Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Найти и обезвредить






О страхах малыша узнать нетрудно: словами, жестами, всем своим поведением он незамедлительно сообщает об этом. А вот дети постарше часто скрывают свои страхи.

Догадаться, что ребёнок боится, можно по косвенным признакам. Дети их даже не стараются скрыть, потому что втайне всегда надеются, что мама- папа помогут. Обратите внимание, если ребёнок:

· рассказывает про какого- то мальчика (девочку), который испугался, и при этом явно ждёт вашей реакции;

· бравирует своей храбростью, много говорит о ней, а сам жмётся поближе ко взрослым;

· часто рассказывает какие- то «страшилки» (про отрубленный палец, про чёрную машину, в которую заманивают детей и увозят);

· спит, укрываясь с головой, плотно закрутившись в одеяло;

· часто видит страшные сны; просыпается в холодном поту;

· упорно добивается чего- то, о чём никогда раньше не просил (умоляет, например, завести очень большую собаку, требует плотно задёргивать шторы);

· отказался от любимой привычки (всегда вечерами гулял на улице, а теперь сидит дома);

· напряжён, вздрагивает, озирается, избегает оставаться один, особенно в сумерки;

· резко изменил поведение (быстро выходит из себя, с трудом успокаивается или, наоборот, из шумного и деятельного вдруг превратился в тихоню).

Почти наверняка в его жизни случилось что- то, чего взрослые не заметили или чему не придали значения. Не обратили внимания, не учли.

Самое главное (и самое сложное), что предстоит сделать, - понять, чего же ребёнок боится на самом деле (то есть отыскать причину, истинную причину страха). Сам ребёнок сделать такое не в состоянии. Он боится, например, казалось бы, сущей мелочи: закрытой двери, а на самом деле, возможно, страшится другого: что никому не нужен, что останется один, что родители оставят его, исчезнут (уйдут, разведутся, умрут, заболеют, отвергнут), потому что он/она плохо себя вёл/вела (или потому что такой трусишка, что учится никуда не годно, и т. п., и т. д.), - и кто же тогда будет о нём заботиться? И как же он тогда вообще будет жить? Мы даже не подозреваем, свидетелем каких неурядиц становятся наши дети и какие выводы (и реальные, и нереальные) они могут сделать.

Для малыша осознание собственного страха - дело очень трудное, тут только вы можете понять и помочь. Старшие дети могут осознавать причину, но не сознаваться в этом даже себе (ведь мы так часто внушаем, что бояться - стыдно!).

 

Вот вам и ваша родительская задача - помочь ребёнку:

· понять, что бояться не стыдно;

· выяснить (уяснить), что же его так напугало;

· «проработать» и избавиться от этого страха.

· Как приручить страх

· Постарайтесь в первую очередь успокоить себя. Если ребёнок уловит ваше напряжение, ему трудно будет обуздать свой страх.

· Покажите, что воспринимаете его страх всерьёз, что вы понимаете дочку или сына, сочувствуете ей/ему.

· Не шантажируйте ребёнка («ну, успокойся, а то я тоже испугаюсь», «не огорчай меня»).

· Не сравнивайте. Сказать «ай- ай, смотри, даже Леночка не боится, а ты...» - верный способ понизить самооценку ребёнка (кем он будет считать себя, если сравнения вечно не в его пользу?). Появится неуверенность в себе, и он невзлюбит ни в чем не виноватую Леночку.

· Если ребёнок не хочет рассказывать - не расспрашивайте в лоб: «что случилось?», «чего ты боишься?», а неназойливо заведите разговор (например, за вечерним чаем или по дороге в парк) о смелости и страхах. Ваша задача - убедить человека, что бояться - это ещё не значит быть трусом). Ребёнок должен знать, что испытывать страх не стыдно, что все люди время от времени чего- то боятся. И вы в том числе.

· Не стыдите его. «Ты же большой, как не стыдно», - говорит папа, а ребёнку и так стыдно, что он испугался, а теперь добавится новый испуг: «Ой, меня посчитают трусом». Или вы добавите чувство вины, и ребёнок в следующий раз побоится даже признаться в своём страхе, а значит, не научится избавляться от него, станет загонять вглубь (вот откуда фобии и прочие безобразия).

· Расскажите истории из своего детства, как вы сами боялись и как научились спасаться от этого страха (боялись гусениц, а потом узнали, что из них получаются красивые бабочки; снились плохие сны, а вы стали на ночь слушать красивую музыку и читать добрые истории).

· Разговаривайте, вводите в курс. Например, вы поняли, что он боится отправляться в санаторий без вас. Расскажите ребёнку, что - да, сначала там ему будет немного грустно (и с вами было так), зато потом, когда он привыкнет, будет так здорово отдыхать! Или вспомните историю, как вы однажды тоже страшно испугались... Втяните ребёнка в обсуждение. Дошколёнка разговорить легко, младшеклассника посложнее, а подростка, если он не привык откровенничать с вами, очень трудно. Если дочка или сын не торопится поведать вам о своих проблемах - не торопите. Главное, чтобы юный человек поверил и убедился: вы не собираетесь осуждать и критиковать его. Вы готовы ему помочь.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.