Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 100. Чередование звуков






Знать: о чередовании гласных и согласных звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.

 

I. Запись предложения с графическим объяснением постановки запятой. Первая часть предложения разбирается по членам.

 

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

 

— Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему?

— Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова. (Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.)

Делается вывод о возможности чередования гласных и согласных звуков в словах.

 

II. Запись в «Словарь корней».

-драж- (-драз-): дразнит, подражать (кому-либо), подражание, раздражаться, раздражение, подразнить.

С 2—3 словами учащиеся устно составляют словосочетания или предложения.

 

III. Упр. 408 (устно).

 

IV. Закрепление материала.

1. Объяснительный диктант.

Запись под диктовку с заданием подчеркнуть чередующиеся согласные и гласные.

 

Таскать — тащит, кормить — кормлю, ездить езжу, брызгать — брызжет, весть — извещать, дорога — дорожный, осмотреть — осматривать.

 

2. Орфографическая диктовка.

Учащиеся записывают словосочетания, объясняют графически написание безударной гласной в корнях глаголов; подчеркивают чередующиеся согласные; 3—4 глагола (по усмотрению учителя) разбирают по составу.

 

О б р а з е ц з а п и с и в т е т р а д и: на — (жд//д).

 

Наслаждалась природой, увлекать разговором, казаться веселым, приближаться к цели, удивляться поступку, потрясти бумагой, появляться на горизонте, возвращаться вечером, угощать обедом, освещать улицу.

 

3. Выпишите из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 предложений, в словах которых есть чередующиеся согласные. (Возможен такой вариант:

 

1. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи». 2. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга». 3. Вот затрещали барабаны. 4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень. И др.)

 

Домашнее задание: § 77, упр. 409.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.