Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И транспортных средств






Товаром в таможенном законодательстве считается любое! перемещаемое через таможенную границу движимое1 имуще-1 ство, а также перемещаемые через таможенную границу отне-| сенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Федеральный закон «Об основах государственного регули-| рования внешнеторговой деятельности» в п. 26 ст. 2 к товараь относит следующие предметы внешнеторговой деятельности:!

•^ движимое имущество;

^ отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, мор-| ские суда, суда внутреннего плавания и смешанной: (река — море) плавания и космические объекты;

^ электрическую энергию и другие виды энергии.

Транспортные средства, используемые по договору о меж-* дународных перевозках, не рассматриваются в качестве товара

В таможенном отношении товар — это предмет таможен­ного оформления и таможенного контроля, объект обложен* таможенными пошлинами, налогами.

Признаками товаров считают:

• движимость;

• перемещаемость через таможенную границу РФ.
Отдельные объекты гражданских прав, такие, например, ка*

результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю-| чительные права на них (интеллектуальная собственность), не относятся к понятию товара, применяемому в таможенном за-г конодательстве. Вместе с тем при перемещении через таможен-| ную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному кон­тролю и учету при исчислении налоговой базы для взимаю таможенных платежей.


Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной I собственности, преследует такие цели:

• обеспечение поступления в государственный бюджет
сумм от взимания таможенных пошлин, налогов (сто­
имость прав на пользование объектами интеллектуальной
собственности учитывается при расчете таможенной сто­
имости товаров);

• недопущение:

 

—приостановления процессов создания объектов интел­
лектуальной собственности на территории Российской
Федерации и их вовлечения в хозяйственный оборот;

—подрыва легальной индустрии товаров;

—создания угрозы безопасности потребителей;

—подрыва авторитета государства и, как следствие, умень­
шения инвестиционной привлекательности страны.
Можно отметить, что «перемещаемость» следует рас­
сматривать как первоначальный признак товара, по­
скольку при изменении таможенного режима не всегда
возникает необходимость перемещения товара через
таможенную границу. Например, в случае изменения
таможенного режима временного ввоза на выпуск для
внутреннего потребления или временного вывоза на
режим экспорта;

• защита интересов правообладателей.

Как показывает практика, нарушения прав пользования объ­ектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны:

^ с физической подделкой (т.е. вместо одного товара, заяв­ленного на упаковке, предлагается иной продукт, напри­мер вместо коньяка — крашеный спирт, вместо духов -туалетная вода или иной пахучий раствор и т.п.); ^ несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом

продукции;

^ несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый параллель­ный импорт).

Для защиты публичных интересов (интересов государства) пРи перемещении через таможенную границу товаров, содер-ъекты интеллектуальной собственности, таможенные


 




органы наделены компетенцией привлечения к администрати* ной ответственности, например по фактам:

^ недостоверного декларирования;

^ нарушения авторских и смежных прав, изобретательс и патентных прав;

^ незаконного использования товарного знака.

Для защиты частных интересов, т.е. интересов обладателе: исключительных прав (интеллектуальной собственности) к объекты авторского права и смежных прав, прав на товарны знаки, знаки обслуживания, а также прав пользования найме нованием места происхождения товара таможенные орган] вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуск, товаров.

Владелец любого зарегистрированного товарного знака, зна ка обслуживания, обладатель авторского или смежного права права пользования наименованием места происхождения то вара обращается в Главное управление товарной номенклатур^ и торговых ограничений с заявлением о защите его прав.

Заявление должно относиться к одному объекту интелле туальной собственности (объектам авторского права, объект; смежных прав, товарным знакам, знакам обслуживания, на именованиям мест происхождения товаров), причем в рамка одного объекта возможно несколько их видов, например т варных знаков или объектов авторских прав.

ФТС России рассматривает заявление и принимает решен об обеспечении защиты прав правообладателя и о включени: объекта интеллектуальной собственности в Реестр ФТС Рос сии. Данный Реестр подлежит опубликованию в официальны изданиях.

За включение в Реестр объектов интеллектуальной собствен ности плата не взимается. Предельный срок нахождения в Рё естре ФТС России и соответственно принятия таможенным) органами мер, связанных с приостановлением выпуска това ров, не должен превышать пяти лет.

Правообладатель должен принять меры по обеспеченик исполнения возможных обязательств, обусловленных необхо димостью возмещения имущественного вреда заинтересован ному лицу (декларанту, собственнику, получателю товаров причиненного приостановлением таможенным органом вып ска товаров.


Способ обеспечения может быть любой, предусмотренный гражданским законодательством РФ, но сумма обеспечения обязательства должна быть не ниже 500 тыс. руб.

Таможенные органы на местах (таможни, таможенные по­сты) осуществляют контроль за перемещением объектов ин­теллектуальной собственности.

При выявлении товаров, указанных правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на Ю рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 рабо­чих дней).

О приостановлении выпуска товаров и его причинах уве­домляются декларант и правообладатель, причем одновремен­но с этим таможенный орган сообщает указанным лицам их взаимные адреса и наименования.

При подтверждении правообладателем факта подделки та­моженный орган принимает меры по привлечению к ответ­ственности декларанта, и дальнейшая судьба контрафактной продукции (арест, изъятие, конфискация) зависит от решения соответствующего уполномоченного органа.

В случае если товары оказались подлинными, правооблада­тель несет ответственность за причиненный декларанту (соб­ственнику товаров) имущественный вред.

Принадлежность товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения в рам­ках отдельных таможенных режимов или таможенных процедур (временного хранения, внутреннего таможенного транзита):

• мер тарифного и нетарифного регулирования;

• запретов и ограничений неэкономического характера.
Временное хранение — таможенная процедура, при которой

иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном ре­гулировании внешнеторговой деятельности.

В целом российские товары — это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, т.е. свободном от ограничений прав собственно­сти со стороны таможенного законодательства.

Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать:

^ полное производство товаров на территории Российской Федерации;


 




 

 


 


^ выпуск товаров для свободного обращения на территоч рии Российской Федерации (т.е. товар, изначально про] изведенный за рубежом, после ввоза в Российскую Фе] дерацию и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус россий! ского);

•/ изготовление в Российской Федерации товаров из това]

ров, полностью произведенных или выпущенных для сво|

бодного обращения на таможенной территории Россий|

ской Федерации.

Важно подчеркнуть, что при вывозе российских товаров з|

пределы таможенной территории Российской Федерации они

утрачивают статус российских и рассматриваются как ино|

странные.

В отличие от российских товаров иностранные товары всег| да находятся на таможенной территории Российской Федера! ции под таможенным контролем. Нахождение иностранны! товаров под таможенным контролем предусматривает пользо] вание и распоряжение ими только в порядке и на условиях! которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например I могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения та варов или требованиями таможенных режимов.

Данная детализация применяется к иностранным товарам ^ происходящим из стран, пользующихся режимом наибо| лее благоприятствуемой нации, который предоставляете) I Российской Федерацией на основании заключенного дву| стороннего торгового соглашения (например, США, Ка[ нада, Япония, Китай, страны Европейского союза и др.); ^ происходящим из стран, которым Российская Федераций не предоставляет режима наибольшего благоприятство] | вания (например, Алжир);

^ происходящим из развивающихся стран — пользователе! национальной системой преференций РФ (Аргентина! Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);

^ происходящим из наименее развитых стран — пользова) телей национальной системой преференций РФ (Афгани стан, Бангладеш, Эфиопия, Гвинея, Замбия и др.); ^ происходящим из стран СНГ (участников Соглашения (создании зоны свободной торговли);


/ произведенным на территории свободной таможенной

зоны (на свободном складе);

•/ имеющим статус российских на момент их вывоза за пре­делы таможенной территории Российской Федерации. Таможенные операции — это отдельные действия, соверша­емые участниками таможенных правоотношений при таможен­ном оформлении товаров и транспортных средств.

Порядок осуществления конкретных таможенных опера­ций, включая статус товаров для таможенных целей, обуслов­лен соответствующей таможенной процедурой.

Помещение товаров на склад временного хранения, хране­ние товаров, включая особенности совершения с ними отдель­ных действий (осмотр, пересчет, отбор проб для проведения экспертных исследований), выпуск товаров со склада объ­единены таможенной процедурой временного хранения товаров. Операции, связанные с заявлением по установленной фор­ме сведений о перемещаемых товарах, в том числе в соответ­ствии с требованием конкретного таможенного режима или специальной таможенной процедуры, считаются таможенным декларированием.

Таким образом, все возможные таможенные операции мож­но разделить на несколько групп:

^ операции, предшествующие таможенному деклариро­ванию;

^ операции таможенного декларирования, а также тамо­женные операции, обусловленные требованиями по за­вершению таможенного режима, если такой режим дей­ствует в течение определенного срока. Под специальными таможенными процедурами в ТК РФ по­нимаются отдельные совокупности правил:

^ перемещения через таможенную границу РФ транспорт­ных средств;

•* перемещения товаров физическими лицами (не для пред­принимательских целей);

^ перемещения товаров отдельными категориями иност­ранных лиц (дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями); ^ перемещения товаров в международных почтовых отправ-

лениях;


^ перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Каждая из специальных таможенных процедур содержит особенности по уплате таможенных платежей (с учетом предо­ставляемых льгот, сроков и порядка исчисления платежа), по­рядку и формам таможенного декларирования товаров, поряд­ку применения (неприменения) отдельных форм таможенного контроля, а также особенности условного выпуска товаров (транспортных средств).

Под транспортными средствами понимаются любые мор­ское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лих­теры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное сред­ство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства), единица железнодорожного подвиж­ного состава, которые используются в международных пере­возках для платной перевозки лиц либо для платной или бес­платной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и обору­дование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспорт­ными средствами.

Рассматриваемая специальная таможенная процедура мо­жет быть условно разделена на три части:

1) временный ввоз транспортных средств;

2) временный вывоз транспортных средств;

3) временный ввоз (вывоз) оборудования и запасных час­
тей, морских (речных) судов и воздушных судов, не использу­
емых для международных перевозок товаров и пассажиров.

Временный ввоз транспортных средств на таможенную тер­риторию Российской Федерации допускается с полным осво­бождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенные органы не требуют обеспечения уплаты тамо­женных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых транспортных средств.

Временно ввозимое транспортное средство:

• должно быть зарегистрированным за иностранным лицом или на территории иностранного государства;


 

• должно использоваться на таможенной территории Рос­
сийской Федерации иностранным лицом либо россий­
ским лицом, которое надлежащим образом уполномоче­
но на это иностранным лицом;

• не должно использоваться на таможенной территории
Российской Федерации во внутренних перевозках;

• не должно передаваться в аренду (субаренду) на таможен­
ной территории Российской Федерации.

Правительство РФ также вправе устанавливать исключи­тельные случаи временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, транспортных средств, использование которых осуществляется российским лицом, либо временно ввозимое транспортное средство зарегистриро­вано за российским лицом, либо когда не соблюдаются иные условия временного ввоза с освобождением от уплаты тамо­женных платежей. Во всех перечисленных случаях исключе­ния возможны при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства последнее не переходит в соб­ственность российского лица.

При невыполнении хотя бы одного из условий временного ввоза транспортного средства с освобождением от уплаты ввоз­ных таможенных пошлин, налогов (в том числе условий, ус­тановленных Правительством РФ) применяется частичное ос­вобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соот­ветствии с порядком, установленным таможенным режимом временного ввоза товаров (уплата по 3% от общей суммы ввоз­ных таможенных платежей за каждый полный и неполный ме­сяц временного нахождения транспортного средства на тамо­женной территории Российской Федерации).

Конкретных сроков временного ввоза транспортного сред­ства ТК РФ не предусмотрено. В соответствии с п. 1 ст. 272 ТК РФ обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завер­шения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.

Представляется, что сроки временного ввоза транспортных средств приблизительно могут быть сориентированы на сроки


внутреннего таможенного транзита, поскольку это основная таможенная процедура, используемая для перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем.

В отношении временно ввезенных транспортных средств допускается совершать обычные операции по их техническо­му обслуживанию или ремонту.

Как правило, временный ввоз транспортных средств завер­шается их обратным вывозом за пределы таможенной террито­рии Российской Федерации. ТК РФ допускает (с разрешения] таможенного органа) завершение временного ввоза транспорта ного средства его выпуском для свободного обращения при-1 менительно к товарам, режим временного ввоза которых за-1 вершается выпуском для свободного обращения.

Временный вывоз транспортных средств за пределы таможен-1 ной территории Российской Федерации допускается без ограв ничений сроков временного вывоза в отношении:

• транспортных средств, находящихся на таможенной тер-|
ритории Российской Федерации в свободном обращени^
и зарегистрированных за российскими лицами;

• транспортных средств, временно ввезенных на таможен-!
ную территорию Российской Федерации с частичным ос!
вобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин!
налогов и используемых российскими лицами, не явля-1
ющимися их собственниками (вне зависимости от реги!
страции такого транспортного средства за российским
лицом).

В случае временного вывоза российским лицом временна ввезенного транспортного средства таможенный режим вре! менного ввоза не приостанавливается и действует до его за! вершения, включая обязанность уплаты таможенных платеже! (поЗ%).

Временный вывоз транспортных средств может быть за вершен:

•^ обратным ввозом на таможенную территорию транспорт! ных средств;

^ изменением таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта или иной таможенный ре| жим, например переработки вне таможенной территория (без фактического представления транспортного средств| таможенному органу).


При завершении временного вывоза обратным ввозом транспортного средства на таможенную территорию Россий­ской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случаях, когда транспортное сред­ство подвергалось за пределами Российской Федерации опе­рациям:

^ по ремонту, техническому обслуживанию и другим по­добным операциям, необходимым для обеспечения со­хранности транспортного средства и его эксплуатации, а также для поддержания в состоянии, в котором оно на­ходилось на день помещения под таможенный режим вре­менного вывоза;

^ ремонту, осуществляемому бесплатно в силу закона или договора;

^ ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемо­му для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодо­лимой силы, которые имели место за пределами таможен­ной территории России.

Во всех остальных случаях совершения за рубежом в отноше­нии возвращаемых транспортных средств операций по перера­ботке (ремонту) действует частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к тамо­женному режиму переработки вне таможенной территории.

Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей, морских (речных) судов и воздушных судов, не исполь­зуемых для международных перевозок товаров и пассажиров, допускается с полным условным освобождением от уплаты со­ответственно ввозных таможенных пошлин, налогов и вывоз­ных таможенных пошлин.

Под оборудованием и запасными частями понимаются:

• временно ввозимое с транспортным средством специаль­
ное оборудование, предназначенное для погрузки, раз­
грузки, обработки и защиты грузов, независимо от того,
может оно использоваться отдельно от транспортного
средства или нет, а также временно ввозимые запасные
части и оборудование, которые предназначены для ре­
монта, технического обслуживания или эксплуатации
транспортного средства;

• временно вывозимые запасные части, предназначенные
для использования при ремонте или техническом обслу-


 




живании временно вывезенного транспортного средства в целях замены частей и оборудования, которые встрое­ны во временно вывезенное транспортное средство. Временно вывозимые с таможенной территории Россий­ской Федерации морские (речные) суда в целях их использо­вания для промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов мор­ского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантин­ного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спор­тивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу при их временном вывозе и обратном ввозе по прави­лам, установленным для временного вывоза транспортных

средств.

То же относится к временно вывозимым гражданским, го­сударственным и экспериментальным воздушным судам, не используемым для международных перевозок товаров и пасса­жиров.

Специальная таможенная процедура перемещения транс­портных средств не применяется в случаях перемещения транс­портных средств физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпри­нимательской деятельности, нужд. Порядок перемещения че­рез таможенную границу транспортных средств физическими лицами установлен специальной таможенной процедурой пе­ремещения товаров физическими лицами.

Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории.

В качестве декларации на временно ввозимые/вывозимые транспортные средства, оборудование и запасные части могут

применяться:

• стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта,


содержащие сведения о транспортном средстве, его марш­руте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведе­ния о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспорт­ного средства;

• въездная или выездная декларация (если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения).

В том случае, если в представленных стандартных докумен­тах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, не­достающие сведения сообщаются в таможенный орган путем предоставления соответственно въездной или выездной декла­рации по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Представлен­ные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной дек­ларации (п. 2 ст. 279 ТК РФ)

Требовать предоставления иных сведений таможенный ор­ган не вправе.

В соответствии с письмом ФТС России от 4 августа 2006 г. № 01-06/27170 «О таможенном оформлении транспортных средств» должностным лицам таможенных органов, располо­женных в месте прибытия транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, или в ме­сте убытия транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, или в месте убытия транс­портного средства, вывозимого с таможенной территории Рос­сийской Федерации, соответственно должны предоставляться следующие документы:

• при временном вывозе или обратном ввозе грузового авто­
мобильного транспортного средства, зарегистрированно­
го в Российской Федерации и следующего порожним, -
свидетельство о регистрации транспортного средства;

• при временном ввозе или обратном вывозе грузового авто­
мобильного транспортного средства, зарегистрированного
в иностранном государстве и следующего порожним, —
свидетельство о регистрации транспортного средства;

• при временном вывозе или обратном ввозе пассажирско­
го автомобильного транспортного средства, зарегистриро-


ванного в Российской Федерации, — свидетельство о ре­гистрации транспортного средства; • при временном ввозе или обратном вывозе пассажирского автомобильного транспортного средства, зарегистриро­ванного в иностранном государстве и используемого при '. осуществлении регулярных международных перевозок I пассажиров, — свидетельство о регистрации транспорт­ного средства;

• при временном ввозе, или обратном вывозе, или времен­
ном вывозе, или обратном ввозе грузового железнодорож­
ного транспортного средства, следующего порожним, -
поездная передаточная ведомость;

• при временном ввозе или обратном вывозе грузового
железнодорожного транспортного средства, в случае его
использования при перевозке товаров в соответствии с
таможенным режимом международного таможенного
транзита, — железнодорожная накладная и дополнительный I
экземпляр дорожной ведомости.

Если принимается решение о выпуске транспортных средств 1 таможенными органами в месте прибытия транспортных I средств на таможенную территорию Российской Федерации \ (убытия транспортных средств с таможенной территории Рос- | сийской Федерации) должностным лицом таможенного орга- | на, то проставляются отметки «Выпуск транспортного средства разрешен» либо «Выпуск транспортного средства запрещен» на

документах перевозчика.

Если в качестве въездной декларации на транспортное сред­
ство используются документы перевозчика, в них или в графе
«Д» подраздела «Результат» дополнительно проставляются долж­
ностным лицом таможенного органа в месте прибытия транс­
портного средства на таможенную территорию Российской
Федерации отметки «Срок временного ввоза до__» (указыва­
ется срок временного ввоза включительно). После выпуска
транспортного средства с оформлением декларации экземпляр
для таможни остается в таможенном органе в месте прибытия
(убытия), а экземпляр для перевозчика возвращается предста­
вителю перевозчика.

Если в качестве въездной декларации на транспортное сред­ство используется свидетельство о регистрации транспортного средства, уполномоченным должностным лицом таможенно­го органа заполняется форма декларации в следующих графах:


3, 4, Д (подраздел «Таможенный орган на границе (при въезде)») с проставлением подписи и личной номерной печати.

Декларация о транспортном средстве заполняется в двух экземплярах (для таможенного органа и перевозчика) отдель­но на самоходные и несамоходные транспортные средства.

В соответствии со ст. 279 ТК РФ таможенное оформление замененных запасных частей и оборудования, которые ввозят­ся на таможенную территорию Российской Федерации, про­изводится по правилам таможенного оформления товаров, вво­зимых в соответствии с таможенным режимом реимпорта.

Использованные и не вывезенные обратно запасные части и оборудование подлежат выпуску для свободного обращения либо помещению под иной таможенный режим с соблюдени­ем требований и условий, установленных ТК РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.