Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 133. Множественное число имен существительных






(продолжение темы)

 

I. Запись на доске и в тетрадях слов с распределением их по столбикам.

I скл. II скл. III скл.

возле да ч каранда ш мы шь

из-за ту ч пейза ж до чь

 

Делается вывод о том, что на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется только в существительных III склонения.

II. Запись с графическим объяснением записанного.

III скл. не III скл. не III скл.

О б р а з е ц з а п и с и: реч ь, блиндаж много задач .

Или: реч ь (III скл.) блиндаж (не III скл.)

 

Узкий пляж, ночь, оказать помощь, между туч, верный товарищ, мимо рощ, через рожь, с крутых круч, луч солнца, подарить вещь.

 

III. Подберите к данным словам синонимы — имена существительные с основой на шипящую. Графически объясните написание (или отсутствие) ь на конце слов.

 

Доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), друг (товарищ), безветрие (тишь).

 

IV. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от данных существительных.

 

Рельс, километр, сапоги, санаторий, место, дело, кружево, грузины.

 

Объяснительный диктант.

V. Графически обозначьте написание существительных с основой на шипящий.

 

1. Солнца луч золотой бросил искру свою. (С. Есенин.) 2. Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. (Е. Серова.) 3. Желаем успехов, желаем удач, желаем решения трудных задач. (И. Токмакова.) 4. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) 5. Днем с крыш капают капели. (И. Соколов-Микитов.)

 

Ряд учащихся получает карточки для индивидуальной работы.

 

К а р т о ч к а № 1

 

1. Вставить пропущенные буквы.

 

Скрываться в зелен.., на площад.., в подземель..; лежать на постел.., на постельк..; заниматься в секци..; лежит на ладон..; участвовал в сражени.., соревновани.., фестивал.., конкурс..

 

2. Поставить существительные в скобках в родительном падеже множественного числа.

 

Пара (ботинки, чулки, носки). Много (дела, яблони). Килограмм (яблоки, апельсины).

 

К а р т о ч к а № 2

 

1. Вставить пропущенные буквы.

 

Много луж..; путешествовали по Сибир.., Карели.., Средней Ази..; читали о лини.., станци.., дорог..; говорили о Мари.., Даш.., Кол.., Саш.., Ксен..; побывали в зоопарк.., музе.., планетари.., на выставк..; растет на берез.., топол.., ел.., сирен..

 

2. Поставить существительные в скобках в родительном падеже множественного числа.

 

Килограмм (мандарины, томаты).

 

Домашнее задание: упр. 553, 554.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.