Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация валютного контроля






Обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномочен­ных банках РФ — цель валютного контроля. Только при нали­чии у экспортера разрешения Центрального банка РФ выруч­ка от экспорта товаров перечисляется на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанном в контракте. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в валютном контроле используются следующие основные по­нятия:

• валюта РФ — денежные знаки в виде банкнот и монеты Центрального банка РФ, находящиеся в обращении в ка­честве законного средства наличного платежа на терри­тории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указан­ные денежные знаки, а также средства на банковских сче­тах и в банковских вкладах;


 




• иностранная валюта:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских биле­тов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указан­ные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах
в денежных единицах иностранных государств и меж­
дународных денежных или расчетных единицах;

• внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные
бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте
РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской
Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие
право на получение валюты РФ, выпущенные на терри­
тории Российской Федерации;

• внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в
бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии
с Федеральным законом «О валютном регулировании и
валютном контроле» к внутренним ценным бумагам;

• уполномоченные банки — кредитные организации, создан­
ные в соответствии с законодательством РФ и имеющие
право на основании лицензий Центрального банка РФ
осуществлять банковские операции со средствами в ино­
странной валюте, а также действующие на территории
Российской Федерации в соответствии с лицензиями
Центрального банка РФ филиалы кредитных организа­
ций, созданных в соответствии с законодательством ино­
странных государств, имеющие право осуществлять бан­
ковские операции со средствами в иностранной валюте;

• валютные операции:

 

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение ре­
зидентом в пользу резидента валютных ценностей на
законных основаниях, а также использование валют­
ных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерези­
дентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу
нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента ва­
лютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных


бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних цен­ных бумаг в качестве средства платежа;

— приобретение нерезидентом у нерезидента и отчужде­
ние нерезидентом в пользу нерезидента валютных цен­
ностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на за­
конных основаниях, а также использование валютных
ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа;

— ввоз на таможенную территорию Российской Федера­
ции и вывоз с таможенной территории Российской
Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внут­
ренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за преде­лами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Феде­рации, и со счета, открытого на территории Россий­ской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

— перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внеш­
них ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого
на территории Российской Федерации, на счет (раздел
счета) того же лица, открытый на территории Россий­
ской Федерации;

• валютные биржи — юридические лица, созданные в соот­ветствии с законодательством РФ, одним из видов деятель­ности которых считается организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. Паспорт сделки — это базовый документ валютного конт­роля, содержащий сведения, необходимые в целях обеспече­ния учета и отчетности по валютным операциям между рези­дентами и нерезидентами. Сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществля­ется Правительством РФ, органами и агентами валютного конт­роля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регу-


 




лировании и валютном контроле» и иными федеральными за­конами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации вы­ступают Центральный банк РФ, федеральный орган (федераль­ные органы) исполнительной власти, уполномоченный (упол­номоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (реги­страторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредит­ными организациями, атакже валютными биржами осуществ­ляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резиден­тами и нерезидентами, не являющимися кредитными органи­зациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной вла­сти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты ва­лютного контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, счи­тается Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельно­сти в области валютного контроля федеральных органов испол­нительной власти, являющихся органами валютного контро­ля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не явля­ющихся уполномоченными банками профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с дру­гими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодей­ствие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в со­ответствии с законодательством РФ.


Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объ­еме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

На основании Федерального закона «О валютном регули­ровании и валютном контроле» физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, де­лятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами считаются:

^ физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

^ юридические лица, созданные в соответствии с российски­ми законами, с местонахождением на территории России;

^ дипломатические и иные официальные представитель­ства России за ее пределами и др.

Нерезидентами считаются:

^ физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

^ юридические лица, созданные в соответствии с законо­дательством иностранных государств с местонахождени­ем за пределами России;

^ находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также междуна­родные организации и др.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами в ино­странной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи на сумму свыше 10 тыс. долл. США фиксируются территори­альными управлениями Центрального банка РФ.

Резиденты, как физические, так и юридические лица, име­ют возможность открывать счета и вклады в иностранных ва­лютах в уполномоченных коммерческих банках России. Поря­док открытия валютных счетов в российских банках и осуще­ствления через эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ.

Для открытия валютного счета юридическому лицу необхо­димо представить в уполномоченный коммерческий банк до­кументы:

^ заявление на открытие счета;


 




^ нотариально заверенные копии устава организации и уч­редительных документов;

^ свидетельство о государственной регистрации юридиче­ского лица;

•/ документ, подтверждающий постановку на учет в нало­
говых органах и регистрацию в качестве плательщика
страховых взносов; а

^ документ о регистрации в органах государственной ста­тистики;

•/ заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в данной организации право распоряжать­ся иностранной валютой.

Организации и предприятия могут иметь несколько валют­ных счетов в одном или в ряде коммерческих банков, они так­же и вправе открывать счета в нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также вы­ручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную ва­люту на территории России подлежат обязательному зачисле­нию на валютные счета в уполномоченных банках России. | Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в упол- | помоченных банках на территории Российской Федерации, не­зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.

Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации параллельно два вида счетов:

^ транзитный валютный счет — для зачисления в полном

объеме поступлений в иностранной валюте; •^ текущий валютный счет — для учета средств, остающих­ся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки. Предприятия и организации независимо от форм собствен­ности, включая предприятия с участием иностранного капи­тала, осуществляют продажу 75% валютной выручки от экспор­та товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки по рыночному курсу.

При зачислении валютной выручки на транзитный валют­ный счет предприятия уполномоченный банк не позднее сле­дующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а послед-


нее дает поручение этому банку на обязательную продажу ва­люты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полу­ченную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям уполномоченных банков, связанных с обя­зательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграж­дение не должно превышать 1, 3% суммы продаваемой ино­странной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), комис­сионное вознаграждение межбанковских валютных бирж — не более 0, 3% суммы нетто — продажи иностранной валюты, про­веденной через биржу.

Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату заку­паемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации могут получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной валюте, но только на рас­ходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в команди­ровку).

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодатель­ством РФ имеют право проводить проверки соблюдения рези­дентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также прово­дить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы ва­лютного контроля имеют право запрашивать и получать до­кументы и информацию, которые связаны с проведением ва­лютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и аген­тов валютного контроля не может составлять менее семи рабо­чих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пре­делах своей компетенции имеют право:


 




^ выдавать предписания об устранении выявленных нару­шений актов валютного законодательства РФ и актов ор­ганов валютного регулирования;

•^ применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законо­дательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок представления резидентами и нерезидентами под­тверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавли­вается:

• для представления агентам валютного контроля, за исклю­
чением уполномоченных банков, — Правительством РФ;

• для представления уполномоченным банкам — Централь­
ным банком РФ.

Агенты валютного контроля для целях осуществления конт­роля имеют право запрашивать и получать от резидентов и не­резидентов следующие документы (копии документов), связан­ные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

^ документы, удостоверяющие личность физического лица;

•^ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

•^ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистра­ции юридического лица — для резидентов;

^ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

^ документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

^ документы, удостоверяющие права нерезидентов на осу­ществление валютных операций, открытие счетов (вкла­дов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если полу­чение нерезидентом такого документа предусмотрено за­конодательством иностранного государства;

/ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами терри­тории Российской Федерации;

^ регистрационные документы в случаях, когда предвари­тельная регистрация предусмотрена в соответствии с Фе-


деральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле»;

^ документы (проекты документов), служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты); доверенности; выписки из про­токола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интел­лектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; акты государственных органов; ^ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; докумен­ты, подтверждающие совершение валютных операций; ^ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в доку­ментарной форме; ^ паспорт сделки.

Все документы должны быть действительными на день пред­ставления агентам валютного контроля. По запросу агента ва­лютного контроля представляются надлежащим образом заве­ренные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностран­ных государств, подтверждающие статус юридических лиц -нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной ко­пии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении ва­лютной операции в случае непредставления лицом докумен­тов, требуемых на основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона


 




«О валютном регулирования и валютном контроле», или пред­ставления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае по­мещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Фе­деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение о предва­рительной регистрации либо об отказе в предварительной ре­гистрации.

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите инструменты регулирования внешней тор­
говли.

2. Что собой представляют «максимальные пошлины»?

3. Опишите нормативные правовые основы тарифного ре­
гулирования в Российской Федерации.

4. Охарактеризуйте таможенно-тарифное регулирование.

5. Как тарифные методы влияют на регулирование внеш­
неэкономической деятельности?

6. Какую роль играют ввозные и вывозные пошлины?

7. Какие существуют таможенные платежи?

8. В отношении каких товаров не взимаются таможенные
сборы?

9. Перечислите виды пошлин.

 

10. Приведите классификацию внешних торговых опера­
ций.

11. Что представляет собой обычай делового оборота?

12. Какие существуют основные документы внешнеэко-
, комической деятельности?

13. Что подразумевается под международной коммерче­
ской сделкой?

14. Какие виды контрактов вы знаете?

15. Каким образом осуществляется валютный контроль?

16. Назовите права и обязанности органов валютного
контроля.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.