, Лекция 24. Советский дизайн 223

за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии со­

гласно репарациям. К 1950 году, в основном, был восстановлен железнодорож­

ный транспорт, к 1951 году закончено восстановление разрушенных в годы вой­

ны предприятий.

В послевоенные годы начал расти уровень жизни советских людей, в основ­

ном в городах. В декабре 1947 года отменена карточная система на продоволь­

ственные и промышленные товары и одновременно проведена денежная рефор­

ма. В 1947-1950-х годах 5 раз снижались розничные цены, а выпуск предметов

потребления, который по объективным причинам сильно упал во время войны,

расширялся.

Активную роль, наряду с инженерами и технологами в промышленности, на­

чинают играть художники-конструкторы. Напомним, что в 1946 году была со­

брана первая партия легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа». Основное про­

ектирование этой массовой пятиместной машины, отличавшейся прогрессивно­

стью дизайнерского и конструкторского решений, было закончено еще в

1943 году. Пластичный образ машины, ставший ориентиром для ведущих запад­

ноевропейских и американских фирм, был создан молодым, к сожалению, без­

временно ушедшим из жизни дизайнером В. Самойловым (см. Лекцию 16).

В том же 1946 году было основано Опытно-конструкторское бюро под руко­

водством O.K. Антонова. Олег Константинович Антонов (1906-1984) - выдаю­

щийся советский авиаконструктор, органично сочетавший в себе талант конст­

руктора, ученого и руководителя-организатора. Он был убежденным проводни­

ком идей дизайна, многие годы входил в редакционный совет журнала «Техни­

ческая эстетика ». В ОКБ Антонова при активном использовании принципов ди­

зайна была разработана целая серия гражданских самолетов - бипланов с ком­

плексной механизацией крыла. Начало этой серии положила модель Ан-2, кото­

рая стала удивительным примером длительной устойчивости формы и образа

самолета, что совершенно не характерно для авиации, где непрерывно происхо­

дит смена моделей. Ан-2 находился в массовом производстве свыше 40 лет, из­

готавливался не только в СССР, но также в Польше и КНР. Он был рассчитан

на 12 пассажиров, имел рейсовую скорость 200 км/час при дальности полета

550 км. Эта модель имела несколько модификаций и применялась более чем для

20-ти видов различных работ: пассажирский самолет местного сообщения, «по­

жарный», «санитарный», для авиахимических работ в сельском хозяйстве и т.д.

Эксплуатировался на колесах, лыжах и поплавках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.