Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматическая основа предложения






Знать: основные признаки предложения; что составляет грамматическую основу предложения; что основа предложения может состоять из одного и двух главных членов.

Уметь: находить основу предложения.

 

I. Запись в «Словарь корней».

Багровый, багряный, багрец (багр — красная краска).

Запись в «Словарь трудных слов».

Сумерки (образовано при помощи приставки су - от несохранившегося в современном русском языке слова мерки. Ср.: меркнуть, мерцать, мрак).

 

II. Проверка домашнего задания.

 

III. Наблюдение на с. 52—53 учебника.

Читается предложение Сухие листья тихо падают на землю. Учитель сообщает учащимся, что если составляется схема членов предложения, то вначале выписываются главные члены — подлежащие и сказуемые. Затем по вопросам от подлежащего и сказуемого разбираются второстепенные члены предложения. Они записываются под теми главными членами, к которым относятся. Главные члены предложения являются его грамматической основой. Те слова к которым нельзя поставить вопрос, не являются членами предложения. Например, второстепенный член предложения на землю выражен существительным с предлогом. Предлог не является самостоятельным членом предложения.

IV. Устная тренировка в выделении грамматической основы предложения.

Учитель читает предложение, учащиеся называют его основу, указывают, чем выражены главные члены.

 

1. Из распахнутых ворот солнце красное встает. (С. Маршак.) 2. Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу. (А. Барто.) 3. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин.) 4. В туманной дали сверкнула река.

 

V. На доске записаны предложения.

 

1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. — Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А. Ахматова.) 2. Ты расскажи мне эту историю. — Расскажи мне эту историю. 3. Наступила осень. — Осень.

 

Предложения сравниваются, в них выделяются основы. Делается вывод о том, что простые предложения могут быть с двумя и с одним главным членом — подлежащим или сказуемым.

 

VI. Закрепление материала.

1. Учитель читает предложения. Учащиеся, прослушав, устно выделяют основу, затем опускают подлежащее и записывают полученное предложение.

О б р а з е ц: В поход мы возьмем карту местности.

Запись в тетрадях: В поход возьмем карту местности.

 

1. Вы обязательно приходите на тренировку. 2. Ты прочитай эту книгу!

 

2. В следующих предложениях предлагается опустить сказуемое и записать полученные предложения.

Образец: Наступила осень.— Осень.

 

1. Весна наступила! 2. Идет дождь.

 

3. Запись предложений под диктовку с заданием выделить главные члены.

 

Осень. Идем по тропинке в лесу. Разбушевался листопад. Листья покрыли все кругом. Избушка лесника. Здесь мы найдем приют.

 

Делается вывод о том, что грамматическая основа предложения может состоять из двух или одного главного члена.

 

Домашнее задание: § 27, упр. 135 (списать, подчеркнуть основы предложений) упр. 137 (устно — подготовка к изложению).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.