Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние российские фотовспышки доэлектронной эпохи






Cоветской электронной фотовспышке 60 лет

Владимир Зверев, Тамбов
Март 2015

В марте 1955 года на прилавках крупных универмагов страны, в отделе фототовары, появилась необычная новинка - прибор " ЭВ-1 Молния". Выпуск был приурочен к десятой годовщине дня Победы. Неискушенным фотолюбителям приходилось объяснять, что это " так называемая" электронная фотовспышка.


Пятидесятые годы были " Золотым Веком" для фотолюбителей. Именно в это время можно было купить в одном фотомагазине и магниевый прибор, и ламповый осветитель (флэшган), и электронную фотовспышку. В любом рецептурном фотосправочнике можно было найти рецепт подходящей магниевой смеси и калькулятор для работы с одноразовой лампой-вспышкой.

Древние российские фотовспышки " доэлектронной" эпохи

До официального выпуска первой советской электронной фотовспышки ЭВ-1 " Молния" в 1955 году на территории нашей страны выпускалось немало фотоосветительных приборов.


Зеркальный отражатель для павильонной фотосъёмки при естественном освещении, 1890-е, нижегородский фотомастер Андрей Карелин


Спиртовой осветитель 1890-х харьковского фотомастера Анатолия Вернера


Магниевый порошок для фотовспышки " Свет Молнии" 1900-е.
Магниевый порошок для фотовспышки " Сириус" 1900-е.


Магниевый осветитель начала ХХ в, Санкт Питербург, " Artel Electrometal"
Магниевая фотовспышка 20х гг ХХ в, Ленинград, " Мастерская инст. слепых детей"


Ламповая фотовспышка " ФО-1в" КМЗ 1940-1950-е


Продвинутые фотолюбители, безусловно, имели представление о " Е-вспышке". В журнале " Советское Фото" периодически упоминалось это название. Например, наши ученые использовали стробоскопы для фотосъемки на глубинах океана.

Еще в 1954 году в Институте Океанологии АН СССР было создано автоматическое устройство, с помощью которого удалось сделать снимки на глубинах до 4000 метров. В 1956 году автоматический прибор профессора Н. Л. Зенкевича (камера под 35 мм пленку и лампа-вспышка) сделал снимки на глубинах в 8150 м и 9960 м на дне желоба Кермадок в Тихом океане.


Надо сказать, что наши умельцы делали электронные фотовспышки самостоятельно. Например, из советской ламповой фотовспышки " ФО-1в", путем небольшой модернизации получалась электронная фотовспышка.
Сейчас коллекционерам трудно найти советскую ламповую вспышку ФО-1в. В 1957 году, после статьи А. Шапиро в журнале Советское Фото, " Самодельная импульсная лампа", их стали массово переделывать в электронные. А со временем, за ненадобностью, - выбрасывать.


Но это была еще не серийная модель. Официально первой электронной фотовспышкой считают прибор " Молния" или " ЭВ-1", произведенный на заводе МЭЛЗ. Что вовсе не означает, что у этой фотовспышки не было родственников.


В 1956 на экраны страны вышел фильм " Дело №306" производства " Мосфильм". Когда снимали это кино, в СССР электронных фотовспышек ещё не выпускали. Так, на советский экран попала вспышка-прототип, очень похожая на немецкую " Blaupunkt Reporter". Её технология была позаимствована у западных немцев (это вспышка Mannesmann Multiblitz Press). А компания доктора Маннесмана, Multiblitz, не постеснялась взять за образец американский флагман, фотовспышку Гарольда Еджертона " Kodatron flash unit".

Изобретение " Ведущего числа"

Термин " Ведущее число" был создан доктором Маннесманом. Он был недоволен тем, что не было доступного способа измерить эффект вспышки, поэтому он разработал формулу для " Ведущего числа", которой пользуются производители вспышек всего мира и по сей день.


В фильме " Дело №306" актеры снимались с неработающей фотовспышкой. Уже не немецкое, но очень похожее на вспышку " Blaupunkt Reporter" (ГДР), это изделие весило 4, 76 кг (с блоком аккумуляторов - почти 8 кг). Поэтому актрису пожалели, и она снималась только с верхней половиной изделия, без тяжёлых аккумуляторов.
Надо отдать должное советским конструкторам - они не копировали сторонние наработки, а внесли свои решения, которые повлияли на дальнейшее развитие фото-осветителей.
Во-первых, западные предтечи делались из качественной стали. Советский прибор был алюминиевым и поэтому, становился легче сразу в несколько раз. Позже, на западе изобрели пластик, который и стали применять в фото-производстве.
Во-вторых, наши конструкторы отказались от кислотных аккумуляторов, которые стояли на " заморских" приборах. Аккумуляторы были тяжелые, требовали облуживания и стоили немало вложений. Советский прибор заряжался от " сухой батареи" 300 вольт для радиостанции. Батарея " Молния" - её самое знакомое название. Впоследствии, и немцы, и американцы перешли на питание электронных фотовспышек от батарей.
В-третьих, наши электронные фотовспышки имели РС-контакт, незадолго до этого, только в 1953 году, предложенный фирмой Zeiss. Именно массовый выпуск конкурентноспособных советских вспышек сделал РС-контакт всемирным эталоном.
Теперь посмотрим, почему центральные затворы образца " Prontor-Compur" были взяты за образец синхро-контакта РС.
Это статья из журнала тех лет (" СФ" 1958 г): " Шторка в нокауте? ".
" В длительной борьбе, которую вел центральный затвор с затвором шторным, победу, по всей видимости, одержал первый. Из трехсот моделей аппаратов со шторными затворами остались лишь " Лейка", " Контакс", однообъективная зеркальная западногерманская камера и несколько камер ГДР. Почему это произошло?
Первый удар шторному затвору нанесло широкое распространение импульсной лампы: она прекрасно сочетается с центральным затвором и плохо - со шторным. Вторым ударом оказалось введение световых значений - связать индекс диафрагмы с индексом выдержки при шторном затворе чрезвычайно трудно".
По понятным причинам американцы и японцы в те времена не составляли конкуренции немецким производителям. В Америке был бум дешёвых одноразовых ламп AG-1, (их " клонировали" с немецких Phillips PF-1), а японский рынок был тогда, в основном, ориентирован на Америку. Только в середине шестидесятых электронные фотовспышки начали теснить флеш-ганы. И Америка проиграла войну в производстве электронных фотовспышек. А в СССР с 1955 года фотовспышки выпускали только электронные. Трудностей на первых порах хватало. Купить Е-вспышку было довольно трудно. Еще труднее было найти батареи. Иногда их не завозили в магазины по два(!) года.
Первыми советскими электронными вспышками 50-х гг были:
- 1955 вспышка типа " Молния ЭВ-1" завода МЭЛЗ
- 1957 (?) Харьковская вспышка " Луч-57"
- 1959 Таллинская " Norma FIL".
Первые советские фотовспышки завода МЭЛЗ даже имели свои названия (" Молния", " Луч", " Заря", " Ленинград"). Наши инженеры щедро делились своими разработками с немецкими коллегами из ГДР, общение было взаимовыгодным. Именно, поэтому многие модели завода " Elgawa", который находился в бывшей ГДР, конструктивно напоминают советские образцы, а советские модели - западногерманские.
В СССР исторически сложилось так, что разрабатывали Е-фотовспышки в Ленинграде, выпуск начинали на московских заводах, а в серию они шли на Украине или прибалтике, потому что в этих республиках позволяли производственные мощности.
Причина, по которой завод МЭЛЗ перенёс производство новых моделей фотовспышек на другое место, долго была засекречена. Творческие и технические силы предприятия были " оттянуты" на другие цели. В 1959 году советский фототелевизионный комплекс " Енисей", установленный на космической станции " Луна - 3", передал на Землю первые в мире изображения обратной стороны Луны. Этот комплекс, разработанный специалистами Ленинграда, был изготовлен на заводе МЭЛЗ. К разработке новых моделей фотовспышек специалисты завода вернулись в 1960 году. И к радости потребителя, сразу в трёх республиках Советского Союза стали выпускаться электронные фотовспышки.
1. МЭЛЗ-ЭВП, " Московский электроламповый завод" до сих пор работает. Предприятие " МЭЛЗ" было основано в 1907 году и является старейшим в России по выпуску электровакуумных приборов. В настоящее время основной сферой деятельности является производство электронно-оптических преобразователей.
2. " NORMA" Эстония, Таллин. Завод в Прибалтике теперь выпускает " ремни безопасности" для автомобилей. Теперь это ближнее зарубежье.
3. ОАО " ЭЛИТАН", Украина. Харьковский завод " Радиодеталь" (другое названия: " Харьковский совнархоз") закрыт в 1998 году.
Модели " ЭВ-2" и " ЭВ-3" больше известны как фотовспышки " Nоrma FIL-1" и " Луч-57". Выпускались они в Таллине и Харькове. Хотя считается, что фотовспышки " Луч-57" и " Луч-59" собраны в Харькове, логотип московского завода (маленькая буква " м" в кружочке) кое-что объясняет.


На отражателях моделей " Луч-57" и " Луч-59" имеется логотип МЭЛЗ. Москвичи передали своим коллегам не только технологию, но и заготовки изделий. Именно поэтому на отражателях первых моделей этих фотовспышек стоял логотип МЭЛЗ.
Модели " Луч-57" и " Nоrma FIL-1" почти невозможно найти на рынке секонд-хенд. Их не было в свободной продаже, а были собраны ограниченные партии из комплектующих завода МЭЛЗ для " обкатки" и последующей доработки. Их выдавали профессиональным фотографам и репортёрам, а также активистам клубов фотолюбителей. В Ленинграде такой клуб существовал с 1952 года и опытные фотолюбители, а в основном это были инженеры, тестировали новое фотооборудование.(статья " Клуб ленинградских фотолюбителей" журнал " Советское фото" от января 1957)
Следующие модели фотовспышек - " Луч-59" и " Nоrma FIL-2" выпускались массово и их можно было купить.


Отражатели первых советских вспышек " Norma Fil", " Молния" и " Луч-57"

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.